Тренинг для педагогов "Понять, принять и признаь"
методическая разработка

Гоголева Наталья Николаевна

Направлен на умение педагогов принимать детей такими, какие они есть..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_ponyat_prinyat_priznat.docx1016.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

 «Понять, принять, признать».

Цель: развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Оборудование: Стулья по числу участников, листы белой бумаги, цветные и простые карандаши, раздатка чувств, эмоций.

Методы и приёмы: тренинги, телесно-ориентированная терапия, психогимнастика, игровая терапия.

  1. Организационный момент.

Тренинг: «Сделаем по кругу подарок друг другу».

Цель: Создать доброжелательную атмосферу в группе. Развитие чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Объясняю, что нужно каждому  придумать какой подарок он подарит соседу справа, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен.

Задача участников сделать друг другу оригинальный, красивый подарок.

2. Основная часть.

В государственном образовательном стандарте для успешной реализации Программы определены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Реализовать эти условия помогает личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми.

Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.

В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

Искренность. Дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

Тренинг:  «Я радуюсь, когда…»

Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства.

Чувство детей делятся на позитивные  и  негативные установки.

Негативные установки

Чувства детей

Позитивные установки

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…».

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. 

«Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!».

«Горе ты моё!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. 

«Счастье ты моё, радость моя!»

«Вот дурашка,

всё готов раздать…».

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. 

«Молодец, что делишься с другими!».

«Не твоего ума дело!».

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. 

«А ты как думаешь?».

«Ничего не умеешь делать, неумейка»".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.  

«Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!».

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. 

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!».

«Неряха, грязнуля!».

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. 

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Девчонки все они капризули!»

«Все мальчики забияки и драчуны!»

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого».

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушения взаимоотношений со взрослыми, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.   

«Иди ко мне,

давай во всём разберёмся вместе!»

«Всегда ты не вовремя подожди…».

Отчуждённость, скрытность, ощущение беззащитности, ненужности, повышенное психоэмоциональное напряжение. 

«Давай, я тебе помогу!».

 

Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение. 

Тренинг:  «Я тебя понимаю»!

Цель: формирование умения давать обратную связь; выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Каждый выбирает себе картинку эмоций.  Один выходит или сидит на стульчике показывает мимикой чувство на картинке.  Остальные должны отгадать какое чувство состояние, настроение, он показывает. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге. 

Обсуждение: педагоги меняются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности, отвечают на вопрос, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.

Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт. 

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свои выбор;

- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их.

Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;

- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей. Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

На этом наша встреча заканчивается, надеюсь, что каждый из вас вынес что-то полезное, то, что будет использовать в работе с детьми.

Рефлексия. Подведение итогов. Прощание.

АТБАСАР АУДАНЫНЫҢ БІЛІМ  БӨЛІМІ ЖАНЫНДАҒЫ

«№2«АЙГӨЛЕК»         СӘБИЛЕР-БАҚШАСЫ

МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ  ҚАЗЫНАЛЫҚ   КӘСІПОРНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ПРЕДПРИЯТИЕ

«ЯСЛИ-САД №2 «АЙГӨЛЕК»   ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АТБАСАРСКОГО РАЙОНА

Мекеме атауы

Тренинг: «Понять, принять, признать»

(с молодыми педагогами)

        Педагог-психолог:

Калита Н.В.

2018-2019 о.ж.

C:\Users\Калита\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20190515_131553.jpg

C:\Users\Калита\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20190515_131817.jpg

C:\Users\Калита\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20190515_131804.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шесть необычных способов принять решение

У каждого из нас есть свой способ принятия решений. Мы можем тщательно взвесить все за и против, посоветоваться с близким человеком или экспертом. А вот американский психотерапевт Илона Тобин (Ilona T...

Тренинг для родителей "Принять,признать,понять"

Тренинг будет интересен педагогам - психологам ДОУ при составлении план работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников....

Занятие – тренинг для «школы молодого специалиста» «Понять, принять, признать»

Развитие у молодых педагогов эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми....

Занятие – тренинг для «школы молодого специалиста» «Понять, принять, признать»

Развитие у молодых педагогов эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми....

Занятие – тренинг для «школы молодого специалиста» «Понять, принять, признать»

Эмпатия и умение личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми....

ТРЕНИНГ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИМИ С ДЕТЬМИ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА «Принять. Понять. БлагоДарить».

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ...

Тренинг для родителей -Принять, признать, понять

Цель: создание условий для оптимизации детско-родительских отношений через тренинговую форму взаимодействия в группе.Задачи:  Способствовать повышению уровня психолого-педагогической компетентнос...