Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Соловьева Марина Владимировна

современные родители считают очень важным направлением нашей работы интеллектуальное развитие детей, но мало кто из них придает значение эмоциональному развитию своего ребенка, его чувствам и эмоциям. И часто оказываются бессильными, если сталкиваются с детской агрессивностью, тревожностью, эмоциональной неустойчивостью. Так что же делать? Ответ прост – развивать эмоциональный интеллект ребенка, учить пониманию себя и других. И привлекать к этой работе родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Работая в детском саду, я обратила внимание, что современные родители считают очень важным направлением нашей работы интеллектуальное развитие детей, но мало кто из них придает значение эмоциональному развитию своего ребенка, его чувствам и эмоциям. И часто оказываются бессильными, если сталкиваются с детской агрессивностью, тревожностью, эмоциональной неустойчивостью. Так что же делать? Ответ прост – развивать эмоциональный интеллект ребенка, учить пониманию себя и других. И привлекать к этой работе родителей.

Деятельность педагоговв этом направлении регламентируется нормативными документами.Целевой ориентирФГОС ДО, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительногоотношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числечувство веры в себя, старается разрешать конфликты»

Цель моей работы в данном направлении: создание условий для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, а задачи работы с детьми:

-расширять представления об эмоциях и их внешних проявлениях (мимика, жесты) и внутренних состояних/переживаниях;

-учить распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные;

-учить элементарно управлять своими эмоциями;

-ознакомить родителей с эффективными формами, методами и приемами, способствующими формированию у детей эмоционального интеллекта.

Ведущая педагогическая идея заключается в системном использовании интерактивных технологий развивающего общения («Рефлексивный круг», «Гость группы», «Утро радостных встреч») в образовательной деятельности с детьми 4-7 летнего возраста, систематизации практического материала в методический кейс, а также построения взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по проблеме повышения их педагогической компетенции в вопросах развития у детей эмоционального интеллекта.

В утренние часы я применяю технологию «Утро радостных встреч». В этой деятельности (форма организации, как правило, круг) нет разделения детей на заметных и популярных. Незаметно для группы можно повысить статус малоактивного ребенка, помочь ему увидеть, что он тоже может быть интересен. Дети по очереди предают (мячик сердечко, мишку) и рассказывают, что нового произошло пока его не было в саду и планы на день.

 Технологию «Гость группы» я применяю при проведении образовательной деятельности не реже 1 раза вмесяц с приглашением персонажей (героев известных сказок, животных),которые ярко проявляют эмоции, с которыми педагоги знакомят детей, используя прием «решение проблемы», с которой обращается к детям «Гость»(что-то помочь сделать, решить какую-то проблему, успокоить «гостя» потомучто расстроен и плачет/грустит и так далее), решая вышеназванные задачи,например, учить детей понимать эмоции других.

Применяю совместно в течение дня не реже 1 раза в неделю проигрывание психологических этюдов. Чтениедетской художественной литературы с последующим обсуждением прочитанного с акцентуацией внимания на распознавание эмоцийи их обсуждение с детьми осуществляется как в режимных моментах, так и как часть образовательной деятельности.

«Рефлексивный круг» — интерактивная технология развивающего общения, которую я применяю в группе не менее 1 раза в неделю. Я побуждаю всех участников, сидящих в кругу, по очереди (главное - по желанию) высказываться на заданную тему/проблеме, передавая друг другу какой-либо предмет (клубочек, сердечко, мячик). В кругу более эффективно обсудить ранее прочитанный фрагмент литературного произведения, в котором ярко описаныэмоции героев (например, рассказ «Косточка» Л.Толстого).

Рефлексивный круг является одним из эффективнейших технологий в развитии социальных чувстви эмоционального мира ребенка. В процессе работы в кругу происходит обменопытом детей, выявляются различные точки зрения. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказыватьпредположения, формирование умения слушать и понимать друг друга, развивать умение выражать свои чувства и переживания публично (например: «Я испытываю радость, потому что мне родители купили новую книгу», «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получается соединять детали конструктора ЛЕГО»).Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей, учатся произносить вслух ту эмоцию, которую испытывает сами или другой ребенок.

Особое внимание уделяю сотрудничеству и взаимодействию ДОУ с семьей, совместной работе родителей и детей. Информацию для родителей помещаю в родительский уголок, на моем персональном сайте, привлекаю их к участию в конкурсах, развлечениях, мастер-классах, выставках, также использую социальные мессенджеры.

Опытом работы в данном направлении я делюсь с коллегами посредством выступления на методических мероприятиях детского сада, публикую материалы в электронных СМИ. А мои воспитанники, эмоционально раскрепощенные и социально активные, участвуют в различных творческих конкурсах–  театральных. В дальнейшем я планирую разработать программу на тему развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...