Сообщение "Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников"
консультация

Карпова Елена Валентиновна

Информация для воспитателей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников. 

1. Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, человек постоянно запрашивает, передает и хранит информацию, то есть активно занимается коммуникативной деятельностью. (Кухаренко В.А.)

М.С. Каганом в 70-е годы было отмечено, что «…формирование человеческой жизни начинается с воспитания коммуникативной деятельности и овладения ее механизмами...»

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии ( от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений)

  Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Р.С. Немов, В.А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.

Есть несколько формулировок определения коммуникативных компетенций. Коммуникативная компетенция
 – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста  российский лингвист, Доктор педагогических наук,  Виктория Викторовна Сафоновой).

По другой трактовке коммуникативные компетенции это:

- овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

- способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

- совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.

В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме через эксперимент (через ее нарушение). В этом парадокс детской грамматики.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь.

В структуре коммуникативной компетентности можно выделить следующие компоненты:

- когнитивный,

- ценностно-смысловой,

- личностный,

- эмоциональный,

- поведенческий.

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

- содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

- все компоненты (направления) должны быть включены в работу;

- более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Раскрывая смысл каждого компонента, можно обозначить его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для дошкольника

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его.

Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего. Если, по его мнению, просить – значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что «никто никому ничего не должен», и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Поэтому, начиная с дошкольного периода следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).

Личностный компонент образуют особенности личности, вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность дошкольника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее благоприятен для воспитания личностных черт, многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. У более старших детей коррекция потребует существенных усилий.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения (приветствие, прощание, обращение, просьба, отказ, умение слушать других, говорить перед другими, сотрудничать).

Умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также умение отбирать речевые средства в соответствии с ними, вырабатывается в дошкольном возрасте. Взаимосвязь коммуникативных и речевых умений помогает развитию отношений, осмыслению языковых и речевых явлений, усвоению социального опыта, развитию творческих способностей ребенка. Эти умения направлены на формирование коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:

  •  желание субъекта вступать в контакт с окружающими;
  •  умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,
  •  умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;
  •  знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Условиями развития коммуникативной компетентности старших дошкольников являются:

  •  социальная ситуация развития ребенка;
  •  формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
  •  совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

В структуре коммуникативной компетентности дошкольника можно выделить внешние и внутренние составляющие.

1. Внешние характеристики:

  • общение со взрослым,
  • формирование коммуникативных навыков,
  • формирование мотивационной включенности в речевое высказывание.

2. Внутренние характеристики:

  • развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности;
  • развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности, формирование речевой и языковой компетентности ребенка.

Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутреннее намерение (интенцию) или внешнее побуждение. Человек начинает говорить, когда ему нужно удовлетворить жизненную потребность, если ему нужно достичь какой-то цели или отреагировать на поставленный вопрос. По мнению A.A. Леонтьева, осуществляя общение, ребенок должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие.

Для формирования коммуникативной компетентности выделяются две группы методов воспитания: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения

Среди средств , способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения, можно отметить:

- диалог(Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, Е.А. Белова

- создание сюжетных ситуаций(З.Я. Футерман),

- дидактические игры,

- лексические упражнения.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку.

Важным направлением воспитания коммуникативной компетентности также является целенаправленная работа с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников, которая включает в себя следующие этапы работы:

- изучение семей детей;

- привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения,

- изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей,

- просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников,

- учет психолого-педагогических рекомендаций,  предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения.

Итак, коммуникативная компетентность дошкольников представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения).

Коммуникативные навыки развиваются как  в повседневной деятельности, так и игровой.  А в дошкольном детстве – в основном в игре, в дидактической, подвижной, сюжетно-ролевой ведь это - ведущий вид деятельности в этом возрасте. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

     Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, формируется творческое воображение, становление внимания и мышления ребенка.

В книге Л.А. Дубиной «Коммуникативная компетенция дошкольников»   представлены игры и упражнения  направленные на формирование коммуникативной компетенции дошкольников, это:

  • Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать
  • Игры и упражнения на развитие умения активно слушать
  • Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию
  • Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (говорить самому)

2. Игра с педагогами.

«Рукавички» – развивающая игра для формирования коммуникативных навыков у детей от пяти лет и старше. Здесь детям нужно работать в парах, договариваться между собой. Если они этого не сделают, то рукавички не выйдут одинаковыми. Для взрослого наблюдателя эта игра – настоящий кладезь информации. Сразу видно, кто из детей легко работает в паре, уверенно чувствует себя с детьми, а у кого с этим проблемы. Кто сразу старается лидировать и берет все в свои руки, а кто напротив, подчиняется.

Ход проведения развивающей игры по формированию коммуникативных навыков у детей «Рукавички»

Игроки находят сначала по одной рукавички, а потом ищут свою пару – того игрока, которому досталась рукавичка с тем же узором.
Когда все пары найдены, игроки подходят к ведущему. Он проверяет, верно ли подобрана пара. Затем игроки получают три цветных карандаша на двоих и должны раскрасить рукавички. Конечно, рукавички должны получиться одинаковыми. Затем все собираются со своими рукавичками и оценивают, у кого рукавички получились похожие, а у кого не очень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников

Онтогинез общения детей - со взрослыми, со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности у детей (из опыта работы)....

Коммуникативная компетентность старших дошкольников - необходимое условие для успешного обучения в школе.

Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство не лучшим образом вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого ...

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетентности, задачи ее формирования в дошкольном возрасте,состав коммуникативных умений детей, приводятся игры и упражнения поразвитию диалогических на...

Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников.

Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду явлется формирование коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.Мной была подг...

Тренинг: «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной компетентности у дошкольников»

Главными составляющими коммуникативной компетентности являются общение и речь. Кроме того, речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания....

Семинар «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества».

Цель семинара - практикума - мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников.Задачи:- обо...