Использование интерактивных форм взаимодействия с родителями воспитанников детского сада
статья

Миняева Татьяна Геннадьевна

В статье представлен опыт работы социального педагога детского сада с родителями воспитанников с использованием интерактивных форм взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миняева Т. Г.

Детский сад № 261 ОАО «РЖД»;

Использование интерактивных форм взаимодействия с родителями воспитанников детского сада

Аннотация: в статье представлен опыт работы социального педагога детского сада с родителями воспитанников с использованием интерактивных форм взаимодействия.

Ключевые слова: интерактивное взаимодействие, детский сад, социальный педагог, работа с родителями.

Minyaeva T.G.

Kindergarten No. 261 of JSC Russian Railways;

Using interactive forms of interaction

with a parents of kindergarten pupils

Abstract: the article presents the experience of a social kindergarten teacher with the parents of pupils using interactive forms of interaction.

Keywords: interactive interaction, kindergarten, social kindergarten teacher, work with parents.

Перед социальным педагогом детского сада стоит ряд задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности и др.

Решение этих задач невозможно без обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Именно это остается нашей главной целью в условиях работы с родителями в плане педагогического просвещения родителей; удовлетворения их запросов в индивидуальных и групповых формах работы с привлечением традиционных и инновационных методов.

Именно поэтому в нашем детском саду организован и успешно работает уже много лет клуб думающих родителей «Молодая семья». Клуб осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1. оказание психолого-педагогической помощи родителям детей младшего и среднего возраста;

2. согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка;

3. организация общения детско-родительского коллектива в ходе игр и продуктивной деятельности;

4. повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания детей дошкольного возраста;

5. обогащение семейного досуга.

Клуб дает возможность организовать совместное общение, в интересной игровой форме передать друг другу знания, которыми владеют и педагоги, и родители. Обязательное условие детско-родительских встреч: нет зрителей – все участники. Именно поэтому большой интерес со стороны родителей вызывают встречи с использованием интерактивных форм взаимодействия. Тематика интерактивов прописана в рабочей программе и включает проведение семинаров, практикумов, мастер-классов, театрализованных представлений с участием детей и родителей, презентаций семейного опыта. Так, например, в 2021-2022 учебном году нами запланирован семинар «Проблемы адаптации ребенка в детском саду»; интерактив-практикум «Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста»; работа театральной студии «Умелые руки не знают скуки», в рамках которой проводится мастер-класс по изготовлению театральных игрушек; оздоровительная лаборатория и треннинг «С папой вместе»; практическое занятие по развитию социально-эмоциональной сферы ребенка посредством игровой деятельности у старших дошкольников «На что похоже настроение» и др. Так же наши родители активно участвуют в проводимых детским садом акциях (например: «За безопасность дорожного движения», «Берегите птиц!», «Цветок надежды», «Подарите книгу детям!» «Начни с себя»), традиционных праздничных мероприятиях с изготовлением поделок своими руками («Осенины – осени именины», «Мастерская дедушки Мороза», «Одень куклу», «Новогодняя сказка», «Наши друзья – эколята», «Забавные пушистики», «Во имя Победы»), волонтерском движении, о результатах которых мы рассказываем на страницах нашего детского сада и в социальных сетях.

Кроме того, в настоящее время, в период распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19) и сезонного роста заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями, когда жизнь людей изменилась и встала необходимость работать по-новому, искать новые форматы взаимодействия социального педагога и родителей воспитанников детского сада, на первый план активно вышли дистанционные формы сотрудничества с семьей, главный элемент которых – переход от очного общения и взаимодействия к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей.

Для социально-педагогического сопровождения семей воспитанников нашего детского сада нами был разработан план мероприятий дистанционного взаимодействия с родителями, который включает несколько аспектов: знакомство родителей с нормами психофизического развития ребенка соответственно возрасту; консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей, рекомендации по режиму дня, выбору литературы для чтения детям и родителям по вопросам укрепления здоровья детей; оказание содействия по созданию благоприятного морального психологического климата в семье.

Формат дистанционного взаимодействия социального педагога и родителей в настоящее время отвечает следующим требованиям: оно способствует коммуникации, как возможному процессу по обмену информацией между участниками дистанта; координирует действия участников; есть возможность кооперации для решения социально-коммуникативных и здоровьесберегающих задач. В дистанте формы организации интерактивного взаимодействия остаются прежними: это и индивидуальная работа с конкретной семьей, где основным средством является мобильный мессенджер WhatsApp (любой родитель воспитанника нашего детского сада имеет возможность задать вопрос и уточнить информацию по любому интересующему вопросу и сразу получить обратную связь), и групповое общение посредством участия в конференциях на платформе Zoom. Однако новый формат приобрело оформление информационных листов и буклетов для родителей; анкетирование и выявление родительских потребностей, а также консультирование перешло в режим онлайн.

Главной проблемой является некомпетентность родителей в использовании дистанционных форм взаимодействия. Для ее решения мы подключаем родителей в работу всех официальных платформ детского сада: нами был создан информационный плакат с QR-кодами сайта Детского сада № 261 ОАО «РЖД» и официальными группами в социальных сетях. Мы постоянно обновляем информацию по вопросам воспитания и образования детей, что привлекает внимание родителей, приобщает их к жизни дошкольного учреждения. Родители узнают о достижениях и победах детей, смотрят фото- и видеоматериалы с различных мероприятий и ежедневных занятий с детьми, задают вопросы, комментируют информацию.

Таким образом, использование интерактивных методов (и в дистанционной форме) позволяет нам решить несколько психолого-педагогических задач:

1. интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации традиционного родительского собрания сделать это достаточно сложно: призывы высказать свое мнение, предложить свои варианты, как правило, остаются безрезультатными, поскольку ведущая роль остается у педагога. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

2. интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.

3. повышается готовность родителей к взаимодействию не только с воспитателем конкретной группы, но и с другими педагогами и специалистами нашего детского сада. Социальный педагог, психолог, логопед, организующие оригинальные, непривычные мероприятия, вызывают большой интерес у родителей и детей.

4. с помощью интерактивных методов проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности. Именно в интерактивах «обнажаются» и становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием? В детском саду ребенок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций.

Мы не ставим перед собой цели давать родителям глубокие знания в назидательной манере, мы знакомим их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществляем с ними взаимодействие. Поэтому многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Кроме того, родители начинают понимать, что для успешного развития их детей огромное значение имеют занятия, беседы, упражнения, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, можно и нужно заниматься с ним совместным творчеством. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. И наша общая, совместная с родителями задача – правильно и умело помочь ребенку приобрести социальные навыки.

Литература

  1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипина // Воспитатель ДОУ. 2011. №12. С. 88-94.
  2. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия [Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. 2007. № 2. С. 5-6
  3. Доронова Т. Н., Глушко Г. В. и др. Вместе с семьей. М.: Просвещение, 2006. 191 с.
  4. Елжова Н. В. Работа с детьми и родителями в ДОУ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 283 с.
  5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2007. 112 с.
  6. Козлова С. А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. М.: Шк. Пресса, 2003. 32 с.
  7. Солодянкина О. В. Сотрудничество ДОУ с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004. 79 с.
  8. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. Пермь: Меркурий. 2012. С. 71 – 74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы "Взаимодействие с родителями воспитанников детского сада"

Родители- первые педагоги своих детей. От характера взаимодействия воспитателей с родителями зависит успех образовательного процесса в ДОУ....

Интерактивная форма взаимодействия с родителями воспитанников

В материале показан пример интерактивного взаимодействия с родителями на примере проведения тематического выпускного праздника....

Интернет-технологии во взаимодействии с родителями воспитанников детского сада

В этой статье рассматривается 6 способов общения с родителями через интернет....

Использование активных форм взаимодействия с родителями воспитанников в вопросах музыкального развития дошкольников

Цель работы в данном направлении: построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального развития детей через активные формы взаимодействия....

" Социальные сети как форма взаимодействия с семьями воспитанников детского сада"

Опыт работы ДОУ по взаимодействию с родительской общественностью...

Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)

Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных  вопросов воспитания и развит...

Мастер-класс – одна из форм активного взаимодействия с родителями воспитанников детского сада. (опыт работы)

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...