Традиции и быт людей на Руси
план-конспект занятия (старшая группа)

Гузенкова Нина Александровна
Цель: формирование представления о жизни и быте русского народа Задачи: - обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу. - продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором. обогащать представление о народных играх. Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок; знакомство с народным прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен; экскурсия в уголок «Русская изба». Оборудование и материалы: печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват; русский народный костюм для хозяйки; выставка книжек с русскими народными сказками. Музыкальное сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_guzenkova.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр № 1 »

Энгельсского района Саратовской области

Конспект НОД

Тема: « Традиции и быт людей на Руси».

                                     Воспитатель: Гузенкова Н.А.

 

2022 г.


Цель: формирование представления о жизни и быте русского народа 

Задачи:

- обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.

- продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.

обогащать представление о народных играх.

Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок; знакомство с народным прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен; экскурсия в уголок «Русская изба».
Оборудование и материалы: печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват; русский народный костюм для хозяйки; выставка книжек с русскими народными сказками. Музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много нового! (звучит русская народная мелодия).Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? (ответы детей ). Верно, это времена , которые были очень давно, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек. Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались Русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь. Для этого надо произнести волшебные слова:

Один, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

 В прошлое идем гулять (шагаем на месте)

Повертелись, покружились – в прошлом с вами очутились! (поворот вокруг себя)

Воспитатель: Посмотрите, какой необычный наряд у меня! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?

Демонстрация картинки старинной русской одежды.

Воспитатель: а знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Демонстрация макета «Русская печь»

Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?

Демонстрация картинки из сказки «По щучьему велению»

Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

Демонстрация чугунка.

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.

А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.

Вот послушайте про какую игрушку эта загадка?

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки)

Показ игрушки.

Воспитатель: Посмотрите какая матрешка (красивая, нарядная).

Много интересного мы сегодня с вами увидели, но для вас есть ещё один сюрприз – к нам пришли сегодня в гости матрешки (демонстрирую нарисованных матрешек в одноцветных сарафанах). Только на самом деле они совсем не весёлые. Как вы думаете, почему? Правильно, их сарафаны не нарядные, не яркие. Давайте украсим сарафаны наших матрешек, и настроение у них улучшится.

Практическая часть.

Дети садятся за столы.

Какие мы уже знаем с вами элементы народной росписи?

Ответы детей: это прямые и волнистые линии, точки, кружки.

Дети самостоятельно рисуют узоры. (Звучит русская народная мелодия)

Итог занятия.

Воспитатель: Теперь наши матрешки нарядные, красивые и весёлые. А какое настроение у вас? Понравилось вам путешествие в прошлое?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Образовательный проект "Как жили люди на Руси"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

Как жили люди на Руси.

Как жили люди на Руси....

Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6  Одинцова Магдалина Николаевна....

Сценарий непосредственно- образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет «Как жили люди на Руси».

Цель: формирование патриотических чувств, интересов на основе беседы к культуре и обычаям своего народа, своей стране.Программные задачи:• Закрепить знания детей о нашей стране. Воспитывать любо...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Как жили люди на Руси".

В старину плотники на Руси строили  без единого гвоздя: дороги были они в те времена. Жилища строили из дерева.Русская земля всегда была богата лесами.Дерево, как строительный материал было дешев...

Сценарий "Как люди на Руси Пасху встречали"

В русских деревнях на Пасху волочебники обходили дворы и, поздравляя хозяев пели обрядовые песни , говорили пожелания. А хозяева выносили им крашенные яйца, сало, молоко, пироги, деньги....