Краткосрочный познавательно-творческий проект по теме: «День рождения Деда Мороза» старше-подготовительная группа
проект (старшая группа)

Камышова Галина Ивановна

       Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в формировании нравственных и духовных качеств у детей, так как праздник – это своеобразная форма духовного общения ребенка, воспитательная роль которого состоит в его «мудрости», чтобы, «развлекая, поучать». А деятельность проектного характера способствует формированию у детей познавательного интереса.

     Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступают представления о народных традициях, история появления праздника День рождение Деда Мороза, предметом исследования является сказочный волшебник Дед Мороз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.2._kratkosrochnyy_proekt_den_rozhdeniya_deda_moroza.docx184.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического направления развития воспитанников №24»

Краткосрочный

познавательно-творческий проект по теме: «День рождения Деда Мороза»

старше-подготовительная группа

https://funik.ru/wp-content/uploads/2018/12/65e53b056c79c48db2b6-768x1086.jpg

                                                                                             Проект разработали

                                                                                             Камышова Г.И.

                                                                                             Дубейко О.Г.

                                                                                             Ольшанская В.И.

2022 год

Введение

     Все больше становится интересных хороших праздников. В 1999 году 18 ноября было принято решение отмечать день рождения Деда Мороза на его родине, в городе Великий Устюг. В этот день открывается специальный почтовый ящик, в который можно опустить поздравление для этого доброго волшебника.

     Одним из важных событий в жизни ребенка является его собственное день рождения. День рождения – это событие, а день рождения Деда Мороза - это необычайное событие перед празднованием Нового года. Подготовка ко дню рождения Деда Мороза и его празднование подводит детей к тому, что отмечать дни рождения можно и у сказочных персонажей.

     Дед Мороз – сказочный волшебник, символ любимого праздника Нового года, он всегда дарит подарки. Дети знают из книг, песен и стихов, из рассказов взрослых, что Дед Мороз добрый и заботливый. Эти нравственные качества мы воспитываем и в детях через различные формы.

     Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в формировании нравственных и духовных качеств у детей, так как праздник – это своеобразная форма духовного общения ребенка, воспитательная роль которого состоит в его «мудрости», чтобы, «развлекая, поучать». А деятельность проектного характера способствует формированию у детей познавательного интереса.

     Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступают представления о народных традициях, история появления праздника День рождение Деда Мороза, предметом исследования является сказочный волшебник Дед Мороз.

     Актуальность создания данного проекта состоит в том, что по результатам бесед было выявлено, что дети старше-подготовительной группы имеют неполные сведения о Деде Морозе, наблюдается тенденция смешивания и подмена образов американского Санта Клауса и русского Деда Мороза, дети не знают о том, что этот сказочный герой также празднует день рождения, как и все люди.

     В связи с этим возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей и воспитания у них бережного отношения к культурным народным традициям. Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда являлось важной задачей современного общества, так как в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.

      Новизна проекта.  Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.

     В свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня возникает необходимость использования современных педагогических, инновационных, информационно-коммуникационных технологий образования, которые способствуют повышению качества, доступности и эффективности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

     Цель проекта: формировать у детей представление о жизни Деда Мороза, вызвать творческий и эмоциональный интерес.

     Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях, о праздниках Новый год и День рождение Деда Мороза.
  2. Формировать представление детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях родной страны через чтение художественной литературы, исполнение песен.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес детей к культурным народным традициям, желание получать новые знания, умения, навыки.
  2. Развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности.
  3. Развивать познавательную активность, эмоциональную сферу.
  4. Развивать связную речь, коммуникативные навыки детей.
  5. Развивать внимание, память, мышление посредством продуктивной деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
  2. Воспитывать у детей желание сделать подарок любимому герою новогоднего праздника, а не только ждать от него подарки.

Ожидаемые результаты проекта

для детей:

  • дети усвоят и закрепят знания об истории происхождения Деда Мороза, дне празднования его дня рождения;
  • расширится кругозор детей, их интерес к традициям родной страны;
  • будут проявлять познавательную активность в беседах, знакомстве с художественной литературой, в рассматривании наглядного материала;
  • станут внимательнее относится к сверстникам, проявлять интерес к совместным играм, а также желание оказывать посильную помощь сверстнику в затруднительных ситуациях;
  • будут проявлять самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов в самостоятельной изобразительной деятельности;
  • пополнится словарь детей новыми словами.

 для педагогов:

  • пополнение предметно-развивающей среды группы материалом по теме проекта;
  • проявление инициативности и самостоятельности в реализации проекта;
  • совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, повышения качества педагогического труда.

 для родителей:

  • укрепится заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам духовно-нравственного воспитания;
  • желание родителей участвовать в педагогическом процессе посредством проектной деятельности;
  • повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме.

   Участники реализации проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители.

Принципы для проекта:

  1. Принцип развивающего образования. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  2. Принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.
  3. Принцип гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.

     Пути решения проекта:

  • обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются   создавать;
  • учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
  • разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
  • оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

- Выявление знаний детей о дне рождения Деда Мороза;

- Обновление содержания предметно-развивающей среды по теме проекта;

- Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта.

- Изучение методической литературы, интернет-ресурсов, подбор материала, иллюстрация, музыкальных произведений.

- Составление конспектов, игр, пособий.

- Составление перспективного плана совместных действий с детьми и родителями.

10.11.2022г. – 13.11.2022 г.

2.

Практический этап

- Реализация содержания проекта.

- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.

- Беседы о Деде Морозе.

- Чтение художественной литературы о Деде Морозе, о Новом годе, русских народных сказок.

- Исполнение музыкальных произведений и разучивание песен.

- Подвижные игры по теме.

14.11.2022 г. – 18.11.2022 г.

3.

Обобщающе - результативный этап

- Подготовка аналитического отчета.

- Обобщение и распространение опыта

21.11.2022 г. – 22.11.2022 г.

4.

Презентация проекта

- Презентация проекта.

- Организация и демонстрация выставки творческих работ.

23.11.2022 г.

План мероприятий по реализации проекта

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

«Физическое развитие»

1. «Снежинка, вьюга, сугроб»

Подвижная игра

«Социально-коммуникативное развитие»

1. «Дед Мороз – сказочный волшебник»

2. «Где живет Дед Мороз?»

Тематическая беседа

Беседа

«Познавательное развитие»

1. «Дед Мороз и лето»

2. «Какие бывают Деды Морозы»

Просмотр мультфильма

Рассматривание иллюстраций

«Речевое развитие»

1.Русские народные сказки «Морозко» и «Два Мороза»; И. Гурина «Подарки Деда Мороза»; А. Усачов «Почта Деда Мороза»

2. Разучивание стихотворений для поздравления Деда Мороза с Днем рождения.

Чтение художественной литературы

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Аппликация «Подарок Дедушке Морозу»

2. Коллективная поделка. Поздравительная открытка ко дню рождения Деда Мороза

3. Музыкальный подарок для Деда Мороза

4. «День рождения Деда Мороза»

НОД по аппликации с преподавателем Бычковой Ю.Г. в Точке роста МОУ СОШ №5

Творческая мастерская

Дружный оркестр музыкальных инструментов

Итоговое развлечение

Работа с родителями

1. «18 ноября – День рождения Деда Мороза»

2. «Как правильно написать письмо Деду Морозу»

3. «Какие книги прочитать ребенку про Деда Мороза»

Папка - передвижка

Консультация

Информационный буклет

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание центра по приготовлению подарков Деду Морозу);
  2. Подбор литературы по теме «День рождения Деда Мороза»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии); мультфильмов; музыкальных произведений;
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка подвижных игр;
  5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2.  Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника через социальные сети.

Риски и пути их преодоления

Риски при реализации проекта

Способы преодоления

Увеличение временных затрат педагогов на разработку дидактических заданий и игр, согласование учебных планов и рабочих программ.

Продумать способы морального поощрения.

Отсутствие системы стимулирования творческого саморазвития педагогов, готовности к инновационной деятельности.

Выйти с предложением к администрации ОУ по стимулированию педагогов, участвующих в проекте.

Отсутствие диагностического инструментария для замеров личностных результатов у воспитанников.

Консультации с другими педагогами, изучение опыта работы коллег.

Слабое владение педагогами современными методиками, способствующими личностному развитию и духовно-нравственному становлению воспитанников.

Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта и опыта коллег.

Недостаточная мотивация воспитанников в личностном самосовершенствовании.

Индивидуальная работа с каждым воспитанником, создание ситуации успеха.

Низкая активность родителей в реализации задач проекта.

Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение к проведению групповых мероприятий.

Выводы:

     В результате проведенной работы дети заинтересовались данной темой, проявляли познавательную активность, повысилась их мотивационная составляющая – дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. В ходе проекта «День рождения Деда Мороза» дети закрепили знания и расширили представления о празднике день рождения Деда Мороза, о самом Деде Морозе (где родился, где живет), познакомились с достопримечательностями Великого Устюга – вотчины Деда Мороза, поняли, что значит быть добрыми, как можно заботиться о других, приобрели навыки коллективного совместного творчества в пении и играх.

     В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет   прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонне развитой личности ребенка, но и даст толчок для развития познавательной деятельности, развития речи, взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература:

1. Гетцель В. А., Морозова А. Н. Новогодний карнавал. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2011.

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей, Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2014.

3. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013.

4. Фролов А. С. Репертуарный сборник литературных материалов в помощь организаторам детских новогодних и музыкальных праздников. Методическое пособие – М. : Педагогическое общество России, 2015.

5. Петрова Т. П. Новогодний калейдоскоп «Где живет Дед Мороз» // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 6 - С. 27 – 31.

6. Трапезникова Г. О. Новогодние традиции // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12 – С. 44 – 50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "День рождения Деда Мороза" в старшей группе детского сада

Предлагаю воспитателям использовать данный материал в своей работе. Проект  интересный, очень заинтересовал детей и родителей. Работая над проектом, я сама узнавала интересные факты, о которых ра...

ООД в подготовительной группе на тему "День рождение Деда Мороза"

Знакомство с традидиями встречи Нового года у нас в стране и за рубежом, а также как празднуется День рождение Деда Мороза....

Социокультурный краткосрочный проект для детей с 5 до 6 лет группы№12 по теме «День рождения Деда Мороза». Срок реализации: с 24.11.2018г. по28.11.2018г.

Актуальность:  Всё больше становится интересных хороших праздников! В 1999году 18 ноября было принято решение отмечать день рождение Деда Мороза на его родине, в городе Великий Устюг. В этот день...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «День Рождения Деда Мороза» Авторы: Старший воспитатель: Логунова Е.А. Воспитатель группы раннего возраста: Пискарёва С.А.

Данный материал разработан для детей дошкольного возраста (6-7 лет).  Образоваельная область - познавательное развитие. Познакомить детей с  историей возникновения и традициями праздник...

Социокультурный краткосрочный проект для детей с 6 до 7 лет группы№12 по теме «День рождения Деда Мороза».

Актуальность:  Всё больше становится интересных хороших праздников! В 1999году 18 ноября было принято решение отмечать день рождение Деда Мороза на его родине, в городе Великий Устюг. В это...

Конспект образовательной деятельности по теме: «ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ ДЕДА МОРОЗА» для подготовительной группы

Конспект образовательной деятельности по теме:  «ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ ДЕДА МОРОЗА»  для подготовительной группы...

Проект в подготовительной группе «Солнышко» Тема: «День рождения Деда Мороза»

Проект: «День рождения Деда Мороза»Тип проекта: познавательный, творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность:  17-18 ноября 2023 г (краткосрочный).Возраст воспит...