Краткосрочный познавательно-творческий проект по теме: «День рождения Деда Мороза» старше-подготовительная группа
проект (старшая группа)
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в формировании нравственных и духовных качеств у детей, так как праздник – это своеобразная форма духовного общения ребенка, воспитательная роль которого состоит в его «мудрости», чтобы, «развлекая, поучать». А деятельность проектного характера способствует формированию у детей познавательного интереса.
Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступают представления о народных традициях, история появления праздника День рождение Деда Мороза, предметом исследования является сказочный волшебник Дед Мороз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.2._kratkosrochnyy_proekt_den_rozhdeniya_deda_moroza.docx | 184.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического направления развития воспитанников №24»
Краткосрочный
познавательно-творческий проект по теме: «День рождения Деда Мороза»
старше-подготовительная группа
Проект разработали
Камышова Г.И.
Дубейко О.Г.
Ольшанская В.И.
2022 год
Введение
Все больше становится интересных хороших праздников. В 1999 году 18 ноября было принято решение отмечать день рождения Деда Мороза на его родине, в городе Великий Устюг. В этот день открывается специальный почтовый ящик, в который можно опустить поздравление для этого доброго волшебника.
Одним из важных событий в жизни ребенка является его собственное день рождения. День рождения – это событие, а день рождения Деда Мороза - это необычайное событие перед празднованием Нового года. Подготовка ко дню рождения Деда Мороза и его празднование подводит детей к тому, что отмечать дни рождения можно и у сказочных персонажей.
Дед Мороз – сказочный волшебник, символ любимого праздника Нового года, он всегда дарит подарки. Дети знают из книг, песен и стихов, из рассказов взрослых, что Дед Мороз добрый и заботливый. Эти нравственные качества мы воспитываем и в детях через различные формы.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в формировании нравственных и духовных качеств у детей, так как праздник – это своеобразная форма духовного общения ребенка, воспитательная роль которого состоит в его «мудрости», чтобы, «развлекая, поучать». А деятельность проектного характера способствует формированию у детей познавательного интереса.
Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступают представления о народных традициях, история появления праздника День рождение Деда Мороза, предметом исследования является сказочный волшебник Дед Мороз.
Актуальность создания данного проекта состоит в том, что по результатам бесед было выявлено, что дети старше-подготовительной группы имеют неполные сведения о Деде Морозе, наблюдается тенденция смешивания и подмена образов американского Санта Клауса и русского Деда Мороза, дети не знают о том, что этот сказочный герой также празднует день рождения, как и все люди.
В связи с этим возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей и воспитания у них бережного отношения к культурным народным традициям. Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда являлось важной задачей современного общества, так как в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.
Новизна проекта. Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.
В свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня возникает необходимость использования современных педагогических, инновационных, информационно-коммуникационных технологий образования, которые способствуют повышению качества, доступности и эффективности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Цель проекта: формировать у детей представление о жизни Деда Мороза, вызвать творческий и эмоциональный интерес.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях, о праздниках Новый год и День рождение Деда Мороза.
- Формировать представление детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях родной страны через чтение художественной литературы, исполнение песен.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей к культурным народным традициям, желание получать новые знания, умения, навыки.
- Развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности.
- Развивать познавательную активность, эмоциональную сферу.
- Развивать связную речь, коммуникативные навыки детей.
- Развивать внимание, память, мышление посредством продуктивной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
- Воспитывать у детей желание сделать подарок любимому герою новогоднего праздника, а не только ждать от него подарки.
Ожидаемые результаты проекта
для детей:
- дети усвоят и закрепят знания об истории происхождения Деда Мороза, дне празднования его дня рождения;
- расширится кругозор детей, их интерес к традициям родной страны;
- будут проявлять познавательную активность в беседах, знакомстве с художественной литературой, в рассматривании наглядного материала;
- станут внимательнее относится к сверстникам, проявлять интерес к совместным играм, а также желание оказывать посильную помощь сверстнику в затруднительных ситуациях;
- будут проявлять самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов в самостоятельной изобразительной деятельности;
- пополнится словарь детей новыми словами.
для педагогов:
- пополнение предметно-развивающей среды группы материалом по теме проекта;
- проявление инициативности и самостоятельности в реализации проекта;
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, повышения качества педагогического труда.
для родителей:
- укрепится заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам духовно-нравственного воспитания;
- желание родителей участвовать в педагогическом процессе посредством проектной деятельности;
- повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме.
Участники реализации проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители.
Принципы для проекта:
- Принцип развивающего образования. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
- Принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.
- Принцип гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
Пути решения проекта:
- обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
- учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
- оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | - Выявление знаний детей о дне рождения Деда Мороза; - Обновление содержания предметно-развивающей среды по теме проекта; - Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта. - Изучение методической литературы, интернет-ресурсов, подбор материала, иллюстрация, музыкальных произведений. - Составление конспектов, игр, пособий. - Составление перспективного плана совместных действий с детьми и родителями. | 10.11.2022г. – 13.11.2022 г. |
2. | Практический этап | - Реализация содержания проекта. - Совместная образовательная деятельность педагога с детьми. - Беседы о Деде Морозе. - Чтение художественной литературы о Деде Морозе, о Новом годе, русских народных сказок. - Исполнение музыкальных произведений и разучивание песен. - Подвижные игры по теме. | 14.11.2022 г. – 18.11.2022 г. |
3. | Обобщающе - результативный этап | - Подготовка аналитического отчета. - Обобщение и распространение опыта | 21.11.2022 г. – 22.11.2022 г. |
4. | Презентация проекта | - Презентация проекта. - Организация и демонстрация выставки творческих работ. | 23.11.2022 г. |
План мероприятий по реализации проекта
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
«Физическое развитие» | 1. «Снежинка, вьюга, сугроб» | Подвижная игра | |
«Социально-коммуникативное развитие» | 1. «Дед Мороз – сказочный волшебник» 2. «Где живет Дед Мороз?» | Тематическая беседа Беседа | |
«Познавательное развитие» | 1. «Дед Мороз и лето» 2. «Какие бывают Деды Морозы» | Просмотр мультфильма Рассматривание иллюстраций | |
«Речевое развитие» | 1.Русские народные сказки «Морозко» и «Два Мороза»; И. Гурина «Подарки Деда Мороза»; А. Усачов «Почта Деда Мороза» 2. Разучивание стихотворений для поздравления Деда Мороза с Днем рождения. | Чтение художественной литературы | |
«Художественно-эстетическое развитие» | 1. Аппликация «Подарок Дедушке Морозу» 2. Коллективная поделка. Поздравительная открытка ко дню рождения Деда Мороза 3. Музыкальный подарок для Деда Мороза 4. «День рождения Деда Мороза» | НОД по аппликации с преподавателем Бычковой Ю.Г. в Точке роста МОУ СОШ №5 Творческая мастерская Дружный оркестр музыкальных инструментов Итоговое развлечение | |
Работа с родителями | 1. «18 ноября – День рождения Деда Мороза» 2. «Как правильно написать письмо Деду Морозу» 3. «Какие книги прочитать ребенку про Деда Мороза» | Папка - передвижка Консультация Информационный буклет |
Ресурсное обеспечение проекта:
- Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание центра по приготовлению подарков Деду Морозу);
- Подбор литературы по теме «День рождения Деда Мороза»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии); мультфильмов; музыкальных произведений;
- Подготовка материала для продуктивной деятельности;
- Подборка подвижных игр;
- Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника через социальные сети.
Риски и пути их преодоления
Риски при реализации проекта | Способы преодоления |
Увеличение временных затрат педагогов на разработку дидактических заданий и игр, согласование учебных планов и рабочих программ. | Продумать способы морального поощрения. |
Отсутствие системы стимулирования творческого саморазвития педагогов, готовности к инновационной деятельности. | Выйти с предложением к администрации ОУ по стимулированию педагогов, участвующих в проекте. |
Отсутствие диагностического инструментария для замеров личностных результатов у воспитанников. | Консультации с другими педагогами, изучение опыта работы коллег. |
Слабое владение педагогами современными методиками, способствующими личностному развитию и духовно-нравственному становлению воспитанников. | Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта и опыта коллег. |
Недостаточная мотивация воспитанников в личностном самосовершенствовании. | Индивидуальная работа с каждым воспитанником, создание ситуации успеха. |
Низкая активность родителей в реализации задач проекта. | Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение к проведению групповых мероприятий. |
Выводы:
В результате проведенной работы дети заинтересовались данной темой, проявляли познавательную активность, повысилась их мотивационная составляющая – дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. В ходе проекта «День рождения Деда Мороза» дети закрепили знания и расширили представления о празднике день рождения Деда Мороза, о самом Деде Морозе (где родился, где живет), познакомились с достопримечательностями Великого Устюга – вотчины Деда Мороза, поняли, что значит быть добрыми, как можно заботиться о других, приобрели навыки коллективного совместного творчества в пении и играх.
В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонне развитой личности ребенка, но и даст толчок для развития познавательной деятельности, развития речи, взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература:
1. Гетцель В. А., Морозова А. Н. Новогодний карнавал. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2011.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей, Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2014.
3. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013.
4. Фролов А. С. Репертуарный сборник литературных материалов в помощь организаторам детских новогодних и музыкальных праздников. Методическое пособие – М. : Педагогическое общество России, 2015.
5. Петрова Т. П. Новогодний калейдоскоп «Где живет Дед Мороз» // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 6 - С. 27 – 31.
6. Трапезникова Г. О. Новогодние традиции // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12 – С. 44 – 50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "День рождения Деда Мороза" в старшей группе детского сада
Предлагаю воспитателям использовать данный материал в своей работе. Проект интересный, очень заинтересовал детей и родителей. Работая над проектом, я сама узнавала интересные факты, о которых ра...
ООД в подготовительной группе на тему "День рождение Деда Мороза"
Знакомство с традидиями встречи Нового года у нас в стране и за рубежом, а также как празднуется День рождение Деда Мороза....
Социокультурный краткосрочный проект для детей с 5 до 6 лет группы№12 по теме «День рождения Деда Мороза». Срок реализации: с 24.11.2018г. по28.11.2018г.
Актуальность: Всё больше становится интересных хороших праздников! В 1999году 18 ноября было принято решение отмечать день рождение Деда Мороза на его родине, в городе Великий Устюг. В этот день...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «День Рождения Деда Мороза» Авторы: Старший воспитатель: Логунова Е.А. Воспитатель группы раннего возраста: Пискарёва С.А.
Данный материал разработан для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Образоваельная область - познавательное развитие. Познакомить детей с историей возникновения и традициями праздник...
Социокультурный краткосрочный проект для детей с 6 до 7 лет группы№12 по теме «День рождения Деда Мороза».
Актуальность: Всё больше становится интересных хороших праздников! В 1999году 18 ноября было принято решение отмечать день рождение Деда Мороза на его родине, в городе Великий Устюг. В это...
Конспект образовательной деятельности по теме: «ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ ДЕДА МОРОЗА» для подготовительной группы
Конспект образовательной деятельности по теме: «ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ ДЕДА МОРОЗА» для подготовительной группы...
Проект в подготовительной группе «Солнышко» Тема: «День рождения Деда Мороза»
Проект: «День рождения Деда Мороза»Тип проекта: познавательный, творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность: 17-18 ноября 2023 г (краткосрочный).Возраст воспит...