НОД "Путешествие по России"
план-конспект занятия (старшая группа)

Кузнецова Оксана Андреевна

Занятие по патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Путешествие по России»

Ведущая образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира).

Цель: создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Задачи:

Образовательные: Формировать представления детей о России, уважительное отношение к государственным символам; народной культуре.

Развивающие: развивать интерес к русским традициям и промыслам, развивать речевые умения связной монологической речи.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Материал: 

Презентация (карта России, государственные символы - флаг, герб, достопримечательности Москвы, фото- гор, рек, полей, лесов, березок, наглядно-дидактические пособия, флаги разных государств.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; рассматривание фотографий лесов, полей, рек, гор, морей, нашей Родины. Флаги  разных стран.

Предварительная работа: Беседы о российской символике, городах Хабаровске, Москве, о народной культуре (промыслах, фольклоре), чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание иллюстраций.

Ход занятия: Под музыку входят дети

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро  при встречи здороваться: «Доброе утро»

Доброе утро и солнцу и птицам  - Доброе утро улыбчивы лица.

Ребята, а теперь поздоровайтесь друг с другом, сделайте «Прикосновение ладошками».

Вот вы и  поделились своим теплом друг с другом, и у нас стало прекрасное настроение, вы не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте!

Вводная часть ( мотивация)

Дети, а вы любите путешествовать? (где-то бывать, узнавать что-то новое, интересное, делать новые открытия). Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие.

Ребята, а на чем можно путешествовать? (Ответы детей)

Воспитатель:

Я предлагаю вам путешествие на поезде. Занимайте места в вагоне. Мы отправляемся. (Дети садятся на стульчики). (На экране изображение поезда).

Основная часть

Звучит музыка "Паровоз" (фонограмма).

Музыкальный руководитель: 

Мы приехали на станцию. Она называется "Большая и могучая"

Воспитатель:

На планете много разных стран, но самая большая наша страна.  (Звучит музыка  «С чего начинается Родина»)

Как она называется? (Россия)

Правильно, Россия.

А какая она наша Россия?

(Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая) Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на экран, на карту России). Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом -припекать солнышко. чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Сейчас Даша  нам прочитает  стих о нашей родной земле.

Как велика моя земля!

Как широки просторы

Озера, реки и поля

Леса и степь и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна-

В другом снега и вьюга!

(Дети в это время смотрят на экране слайды с природными видами России)

Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина? (Родина- место, где мы родились; страна, в которой мы живем, наш дом.)

Воспитатель:

 Ребята, теперь Богдан  прочитает стихи о  Родине.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Воспитатель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.

  1. Жить - Родине служить
  2. Кто за Родину горой, тот истинный герой
  3. Одна у человека мать, одна и Родина
  4. Родной край – сердцу рай
  5. Человек без Родины, что соловей без песни

Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов

Наше путешествие продолжается, занимаем наши места. Мы отправляемся дальше.

Музыкальный руководитель: 

Станция "Лесная" звучит (музыка про  русскую берёзу.)

Воспитатель

 Отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

Воспитатель: 

Правильно! Это дерево. Давайте выйдем из вагона и отдохнем на природе. Какая красивая поляна, а вокруг березки.

-Березу издавна считают символом России. Россия и береза! эти два символа неразделимы. С чего начинается Родина? Наверное с белых берез.

 Ваня  выучил  стих про березу, давайте посидим и послушаем.

Белоствольная береза-

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,

А зимою - в серебре,

Машет веткой золотою,

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,

Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка

Ты березку посади.

Ребята, а вы знаете какая игрушка является одним из символов России? Звучит песня русские матрёшки (после песни  ответы детей)

Послушаем Машу  она нам расскажет про матрешку.

Ой ты барышня-матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,

Разноцветная одёжка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!

Физкультминутка: под музыку

Руки подняли и покачали.

Это - березы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

(Дети выполняют движения, в соответствии с текстом)

Воспитатель: Мы немножко отдохнули, занимайте свои места, поезд наш едет дальше.

Наше путешествие продолжается, занимаем наши места. Мы отправляемся дальше.

Музыкальный руководитель:

 Мы прибываем на  станцию "Государственная"

Воспитатель:

 Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу нашей Родины. Звучит песня Олега Газманова «Москва»

Ребята как называется столица нашей Родины?

Даша  нам приготовила стихотворение о Москве, давайте послушаем.

Москва - это красная площадь,

Москва - это башни Кремля,

Москва - это сердце России,

Которое любит тебя.

Воспитатель:

Ребята кто управляет нашей страной? (президент) А как звать  президент нашей страны? (Путин В. В.)

Ребята,  какие государственные символы России вы знаете (Флаг, герб, гимн)

- Что же такое флаг и для чего он нужен? Я вам расскажу.

В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. (Дети смотрят на экран, там слайд с флагами разных государств). Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.

У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (На экране слайд с российским флагом).

Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не нападает на другие страны. Что напоминает нам белый цвет ?(Березу, снег, облака, ромашку).

Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает(Небо, реки, озера).

Красный цвет-цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (Солнце, огонь, тепло).

Задание для детей с использованием наглядно-дидактического пособия под музыку

-Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, ребенок выбирает из предложенных флаг России).

Молодцы! А теперь Маша  расскажет нам стихотворение о российском  флаге.

Разноцветный флаг России

Белый, синий, красный цвет.

Самый для меня красивый,

Краше флага в мире нет.

Честь и правда в этом флаге,

Кровь пролитая в бою.

Смелость ,доблесть и отвага,

Вера в Родину мою!

Воспитатель:

 Герб - это второй символ нашего государства. Герб России является символом единства народов, живущих в России. Посмотрите на экран. Давайте с вами рассмотрим герб. Что изображено на гербе России?(Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея).

-Как вы думаете, что означает всадник? (воин).

-А змея? (зло, то есть воин побеждает зло - это победа над злом)

-Ребята, посмотрите на орла. Это птица-царь. У орла  2 головы, которые смотрят одна на восток, другая на запад, как бы охраняя своим зорким орлиным глазом границы нашей большой страны.

-Давайте послушаем стихотворение о гербе которое нам подготовила Наташа

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый, он и гордый.

Он России дух свободный!

Воспитатель:  

Третий символ нашего государства это гимн. Гимн - это музыкальный символ и главная песня в каждой стране. Гимн играет на военных парадах,  на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.)

Дети встают около стульчиков, звучит гимн России.

Музыкальный руководитель:

Станция «Найди и покажи»

Воспитатель:

 Ребята выходите из вагона. На столе разложены флаги и гербы разных государств. Вы должны отыскать флаг и герб России и нашего города Хабаровска .(молодцы) дети выполняют по музыку.

Занимайте места в вагоне мы отправляемся дальше в путь.

Воспитатель:

Наше с вами путешествие по Родине-России закончилось. Вам оно понравилось? (Ответы детей).

Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы с вами тоже вернулись.

Давайте послушаем Арину она нам  расскажет  стихотворение  о родном Хабаровске

Землепроходцы – русские богатыри

Открыли эти земли у Амур – реки.

Хабаров Ерофей построил здесь военный пост.

И на века с тех порт Хабаровск – город рос.

Знаем Дьяченко и Невельского,

Блюхера, Постышева, Лазо, Шевчука.

Город прославили их имена на века.

Далеко от города гремела война,

Но каждый дом в Хабаровске

Не обошла она.

И день, и ночь работали в цехах

Под лозунгом «для фронта – для победы»

Матери, сестры и братья, и деды.

Прославленный подвигами

И трудовыми делами

Цветущий солнечный город

Стал городом воинской славы!

Звучит песня «Вдоль Амура белым парусом»

Заключительная часть (рефлексия)

Итог: Ребята вам понравилось наше путешествие? На чем мы путешествовали? И что вы узнали нового? О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)

Список используемой литературы:

  1. «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ 2015.- 368 с.;
  2. «Мы живем в России» Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа)  Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007, 9 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...