«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Зайцева Елена Витальевна

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад №6

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Воспитатель: Зайцева Е.В

Г.Оренбург

План работы по самообразованию

«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Цельразвитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Содействовать нормализации речевой функции.

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

5. Информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей среднего дошкольного возраста.

Методы и приемы работы:

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• работа с конструктором ЛЕГО

• рисование по трафаретам

• Дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• пазлы, мозаика.

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Одним из уникальных средств развития речи и мелкой моторики являются пальчиковые игры. Целью пальчиковых игр является развитие речи детей дошкольного возраста.

Отсюда выделяются задачи пальчиковых игр:

Содействовать: 1. Развитию координации рукмелкой моторики у детей 4-5 лет;

2. Совершенствованию памяти, внимания, умения согласовывать движения и речь;

3. Формированию правильного произношения, умению быстро и чисто говорить;

4. Созданию эмоционально – благоприятного фона между детьми и взрослым и ребенком во время игр и в разные режимные моменты.

Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются.

Для развития речи ребенка широко используется мнемотехника.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать :

• ассоциативное мышление;

• зрительную и слуховую память;

• зрительное и слуховое внимание;

• воображение;

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

План работы по самообразованию.

Сентябрь

-Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

-Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Осень».

-Создание мнемотехнических таблиц для заучивания стихов об осени. Повышение своего уровня знаний, профессионального.

Обогащение развивающей среды.

Октябрь

-Д/и. : «Прищепки»

-Заучивание пальчиковых игр«Замок»«Солим капусту»,

"Пальчики, здравствуйте!"

-Д/и. : «Шнуровка»Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки»«иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Развитие мелкой моторики рук.. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

развивают сенсомоторную координациюмелкую моторику рукразвивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения

Ноябрь

-Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

-Создание разнообразного «Пальчикового театра»

-Заучивание пальчиковых игр«Осень-осень, листопад»«Дождик»

«Деревья»

-Заучивание стихов об осени по мнемотехнике. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитиеформирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детейразвивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики

Декабрь

-Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

- Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зима».

-Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз» Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Январь

-Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»

-Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

-Настольная игра «Мозаика».

-Заучивание пальчиковых игр«Чудеса дед мороза»«Снежок»«Прогулки». Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам

Февраль

-"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

-Заучивание пальчиковых игр«Зимние забавы»«Сказки»«Игрушки»,

-Заучивание стихов о зиме. развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста

Март

-Консультация для родителей «Мнемотехника-это…»

-Пальчиковые шаги. (Упражнения на развитие мелкой моторики.)

-Заучивание пальчиковых игр«Хозяйка»«Восьмое марта»,

«Тесто»

-Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Весна». Повысить компетентность родителей по мнемотехнике.

Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

развивать моторику руки, выполняя имитационные

движения в сопровождении стихотворного текста

Апрель

-Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;

-Работа с конструктором Лего.

-Заучивание пальчиковых игр«Моя семья»«Варим кашу» Выставка для родителей и педагогов

дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников

развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.

Май

-Рисование по трафаретам.

(собрать картотеку трафаретов).

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детейРазвивать фантазию и воображение

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

Литература:

• Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

• Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.

• Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.

• - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

• - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

• - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

• - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

• - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»

Представлен опыт работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»....

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

«Ум ребенка – в пальчиках»     Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трога...

Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...

Статья «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»

Материалы из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...

СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же тако...

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно ра...

Консультация для родителей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

В данной консультации родителям представлен материал для развития мелкой моторики через продуктивную деятельность....