Конспект родительского собрания в младшей группе Тема «Путешествие в страну речи»
консультация (младшая группа)
Цель: формирование у родителей представлений о приёмах развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya_puteshestvie_v_stranu_rechi.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края
Конспект родительского собрания в младшей группе
Тема «Путешествие в страну речи»
Подготовила: Шевченко С.А.
воспитатель 1 категории
2022г.
Цель: формирование у родителей представлений о приёмах развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Форма проведения: семинар - практикум
Повестка:
1. Консультация для родителей «Путешествие в страну речи»
Цель: формирование общих представлений родителей о речевом развитии ребёнка
2. Игра - путешествие по стране «Развитие речи»
Цель: расширение представлений родителей об игровых приёмах развития речи детей
1. Консультация для родителей «Путешествие в страну речи»
Здравствуйте, уважаемые родители. Приглашаем вас в «Путешествие в страну речи». Что же такое «речь»?
Речь – это форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;
- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
На что в первую очередь обращают внимание: на речь ребёнка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребёнка.
Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Чему мы учим ребёнка на протяжении дошкольного возраста?
- Формированию звуковой культуры речи
- Обогащению словарного запаса
- Формированию грамматического строя речи
- Обучению рассказыванию, связной речи
- Развитию выразительности речи
Работа по развитию речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности:
- на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности;
- в повседневной жизни.
Особое значение для развития речи ребёнка имеет сюжетно –ролевая игра, требующая от детей умение договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
Сюжетно – ролевая игра – копирование той взрослой жизни, которую видит ребёнок, подготовка к нашей взрослой жизни: доктор работает в кабинете, вещи разложены аккуратно на столе.
Обратите внимание ребёнка на работу магазина, на классификацию товара: овощи, другие продукты, одежда находятся отдельно (называйте обобщающие слова: обувь, игрушки, фрукты). Обогащайте представления детей о профессиях (доктор, учитель, продавец, кассир, повар, пожарный, полицейский, дворник), расскажите об их значимости.
Называйте ребёнку своё имя и отчество, имена бабушек и дедушек, название нашего города, улицы.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений в природе. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Отправляясь на прогулку, мы можем:
- поговорить с детьми о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;
- в холодное время подкармливать птиц, понаблюдать за их поведением и повадками
- посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает
- загадать загадку и найти отгадку
- поискать приметы времени года
- познакомить ребенка с народными пословицами и приметами
- прочитать стихотворение, вспомнить песенку
Связная речь является показателем речевого развития ребёнка.
К 5-летнему возрасту дети свободно оперируют 2000 – 2500 слов.
2. Игра-путешествие по стране «Развитие речи»
Предлагаем Вам немного поиграть.
Станция «Творческая»
Подберите эпитеты к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.),
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.),
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.),
- луна (яркая, растущая и т.д.).
Дайте ребёнку подумать, не торопите. Не давайте на всё готовые ответы , задайте вопрос «А как ты думаешь?», пусть рассуждает, сделает простые выводы.
Станция «Сказочная»
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, навыками безопасного поведения, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Читайте детям, пусть ребёнок слышит красоту родной речи.
Придумайте с малышом продолжение сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».
Загадки про сказки
Догадайтесь, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть … (Колобок)
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (Репка)
3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (Теремок)
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (Яйцо)
5) Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности. (Красная шапочка)
Станция «Ловкие пальчики»
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
1 этап. Массаж
Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой – отвечает за голову;
Указательный – желудок;
Средний – печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1. Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2. Потереть ладони, похлопать.
2 этап. Пальчиковые игры
«Семья» («Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот и вся моя семья»)
Станция «Игровая»
Игры для формирования звукопроизношения
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга»
Показ картинки, на которой нарисована вьюга.
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».
Проговаривание чистоговорок:
Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)
Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)
Жа - жа - жа, есть иголки у ежа
Жу-жу-жу молоко дадим ежу.
Уважаемые родители, на этом наше собрание закончено, если у Вас есть вопросы, задавайте, пожалуйста.
Приложение
(раздаточный материал)
Памятка для родителей
• Чтобы ребёнок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.
• Чтобы ребёнок научился быть внимательным, ему надо читать рассказы и сказки: так задаются восприятия слова.
• Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослыми: так задаются образцы определённого жизненного стиля.
ПОМНИТЕ! Таланты воспитываются книгами и поощрением.
Родители великих людей не навязывали детям книги – они окружали ими детей с детства.
«Секреты успешного развития речи детей»
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ" (КВН)
Занятие в форме игры КВН способствует закреплению у детей познавтельного интереса к спорту, здоровому образу жизни, истории Олимпийских игр и их символики....
Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”....
Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе Тема: «Путешествие в страну Сенсорику»
Родительское собрание в ДОУ "Путешествие в странгу сенсорику"...
Конспект родительского собрания в младшей группе «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)
Конспект родительского собрания в младшей группе «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум).Автор: Новоселова Ю.Г. воспитатель МАДОУ «Детский сад «Гус...
Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе Тема: «Путешествие в страну Сенсорику»
Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе Тема: «Путешествие в страну Сенсорику»...
Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей».
Создание условий для налаживания контакта между участниками образовательного процесса в детском саду и родителями воспитанников в период адаптации малышей, а также формирова...
Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе. Игротека «Путешествие в страну Развитие речи».
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста, включение р...