Тема: Базовые теории воспитания и развития личности
консультация
Тема: Базовые теории воспитания и развития личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moiseeva_zadanie_1.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Базовые теории воспитания и развития личности
Таблица№1
«Концепции личностно-ориентированного воспитания»
№ п/п | Автор концепции | Основные категории концепции и их содержание | Цель концепции | Пути достижения цели |
1 2. 3. 4. | Формирование образа жизни, достойной человека (Н. Е. Щуркова) Воспитание ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская Педагогическая поддержка ребенка в процессе воспитания (О. С. Газман) Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) | Воспитание (Н. Е. Щуркова) целенаправленное, организованное педагогом вос хождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Принципы организации учебно -воспитательного процесса (Н. Е. Щуркова) 1. принцип ориентации на социально-ценностные отношения - педагогу необходимо вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, сло вами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; 2. принцип субъектности содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; 3. принцип принятия ребенка как данности признание права на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор. Виды воспитания 1.Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, видения за явлением жизни закономерности, а за закономерностями - основы человеческой жизни. 2. Диалогическое воспитание - это организация жизни воспитанника в постоянном диалоге с самим собой и со всем окружающим 3. Этическое воспитание предполагает «возвышение» педагога до ученика, восприятие ребенка «равным себе» Воспитание Целенаправленная деятельность педагогов по со зданию условий для саморазвития личности Восхождение личности к ценностям, смыслам, обрете ние ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций Воспитание - специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Обучение - передача и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Содержание образовательного процесса базовая культура личности, включающая: культуру жизненного самоопределения; культуру семейных отношений; экономическую культуру и культуру труда; политическую, демократическую и правовую культуру; интеллектуальную, нравственную и коммуникативную культуру; экологическую культуру; художественную культуру; физическую культуру. Система базовых нравственных ценностей (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков ) патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; | Цель воспитания - личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Цель воспитания -целостный человек культуры Цель процесса дать каждому ребёнку базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности. Цель процесса- Развитие и воспитание функционально грамотной личности, челове ка нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности. | Ведущий механизм воспитания – программа воспитания Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле формирование ценностного отношения к природе как дому человечества формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути -формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни - формирование образа жизни, достойной Человека Принципы организации образовательного процесса 1 • Природосообразности 2 • Культуросообразности 3 • Индивидуально-личностного подхода 4 • Ценностно-смыслового подхода 5 • Сотрудничества Механизм педагогической поддержки ребенка I этап – диагностический. На данном этапе осуществляется диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы II этап – поисковый. На этом этапе педагог организует совместно с ребенком поиск причин возникновения проблемы (трудности), используя взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”). III этап – договорный. Педагог проектирует деятельность ребенка по решению проблему и собственную деятельность по сопровождению данного процесса. IV этап – деятельностный. Ребенок осуществляет деятельность по решению проблемы в соответствии с договором. V этап – рефлексивный. Педагог совместно с ребенком обсуждают успехи и неудачи предыдущих этапов деятельности, Этапы духовно-нравственного воспитания и развития личности (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) 1. Усвоение ребенком ценностей семейной жизни, норм и правил семейных взаимоотношений. 2. Осознанное приятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. 3. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. 4. Ступень гражданской идентичности освоение культурных богатств своего народа, осознание их значимости и особенности. |
Таблица№2
Сравнительный анализ личностно ориентированного и традиционного воспитания
№ п/п | Параметры анализа | Личностно ориентированное воспитание | Традиционное воспитание |
1 | Позиция педагога | Педагог относится к учащимся как к субъектам, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору | Педагог принуждает к учению строгими требованиями, императивами |
2 | Позиция ребёнка | Активность, наличие мотивации к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности | Пассивность, отсутствие мотива к личностному росту. |
3 | Характер взаимодействия взрослого и ребёнка | Партнёрская форма организации образовательной деятельности. Субъект-субъектные отношения. | Ребёнок является объектом обучения. |
4 | Формы воспитания | Равное соотношение разных форм. Преобладают: индивидуальная и фронтальная | Преобладают государственный стандартный образец и коллективный способ обучения |
5 | Методы воспитания | Методы выбирает педагог, исходя из возможностей детей и целей занятия. Преобладают: проблемный, частично-поисковый, исследовательский | Преобладают: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный |
6 | Средства воспитания | Образовательная программа педагога и индивидуальные образовательные маршруты или программы детей. Наглядные и технические средства обучения. | Программа и методические пособия. Наглядные и технические средства обучения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет из обобщения опыта по теме: «Народное творчество как одно из средств воспитания гармонически развитой личности».
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольн...
"Значение дошкольного воспитания в развитии личности". "Воспитание дошкольников". г. Чебоксары, 2014г.
Дошкольное воспитание-это основа для развития личности ребенка....
Статья на тему:"Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"
Введение.Труд - целесообразная,сознтельная деятельность человека,направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельност...
Статья Тема: Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...
Доклад на тему: ««Нравственно – патриотическое воспитание – основа рождения личности».
Доклад на тему: ««Нравственно – патриотическое воспитание – основа рождения личности»....
Реферат на тему: "Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности"
quot;Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности"...