Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию
Тема:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи:
- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.
Выход темы:
- консультация для родителей;
- консультация для педагогов;
- стендовая информация;
- родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику»;
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста;
- открытая НОД;
- презентация темы по самообразованию на итоговом педсовете.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
* сотрудничество через:
- индивидуальную работу,
- консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместную деятельность,
- практическую деятельность.
- Дети:
- НОД по сенсорному воспитанию;
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
- Экспериментальная деятельность.
Работа по теме самообразования выстроена поэтапно.
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.
* сбор и анализ информации по данной проблеме,
* изучение методической литературы,
* анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников,
- подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
2 этап – проектировочный.
* Разработка и реализация плана работы по данной теме.
3 этап – творческий.
* Приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков,
* Создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
4 этап – Итоговый.
* Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;
* Презентация темы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» на итоговом педсовете.
Реализация данного проекта осуществляется с участием родителей.
С родителями будут проведены: индивидуальные беседы: «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации: «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.
Для родителей будут оформлены папки – передвижки: «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», «Самодельные игрушки и пособия по методике Монтессори», альбомы: «Палочки Кьюзенера», «Блоки Дьенеша».
Список литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Отчёт по самообразованию на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте вы...
Отчет по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».
Повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей раннего возраста....
Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цве...
Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»...
Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г
Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г...
План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»....