Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с природой
план-конспект занятия (старшая группа)
Продолжать знакомить детей с явлениями природы в зимний период; систематизировать знания о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц, обогащать знания детей о правилах поведения в природе. Закреплять умение составлять описание (загадку) внешнего вида и поведения животных и птиц по схеме, с указанием характерных признаков; согласовывать существительные и прилагательные в роде. Автоматизировать звуки «с- с» в словах и предложениях в различных позициях. Развивать диалогическую речь в беседе и дидактических играх: умение поддерживать беседу по теме «Зимний лес», продолжать учить детей внимательно выслушивать собеседника и отвечать на заданный вопрос. Развивать умение строить связные высказывания-рассуждения; фонематический слух при выполнении упражнений в соответствии с ритмико-интонационной структурой речи; общую и мелкую моторику , совершенствовать координацию основных движений в игровых упражнениях; ассоциативное мышление, учить находить причинно-следственные связи, проявлять инициативу в использовании возможностей предметно-развивающей среды; воображение, память, поддерживать внимание. Поддерживать на занятии позитивную, доброжелательную атмосферу. Воспитывать чувство прекрасного средствами художественных и музыкальных произведений. Методы и приемы: создание речевой ситуации между несколькими участниками; метод ТРИЗа (многоканальная деятельность с помощью органов чувств); составление описания по схеме; беседа; лексические и речевые упражнения» Какая, какой?», дидактические игры: «Кого я вижу» (ТРИЗ), «Пойми меня»(описание объекта), творческая игра «Словечко добавь - стишок составь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_rechi_i_ozn._s_prirodoy.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черноморская средняя школа №3»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым
Дошкольное отделение
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с природой
Тема: «Зимняя сказка» (с использованием интерактивных методов)
Группа: старшая
Воспитатель: Резик С.А.
Цель: Продолжать знакомить детей с явлениями природы в зимний период; систематизировать знания о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц, обогащать знания детей о правилах поведения в природе. Закреплять умение составлять описание (загадку) внешнего вида и поведения животных и птиц по схеме, с указанием характерных признаков; согласовывать существительные и прилагательные в роде. Автоматизировать звуки «с- с» в словах и предложениях в различных позициях. Развивать диалогическую речь в беседе и дидактических играх: умение поддерживать беседу по теме «Зимний лес», продолжать учить детей внимательно выслушивать собеседника и отвечать на заданный вопрос. Развивать умение строить связные высказывания-рассуждения; фонематический слух при выполнении упражнений в соответствии с ритмико-интонационной структурой речи; общую и мелкую моторику , совершенствовать координацию основных движений в игровых упражнениях; ассоциативное мышление, учить находить причинно-следственные связи, проявлять инициативу в использовании возможностей предметно-развивающей среды; воображение, память, поддерживать внимание. Поддерживать на занятии позитивную, доброжелательную атмосферу. Воспитывать чувство прекрасного средствами художественных и музыкальных произведений. Методы и приемы: создание речевой ситуации между несколькими участниками; метод ТРИЗа (многоканальная деятельность с помощью органов чувств); составление описания по схеме; беседа; лексические и речевые упражнения» Какая, какой?», дидактические игры: «Кого я вижу» (ТРИЗ), «Пойми меня»(описание объекта), творческая игра «Словечко добавь - стишок составь».
ХОД НОД:
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Дети, улыбнитесь друг другу. Я желаю, чтоб у всех утро было не только добрым, но и интересным. А теперь, мои друзья, всё внимание на меня.
Отгадайте загадку: Наступили холода
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: По каким словам, вы догадались, что это зима? (ответы детей).
Зима - волшебница, она превращает полянки и деревья в настоящую сказку.
Вы, хотите попасть в зимнюю сказку? (ответы детей).
Чтобы оказаться в зимнем лесу, надо произнести волшебные слова. Закройте
глаза и повторяйте чистоговорку «ЗИМА»:
Ма-ма-ма -пришла снежная зима
Оз-оз-оз -щиплет щеки нам мороз
Ом-ом-ом -ручеек покрылся льдом
Ри-0ри-ри -на ветку сели снегири
Лю-лю-лю -зиму снежную люблю.
1,2,3, повернись, на лесной полянке окажись.
Звучит музыка «Звуки леса».
Воспитатель и дети: Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
Дидактическая игра «Кого я вижу»
Воспитатель: Мы в зимнем лесу. Здесь много животных и птиц, но увидеть их не просто, потому, что они очень хорошо научились прятаться от людей. Девочки, сделайте из пальцев подзорную трубу, а мальчики- бинокли. Постарайтесь отыскать притаившихся животных и птиц.
Воспитатель: Кого вы видите?
Дети: Я вижу: белка собирает шишки, крадется лиса, заяц прячется под кустом, волк сидит под елкой, серую ворону, к кормушке прилетели птицы, берлогу медведя, следы зайца.
Воспитатель: Давайте послушаем зимний лес.Что вы слышите?
Дети: Я слышу: чирикает воробей, стрекочет ворона, падает снег, шум ветра, воет волк, хруст веток.
Воспитатель: -А, как легко дышится в лесу. Давайте подышим вместе.
«Дыхательная гимнастика»
Носом вдох, а выход ртом
Дышим глубже, а потом-
Мы подуем высоко (руки вверх, подняться на носки)
Мы подуем низко (наклоны вниз)
Мы подуем далеко (наклоны вперед)
Мы подуем близко! (руки скрещены на груди).
Воспитатель: Ой, ребята, мы не заметили, как пошел снег, и к нам прилетела снежинка.
Упражнение « Какая, какой?»
Воспитатель: Становитесь в круг, рассмотрите снежинку, подберите и скажите свои слова, отвечая на вопрос о снежинке, какая она?
Дети: Холодная, белая, пушистая, маленькая, блестящая, ледяная, красивая, мокрая, волшебная, легкая.
Воспитатель: Молодцы! Мороз в лесу все сильнее и сильнее, чем ручеек покрылся?
Дети: Льдом.
Воспитатель: Скажите, а лед какой? Скажите об этом другими словами.
Дети: Крепкий, скользкий, прочный, хрупкий, толстый, гладкий, мокрый, прозрачный…
Воспитатель: Правильно, вы у меня умнички! Появляется Ворона (ребенок)
Ворона: Кар-кар-кар! Что к чему, ничего я не пойму? Кар-кар-кар!
Воспитатель: Вы узнали, кто это?
Дети: Ворона.
Ворона: Ой, здравствуйте, дети! Я, Каркуша!
Дети: Здравствуй, Каркуша!
Ворона: Кар-кар-кар! (громко)
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Нельзя в лесу так кричать. А почему ты сейчас узнаешь?
Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»:
Метель снега намела (вращения руками)
Спит в улике пчела (круговые движения указательными пальцами)
И медведь в берлоге спит (сплетение пальцев)
Ёжик носиком сопит (пальцы поднять)
Видит сон и паучок (скрещиваем кисти, пальцы расставлены)
Не разбудим их! Молчок! (указательный палец к губам)
Ворона: Спасибо! Я больше кричать не буду. Дети, а я умею сочинять стихи, а вы умеете?
Дети: Нет.
Ворона: Я вас научу! Я начну стишок, а вы продолжайте (дети сидят на ковре).
Творческая игра «Словечко добавь - стишок составь»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю…(снег).
С неба все скользят пушинки -
Серебристые…(снежинки).
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).
Рядом снежная фигурка:
Это девочка…(Снегурка).
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой…(снегири).
Ворона:-Кар-кар-кар! Молодцы!
Воспитатель:- Дети, а вы знаете, птицы умеют играть. Каркуша, поиграй с нами в игру «Вороны» (физминутка)
Вот по елочкой зеленой (дети шагают)
Скачут весело вороны (прыжки, взмахи руками)
Кар-кар-кар! (наклоны вперед)
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали! (повороты вправо-влево)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают (приседают)
Кар-кар-кар!
Ворона: Ой, заигралась я с вами, мне пора домой, мама ждет. Кар-кар-кар!(улетает)
Воспитатель: Как хорошо в зимнем лесу, красиво, снег кругом. Возьмите себе по одной снежинке. Снежинки оказались волшебными.
Давайте разделимся на две команды: птицы и животные. Назовите ваших животных.
Дети: Белка, лиса, медведь, волк, заяц.
Воспитатель: Как вас можно назвать одним словом?
Дети: Звери.
Воспитатель: Птицы назовите себя.
Дети: Синичка, воробей, снегирь, ворона, сорока.
Воспитатель: Как вас можно назвать одним словом.
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Поиграем в игру «Пойми меня» (описание по схеме)
Будем загадывать загадки. Дети, каждая команда считалкой выбирает птицу или животного, не показывая другой команде. Выбрали?
Схема описания животного:
- Какого цвета?
- Какого размера?
- Где живет?
- Как называется его жилье?
- Чем питается? Кто это?
Схема описания птицы:
- Какого размера?
- Какого цвета?
- Какой хвост, клюв?
- Чем питается?
- Перелетная или зимующая? Кто это?
Дети: (образец описания) -Он коричневый, лохматый, большой, живет в лесу, спит в берлоге, любит ягоды и мед…(медведь)
- Это птица, она маленькая, серая или коричневая, любит зернышки, крошки хлеба, она зимующая …(воробей)
Воспитатель: Молодцы! Вы умеете загадывать и отгадывать загадки.
Вот и пришло время прощаться с зимней сказкой, с волшебным лесом.
Вам понравилось в лесу? О чем вы расскажите своим родителям? В какую игру вы хотели поиграть ещё?
Дети, найдите себе пару, пройдитесь по зимнему лесу и соберите картинки которые напомнят вам, о нашей прогулке в лес (дети собирают картинки).
-1,2,3, повернись, в детском саду, окажись.
Наши картинки помогут нам составить рассказ о прогулке в зимний волшебный лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Экскурсия в зоопарк».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Экскурсия в зоопарк»....
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе « Весна»
Занятие по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Весна - Красна».
Цель: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев.Задачи:Образовательные:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях ...
«Весеннее путешествие бычка». Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе.
При использовании педагогом материала данного конспекта, дети уточняют, расширяют и активизируют словарь по теме "Весна", а также уточняются и систематизируются представления детей о весенних изменени...
КОНСПЕКТ НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» с использованием интерактивных методов.
КОНСПЕКТ НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» с использованием интерактивных методов....
Конспект по развитию речи и ознакомление с природой с использованием ИКТ
quot;Осень"...
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе «Весна»
Цель: Обобщить представления детей о весне. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксацииЗада...