Семинар-практикум "Пространство детской реализации"
презентация
Развитию детской инициативы как основного целевого ориентира ФГОС ДОО способствует развивающая предметно-пространственная среда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_pdr_raspopova_tv.docx | 37.14 КБ |
seminar-praktikum_prostranstvo_detskoy_realizatsii.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Пространство детской реализации»
Подготовила Воспитатель подготовительной группы 14 МАОУ «Гимназия г. Троицка» отделение 3 Распопова Т.В.
Слайд 1 – Титул
Слайд 2
Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появились стандарты, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.
Развитию детской инициативы как основного целевого ориентира ФГОС ДОО способствует развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обладать новизной, привлекательностью и, откликаясь на новые образовательные задачи, легко трансформироваться. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Слайд 3
Еще Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности и возможности.
Вопрос организации, развивающей предметно – пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, а, следовательно, педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Предметно-пространственная среда выступает двояко, с одной стороны, как набор стандартов, но с другой стороны, как действие с ними по усмотрению ребенка без давления со стороны взрослого, что открывает новые возможности, то есть позволяет детям идти по творческому пути.
Следует вспомнить, что во ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Слайд 4
В инновационной программе “От рождения до школы” поясняется, что сама предметно-пространственная среда не гарантирует наличие детской инициативы и ее реализации; скорее, ее гарантирует взрослый.
Авторы Программы выдвигают новый термин — пространство детской реализации (ПДР), противоположный понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР).
Если в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации (ПДР) — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы.
Более того, в зоне ближайшего развития ребенок осваивает прошлое культуры, в пространстве детской реализации развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры. Фактически мы имеем два пути развития: в ЗБР — развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР — развитие, ориентированное на будущее. Развитие ребёнка характеризуется возможностью пребывания в двух пространствах: ЗБР и ПДР.
Выделение двух пространств: ЗБР и ПДР позволяет говорить о существовании характерного для каждого из них типа общения. Общение взрослого и ребенка в ЗБР фактически направлено на то, чтобы ребенок освоил идеальную форму, и представляет собой по сути дела инструктирование детей. Задача этого типа общения состоит в том, чтобы ребенок понял указания взрослого и подчинился логике структурных отношений, стоящих за системой научных знаний. Пространство детской реализации требует другого типа общения и взаимодействия взрослого и ребенка. В этом случае взрослый должен вслушиваться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности.
Слайд 5
Пространство детской реализации (ПДР) не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок. Авторы Программы считают, что пространство реализации — особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребенка в социальном пространстве, в системе социальных отношений.
Педагоги должны помогать ребёнку осваивать культурные образцы (идеальные формы), поэтому занятия нужны. Так же важно создать ПДР, в котором ребёнок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом. ПДР требует другого типа общения взрослого и ребёнка, чтобы понять детский замысел и помочь не только его реализовать, но и создать условия, показывающие значимость сделанного для других.
Слайд 6
Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею, направлен на ее реализацию и получил оформление в продукте. В этом случае дошкольное учреждение даже с относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, чем детский сад с богатой средой.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде.
Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет, ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому – в остальном инициативу необходимо поддерживать. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности.
Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих (к примеру, – воспитателем). Придет время, и он откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.
Слайд 7
Как мы помним, во ФГОС ДО указывается, что поддержка инициативы детей в различных видах деятельности – это один основных принципов ДО.
Постоянная работа над созданием ПДР означает:
- поддержка и развитие детской инициативы, помощь в осознании и формулировке идеи, реализации замысла;
- предоставление свободы выбора способов самореализации, поддержка самостоятельного творческого поиска;
- личностно-ориентированное взаимодействие, поддержка индивидуальности, признание уникальности, неповторимости каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского труда и творчества;
- создание условий для представления (предъявления, презентации) своих достижений социальному окружению;
- помощь в осознании пользы, признании значимости полученного результата для окружающих.
Таким образом, можно сформулировать некий алгоритм действий взрослого по поддержке детской инициативы:
1.Заметить проявление детской инициативы.
2.Помочь ребёнку осознать и сформулировать свою идею
3.Способствовать реализации замысла или проекта
4.Создать условия для представления ребёнком своих достижений
5.Помочь ребёнку осознать пользу и значимость своего труда для окружающих.
Слайд 8
Как уже было сказано выше, одним из элементов ПДР в программе «От рождения до школы» является развивающая предметно – пространственная среда (РППС). Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.). При этом обеспечить высокий уровень развития детей можно имея даже скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослыми или самостоятельная. Результат работы в первую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагогов. Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», «мастерские» и пр.), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.
Правильно оформленные групповые стенды как эффективное средство развития детей. Стенд может стать незаменимым помощником воспитателей в обучении детей. И в то же время от стенда не будет никакой пользы, если размещенные на нем материалы никто не будет разглядывать и обсуждать. Например: меню на день, написанное крупными печатными буквами, текст новой песенки, кто сегодня дежурный, у кого сегодня день рождения, новости дня и т.д.
Особый интерес у детей вызывают их собственные поделки и фотографии.
Часть стендов может занимать так называемый справочный материал. Он будет помогать детям в их занятиях или информировать их (на стенде недалеко от центра грамоты и письма может быть размещен алфавит, около центра математики — плакат с числами). Материалы регулярно обновляются.
Главное назначение стенда — побуждать детей обсуждать представленные материалы, получать информацию, размышлять и, как следствие, развивать у детей речь, мышление, познавательный интерес.
Материалы, вывешенные на стенде, обязательно нужно подписывать крупными печатными буквами, хотя большинство дошкольников еще не умеют читать. Тем самым педагог знакомит детей с печатным текстом, стимулирует интерес к чтению, а также помогает им понять, что благодаря подписям люди могут больше узнавать о представленных картинках и фотографиях.
Стенд с фотографиями, к примеру, детей, занимающихся той или иной деятельностью, а также фотографии их семей, размещенные на стенде, помогут каждому ребенку чувствовать себя полноценным членом группы. При этом если такой стенд организуется, то на нем должны быть представлены фотографии всех детей группы. Их можно сопроводить печатными подписями или высказываниями детей по поводу изображенных на них эпизодов. Это позволит детям соотносить напечатанный текст с их собственным опытом, особенно если подробно обсудить с детьми изображенное на фотографии и прочитать подписи вслух.
Размещение на стенде детских рисунков и поделок означает признание их значения, а также стимулирует детей ответственно относиться к своим работам. Если мы хотим, чтобы дети гордились тем, что они делают, важно вывешивать на стенде творческие, самостоятельные работы детей, а не раскраски или рисунки, сделанные на групповых занятиях, когда все дети выполняют рисунок строго по заданию педагога. Возможно, детские работы и не будут сильно отличаться друг от друга, однако к каждой нужно относиться с уважением и вниманием.
Детские работы и необходимые материалы следует выставлять на уровне, удобном детям для рассматривания и обмена мнениями.
Важно помнить, что наиболее интересны для детей именно те материалы, которые, с одной стороны, используются в жизни детей достаточно регулярно, а с другой — к созданию которых дети непосредственно причастны.
Слайд 9
Основными технологиями по развитию детского познавательного мышления несомненно являются экспериментальная и проектная деятельность, которые непосредственно связаны с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок.
Эксперимент (исследование). Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Использование проектной деятельности, в результате которой рождаются такие материалы, является оптимальным в жизни детского сада.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Основной целью проекта является развитие свободной творческой личности ребенка.
В процессе реализации проекта педагог должен уметь поддерживать детскую самостоятельность и инициативу и, при необходимости, помогать детям реализовать свои замыслы (не директивное содействие). Задача педагога наблюдать за детьми, при необходимости, помогать (объяснить, как пользоваться новыми материалами, подсказать новый способ действия и пр.); помогать детям наладить взаимодействие друг с другом в совместных занятиях и играх в центрах активности; следить, чтобы каждый ребенок нашел себе интересное занятие.
Также для развития детской инициативы, в рамках создания ПДР целесообразно использовать инновационные педагогические технологии (лепбук, геокешинг, адвент-календарь).
Лэпбук– это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Геокэшинг – это новая игра, которой увлекаются во всем мире. Геокэшинг ("geocaching", от греч. «geo»– Земля, англ. «cache»– тайник) – это «поиск сокровищ» с применением достижений технического прогресса в области спутниковой навигации. Это игра немного похожа на квест игру, но ее можно играть с самыми маленькими детьми в детском саду используя карту, составленную по сказке с известными героями.
Адвент-календарь. Адве́нт (от лат. Adventus – приход). Ожидание наступления события. Приятное ожидание... Особенно для детей, если сделать адвент-календарь необычным, сказочным с подарочками и сюрпризами.
Ожидаемый образовательный результат: развитие инициативы и самостоятельности, умения найти себе занятие и партнеров по совместной деятельности. Развитие умения договариваться, способности к сотрудничеству и совместным действиям.
Слайд 10
Пространство детской реализации не исчерпывается предметно-развивающей средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок.
И оно напрямую связано с технологиями эффективной социализации (технологии направленные на поддержку детской самостоятельности).
Ситуация успеха. Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Предвосхищающая положительная оценка. Она вызывает желание у ребенка выполнять поручение педагога («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу»), укрепляет уверенность в своих силах и правдивости совершаемых поступков, то есть, выполняет стимулирующую функцию.
Собственный пример. Пример как метод воспитания – это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю (родителю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность. Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает.
Проблемное обучение (проблемная ситуация). Проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Педагогу важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.
«Ритуал планирования самостоятельной деятельности». Направлен на формирование умения планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты и правильность своих действий. А начать можно с того, что воспитатель садится перед детьми и пишет план – чем они будут заниматься сегодня в течении дня. Проговаривает и отмечает что удалось выполнить, что нет. Следующий шаг - дети зарисовывают символами, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня.
Прием «Три варианта». Ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций. Например, если ребенок приходит к вам с каким – то вопросом, проблемой и просит о помощи. Воспитатель говорит: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым давая информацию к размышлению и стимулируя его к самостоятельному поиску решения.
Слайд 11
Игры‐представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.
Образно‐смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей
Длительные сюжетно-ролевые игры помогают поддержать инициативу ребенка на всех этапах взросления, начиная с младшего дошкольного возраста. В процессе игры ребенка всегда окружают партнеры по общению и ему всегда приходится с кем-то взаимодействовать. Такая игра может охватить все пространство д/с на период от 2 недель до месяца. Игра дает ребенку осуществить свой замысел или проект, представить свои достижения таким образом, чтобы окружающие увидели и оценили полученный результат. Игра ставит педагога в такие рамки, когда взрослый должен очень грамотно выстроить такие взаимоотношения, чтобы не задавить ребенка своей инициативой и в то же самое время, не пустить игру на самотек.
Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре. При проведении тематических акций педагог через направленную организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди людей-сверстников, взрослых.
Тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Алгоритм подготовки и проведения акции: Определение целей и задач; 2) Подбор методов и форм проведения; 3) Составление плана (сценария) акции; 4) Проведение мероприятий акции педагогами: занятия, игры, беседы, детско-родительские встречи и др.; 5) Подведение итогов акции.
ТРИЗ-технология - теория решения изобретательских задач. Главное отличие от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми (метод мозгового штурма, фокальных объектов, системный анализ, типовое фантазирование,
Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, пространство детской реализации — особая часть детства, которая обеспечивает реализацию ребенка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. Важно отметить, что роль взрослого заключается не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду, сколько в том, чтобы обеспечить процесс реализации ребенком собственных замыслов, переживаний и собственного голоса.
Также можно сказать, что развитие ребенка в детском возрасте характеризуется не столько наличием предметно-развивающей среды, сколько возможностью пребывания в двух пространствах: ЗБР и ПДР, т. е. в освоении культуры прошлого и участии в построении культуры будущего.
Эти два пространства по своей сути противоположены друг другу. Педагогу нужен особый тип мышления, чтобы увидеть эти пространства.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие детской инициативы как основной целевой ориентир ФГОС ДОО Ее развитию способствует развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Новые образовательные задачи Роль взрослого – ее правильное моделирование
Развивающая предметно-пространственная среда как условие оптимального саморазвития личности ребенка
Пути успешного развития ребенка Детская активность Помощь взрослого Самостоятель-ность ребенка
Задачи педагога:
Роль педагога: Самостоятельность – это не полная свобода действий и поступков, а осмысленное и социально приемлемое действие ребенка Стимулирование действий ребенка, доводящих начатое дело до конца
Создание пространства детской реализации Личностно-ориентированное взаимодействие , поддержка индивидуальности, признание уникальности ребенка
Организация РППС Групповые стенды
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя методической подготовки "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного и раннего возраста"
Документы, подтвердающие организацию и проведение недели методической подготовки...
Методическая неделя "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений меду детьми старшего дошкольного и раннего возраста"
Документы, подстверждающие организацию и проведение методической недели...
Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как пространство детской реализации личности"
В статье рассмотрен вопрос создания в группе детского сада комфортных условий для всестороннего развития личности ребенка, построение образовательной среды на основе индивидуальных особенностей каждог...
"Пространство детской реализации"
пррезентация для педагогов...
Семинар "Пространство детской реализации"
Семинар "Пространство детско реализации"...
«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление
Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....
Пространство детской реализации по теме недели «Как создаются мультики?» в подготовительной группе детского сада
Представлено наполнение центров активности по теме недели «Как создаются мультики?» в подготовительной группе детского сада...