"Проектный метод в ДОУ"
консультация

Комарова Мария Алексеевна

Доклад на педсовете на тему "Проектный метод"

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Комарова М.А.

МДОУ д/с 24

       В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется  теме  нравственно-патриотического воспитания. Эта тема очень актуальна, т.к .современные дети мало знают о родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача  –  как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле; формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны; воспитать любовь и уважение к  традициям страны,родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны,  за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

        Без  сотрудничества с семьями воспитанников невозможно добиться хороших результатов. 

       Одним из актуальных методов вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада является проектный метод.

       Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.    Детям предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний при решении задач или проблем.

         Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы, педагог предлагает детям её обсудить. В результате обсуждения выдвигается гипотеза, которая подтверждается в процессе поисковой деятельности.

 За свою педагогическую деятельность я делала несколько проектов по нравственно- патриотическому воспитанию: «У рябины именины», «Русские народные сказки», «9 мая», «Мой папа самый сильный». В этом году я решила сделать проект «День защитника Отечества»

       Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

        Основное предназначение  проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
       Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и  проходит через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
       Существуют и
основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
в основе любого проекта лежит
проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога),  сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

   В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам: по продолжительности. Проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).

 По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)

 По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов

    В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие         виды проектов:

 Исследовательско–творческие. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.                                                        

 Ролево–игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

 Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)

Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)

    Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по   инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

Работа над проектом.

Первый этап – подготовительно-мотивационный.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

  • Что знаю?
  • Чего хочу узнать?
  • Как узнать?

Педагог:

  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;

Второй этап – проблемно-деятельный,основной.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную,двигательную,игровую,коммуникативную,трудовую,чтение худож. литературы,музыкальную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • проводит занятия, игры, наблюдения, экскурсии (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап – творческий,завершающий.

подводит итоги(выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

Четвёртый этап – рефлексия.

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

организует презентацию проекта (праздник,  занятие, досуг),составляет книгу, альбом совместно с детьми;

   Структура проекта:

 -Тема.

-Тип проекта

 -Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).

 -Участники проекта.

-Гипотеза

 -Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

 -Цель проекта.

 -Задачи проекта.

-Этапы реализации

-Предполагаемые результаты

-Вывод

                                                                Советы
                                   воспитателю по работе над проектом.


Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....

Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.

Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...