Технология ресурсного круга по программе «социокультурные истоки» (автор И.А. Кузьмин)
методическая разработка

Янушевская Татьяна Геннадьевна

Ресурсный круг – одна из технологий интерактивного обучения, которая обеспечивает методическую преемственность работы детского сада и школы по программе «Социокультурные истоки».

Ресурсный круг - это активная форма обучения при которой участники сидят (стоят) в круге лицом друг другу, что позволяет убрать (преодолеть) коммуникационный барьер (автор программы А.В. Камкин).

Виды ресурсного круга в работе с дошкольниками.

По форме проведения.

  1. Ресурсный круг.
  2. Ресурсный круг с делегированием. (Делегирование - это передача задач и полномочий другому лицу, которое принимает на себя ответственность за их исполнение). Ресурсный круг с делегированием может быть в парах, группах по 3-5 чел.

По образовательной направленности:

  1. Развивающий ресурсный круг как форма ОД проводится при первом знакомстве детей с ключевым произведением темы (по тексту с Буквицей).
  2. Оценивающий ресурсный круг проводится как часть обобщающего активного занятия по пройденной теме.

Отличие ресурсного круга от работы в круге: ресурсный круг включает три этапа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл resursnyy-krug-f2f00-210205.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 38 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» г.Сыктывкара

Принято

на заседании педагогического совета Протокол №2 от 21.11.2018г

Утверждено Заведующий Ю.А. Фрейдина

Приказ № 196 от 23.11. 2018г

ТЕХНОЛОГИЯ РЕСУРСНОГО КРУГА

По программе «социокультурные истоки» (автор И.А. Кузьмин)

Воспитатель: Янушевская Т.Г.

Сыктывкар, 2018

Ресурсный круг – одна из технологий интерактивного обучения, которая обеспечивает методическую преемственность работы детского сада и школы по программе «Социокультурные истоки».

Ресурсный круг - это активная форма обучения при которой участники сидят (стоят) в круге лицом друг другу, что позволяет убрать (преодолеть) коммуникационный барьер (автор программы А.В. Камкин).

Виды ресурсного круга в работе с дошкольниками.

По форме проведения.

  1. Ресурсный круг.
  2. Ресурсный круг с делегированием. (Делегирование - это передача задач и полномочий другому лицу, которое принимает на себя ответственность за их исполнение). Ресурсный круг с делегированием может быть в парах, группах по 3-5 чел.

По образовательной направленности:

  1. Развивающий ресурсный круг как форма ОД проводится при первом знакомстве детей с ключевым произведением темы (по тексту с Буквицей).
  2. Оценивающий ресурсный круг проводится как часть обобщающего активного занятия по пройденной теме.

Отличие ресурсного круга от работы в круге: ресурсный круг включает три этапа.

Этапы

работа

Длительн

ость

Ресурсный круг

Ресурсный круг с

делегированием

Оценочный ресурсный

круг

Подготовит

ельный

До 5

минут

Воспитатель заинтересовывает участников, раскрывая суть задания,

рассказывая о предстоящей работе.

Основной

До 15-20

минут

(с учетом возраста детей)

Происходит Диалог воспитателя и детей по ключевому вопросу ресурсного круга с использованием дополнительных вопросов разного уровня сложности.

Делегирование: обсуждение ключевого вопроса детьми в малых группах по 3-5 человек, нахождение общего ответа и делегирование одному из участников малой группы права высказать совместное решение.

Отличительной особенностью оценивающего ресурсного круга

является то, что воспитатель задает  один

– основной вопрос по теме обсуждения, на который дети отвечают по очереди, последним в круге говорит воспитатель и подытоживает обсуждение проговариванием первоначального смысла

нравственной категории.

Рефлексия

До 3-4

минут

Воспитатель, дети анализируют и оценивают результат, устанавливают обратную связь друг с другом, акцентируется важность совместной работы группы.

Воспитатель                обобщает высказывания                детей        с позиции        соответствия первоначальному контексту        обсуждаемой нравственной категории. Допускаются оценивающие высказывания воспитателя по теме обсуждения, но не по высказываниям отдельных участников

обсуждения.

Этапы ресурсного круга и методика их проведения.

Роль педагога в проведении ресурсного круга.

Этапы

работа

Цель этапа

Методические приемы

Подготов ительный

Создать атмосферу взаимоуважения, доверия и раскрыть значимость предстоящей деятельности для детей.

Обязательные приемы: все участники располагаются по кругу. Право высказаться передается слева направо прикосновением к рядом сидящего ребенка. Первым высказывается ребенок, сидящий слева от воспитателя. Примечание: на начальных этапах обучения детей работе в ресурсном круге участие в обсуждении каждого не обязательно: могут высказываться желающие.

Дополнительные приемы:

Возможно использование предметов – клубочек, веточка с распустившимися листочками, кукла и т.п. Выбор предмета обусловлен ключевой темой обсуждения.

Возможно использование аудио ряда: музыка, записи пения птиц, природных звуков (шум ветра, шум моря и т.п.).

Использование дополнительных приемов повышают эффективность включения в общую деятельность детей с разным ведущим типом восприятия (аудиалы, визуалы,

кинестетики)

Основной

Поддержать и стимулировать успех каждого, даже самый маленький, незначительный.

Ресурсный круг: воспитатель задает общий вопрос по теме и предлагает высказаться

каждому.

Ресурсный круг с делегированием: воспитатель задает общий вопрос по теме и организует детей в микрогруппы для обсуждения.

Предлагает высказаться делегату от

каждой микрогруппы.

Воспитатель создает ситуацию успеха для каждого участника обсуждения:

  • формулирует основной вопрос с

учетом готовности группы к обсуждению на уровне

воспроизведения содержания текста (низкий уровень); установления причинно-следственных связей (средний уровень); осмысления категорийных понятий (высокий уровень);

  • задает дополнительные вопросы с

вопросы по теме        учетом уровня подготовки ребенка (высокий, средний, низкий), поддерживает каждого доверием, взаимопониманием, словом, взглядом, жестом.

В ресурсном круге отсутствует отрицательная оценка мыслей, действий ребенка.

Педагогическая позиция: рядом во вне.

Рефлекси я

Проговорить то, что запомнилось в совместном обсуждении.

1. Вопросы к детям:

  • Что нового узнали?
  • Что почувствовали во время разговора?
  • Что запомнилось из того, что было сказано?
  • Кого захотелось поблагодарить?

2. Тренинги единения группы, когда все участники берутся за руки для выполнения общего задания. Например: произносят девиз группы или, закрыв глаза, представляют всех тех, кто им помогал в достижении успеха, и пожатием

руки передают благодарность друзьям - помощникам.

Рекомендации к формулировке вопросов для обсуждения в развивающем ресурсном кругу.

Основные правила:

  1. Основной вопрос не должен предполагать конкретного и (или) однозначного ответа – т.к. в

отсутствие мнений и обсуждать нечего.

  1. Основной вопрос должен соответствовать уровню литературного развития детей группы, т.е. учитывать готовность детей понять содержание текста. Педагог должен опираться на актуальный опыт детей.

Основной вопрос может быть взят из рубрики «Поразмышляйте вместе с детьми» в конце текста по книгам для развития детей под редакцией И.А. Кузьмина. Пример: р.н.с. «Крошечка-хаврошечка». Средняя группа. Социокультурная категория

«Благодарное слово». Даны следующие вопросы для совместного размышления: а) вопросы: «Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?» и

«Как вы понимаете фразу «на добро добром отвечать»? – могут использоваться в качестве основного, так как предполагают варианты ответов.

б) вопросы: «Как относилась Хаврошечка к коровушке?» и «Как была вознаграждена

Крошечка-Хаврошечка?» – не могут использоваться в качестве основного вопроса, так как предполагают однозначный ответ по тексту.

Основные вопросы делятся по уровням сложности.

  • «Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?» - это основной вопрос для развивающего ресурсного круга в группе детей с общим средним и низким уровнем литературного развития;
  • «Как вы понимаете фразу «на добро добром отвечать»?» - это основной вопрос для развивающего ресурсного круга в группе с общим высоким уровнем литературного развития.

Дополнительные вопросы к ресурсному кругу.

Дополнительные вопросы задаются ребенку для уточнения глубины понимания им содержания текста (для детей низкого и среднего уровня литературного развития) и идеи произведения (для детей высокого уровня литературного развития).

При формулировке вопросов необходимо учитывать смысл осваиваемой нравственной категории (смотри «Слово к родителям»).

Уровни сложности дополнительных вопросов следует соотносить с категориями вопросов по О.В. Акуловой.

Уровни сложности по И.А. Кузьмину

Категории вопросов по О.В. Акуловой

1-й уровень: вопросы на воспроизведение информации

Вопросы, направленные на воспроизведение

содержания.

Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное

отношение детей к явлениям, событиям, героям.

2-й уровень: вопросы на преобразование полученной информации (установление причинно-следственных связей, обобщение собственного чувственного

опыта, обобщение информации)

Вопросы, направленные на то, чтобы выявить

основной замысел произведения, его проблему.

Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы, поступки

персонажей.

3-й уровень: вопросы на преобразование имеющихся знаний, на творческий поиск.

Вопросы, обращающие внимание детей на языковые

средства выразительности.

Вопросы, побуждающие детей к элементарным

обобщениям, выводам.

Рекомендации по подготовке к проведению развивающего ресурсного круга.

  1. Определить        идею        произведения        (исходя        из        содержания        «Слово        для родителей»).
  2. Выбрать основной вопрос с учетом уровня литературного развития группы.
  3. Сформулировать вопросы к        анализу литературного произведения по О.В. Акуловой – это будут дополнительные вопросы.
  4. Соотнести        дополнительные        вопросы        по        уровням        сложности        (по        И.А. Кузьмину).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование вечеров развлечений в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

Тематическое планирование вечеров развлечений в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» концентрирует в себе духовно-нравственные ценности русского народа, российск...

Тематическое планирование мастер-классов, семинаров для педагогов в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

laquo;Социокультурные истоки» - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской...

Проект по теме «Любимый образ» для детей второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина Составитель: воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 112. корпус №2. Киселёва К. И. г. Сыктывкар 2017

В проекте представлены подборка конспектов занятий по теме "Любимый образ", подборка пословиц, стихотворений, песен, дидактических и хороводных игр, а также работа с родителями по данной тем...

Система средств духовно-нравственного воспитания дошкольников в программе "Социокультурные истоки" автор И.А. Кузьми

На сохранение и развитие духовной культуры нацеливают нас Государственные программы и последние законодательные акты в области образования: ФГОС дошкольного образования. Одной из задач ФГОС является з...

Перспективный план по программе «Социокультурные истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, А.В. Камкин) Средняя группа (4 – 5 лет)

Перспективный план по программе «Социокультурные истоки»(авторы: И.А. Кузьмин, А.В. Камкин)Средняя группа (4 – 5 лет)...

Перспективный план по программе «Социокультурные истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, А.В. Камкин)

Перспективный план по программе «Социокультурные истоки»(авторы: И.А. Кузьмин, А.В. Камкин)2 младшая группа (3 – 4 года)...

Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»

Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»...