Влияние активности родителей в развитии личности ребёнка
материал
Детский сад и семья – два воспитательных составляющих, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_aktivnosti_roditeley_v_razvitii_lichnosti_rebyonka.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ.
Детский сад и семья – два воспитательных составляющих, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, активное взаимодействие между семьей и ДОУ.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Активное участие семьи в воспитании неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:
• первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;
• максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;
• длительностью и постоянством пребывания в семье эмоциональной атмосферой семейных отношений: любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.
Влияние родителей на процесс формирования личности ребенка более эффективно, когда отец и мать умело и сознательно воздействуют на ребенка, хорошо понимают значение разнообразных факторов, от которых зависит его моральное и физическое развитие, глубоко и всесторонне знают своего ребенка.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей в развитии личности ребёнка, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Мы в нашей группе стремимся к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. Опираясь на данную позицию, мы приветствуем любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:
• Информируем родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в специальной доске объявлений в приёмной группы.
• Приглашаем к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.
• Предлагаем творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, поучаствовать в образовательном процессе и всестороннем развитии.
• Призываем к участию родителей в мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемки.
В своей работе обращаем внимание родителей на значение игровой деятельности. Для реализации проекта «Умные игры» и для сюжетно-ролевых игр детей, и для исследовательской деятельности родители приняли активное участие: приобретали и приносили в группу для детей различные игры, сшили костюмы, смастерили атрибуты, собрали природный материал.
Ребенок развивается как личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как часть культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует и в тоже время в игре можно отдыхать.
Для творческого общения родителей с детьми существует такая форма работы как тематические выставки и акции (темы выставок и акций: «Декоративно - прикладное творчество», «Зимний букет», «» и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.
Огромное значение придаём праздникам (тематические утренники, театрализованные представления «Заюшкина избушка»). Готовят их не только мы с детьми, но активно участвуют в них и родители. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.
В утренние часы родители пользуются уникальной возможностью, некоторое время побыть с ребёнком в саду наблюдая, как их дети выполняют утреннюю гимнастику. Дети очень рады этому, они стараются выполнять движения красиво и правильно, а это значит положительный эмоциональный настрой на целый день.
Привлекаем родителей участвовать вместе с детьми в конкурсах, (зимние поделки на участке детского сада, изготовление кормушек для птиц, сбор корма для птиц и питомцев ДЭБЦ). Дети с гордостью рассказывали, как они пилили доски, красили, когда мастерили кормушки вместе с родителями. И внимательно наблюдали на прогулке, какие птицы и сколько птиц сели на их кормушки, каждый ребёнок старался побольше насыпать корма и кричали воспитателям: «смотрите, смотрите на нашей кормушке много птиц и т. д.». После прогулки дети заходили в группу довольные, радостные и говорили воспитателям, что они и сегодня помогли птицам от голода. С сентября месяца наша группа посещает Краеведческий музей, родители с большим удовольствием помогают нам сопровождать детей. На ура прошла и «осенняя ярмарка». Родители приняли активное участие, это очень радовало детей они показывали друг другу и воспитателя, что они пекли с мамой, какая начинка внутри и каждый ребёнок старался, предлагал пробовать их с мамой угощение.
20 ноября Всемирный день ребёнка приурочив к этому дню мы провели акцию на тему: «Каждый день, как в празднике живём», такой девиз и нашей группы. Предложили родителям написать, что значит для них их ребёнок. Мой ребёнок — это… родители должны дописать. Затем мы прочитали детям, что по них написали их родители. Лица детей сияли, каждый повторял слова я такой-то, такой-то, ого и т. д. Дети стояли и смотрели долго на плакат в виде сердца и каждый спрашивал, покажите сердечко, где про меня так написано. Глядя на детей, было видно, как они рады, как они нужны родителям и как они гордились своими родителями.
24 ноября прошёл праздник ко дню матери. Мы с детьми своими руками приготовили подарки для наших мам. Но и мамы наши нам помогли организовать праздник и сами приняли активное участие в командах вместе со своими детьми. Каждая мама и каждый ребёнок поддерживали друг друга, старались помогать, подсказывать.
Как вся эта проделанная работа влияет на развитие личности ребенка:
• улучшается эмоциональный климат в семье;
• меняется в сторону большей объективности родительская оценка талантов ребёнка.
• повышается эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
Проводилось анкетирование родителей. Сделала «срез», т. е. в группе 22 ребёнка, а я взяла половину из числа детей и опросила 11 родителей.
Результаты анкетирования:
- Мама - 5 (45%)
Оба родителя - 6 (55%)
2. Активное участие в развитии личности ребёнка-11(100%)
3. Да-4 (37%). Нет-2 (18%) Иногда-5 (45%)
4. Родителей-3 (27%)
В равной степени родителей и сотрудников учреждений образования – 8 (73%)
5. Да-8 (73%). Нет-1 (9%) Иногда-2 (18%)
Благодаря всей проделанной работе, видно, что уровень знаний и умений у родителей повысился, также увеличилось желание участвовать в жизни детей. Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка. "
Консультация для родителей...
ВЛИЯНИЕ АВТОРИТЕТА РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
Важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей. Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, до...
Влияние авторитета родителей на развитие личности ребёнка.
Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых её членов, но и всем образом жизни....
"Влияние авторитета родителей на развитие личности ребёнка" консультация для родителей
Авторитет родителей - это важная составляющая успешности восритания детей в семье. Эта статья полезна для родителей и воспитателей....
Консультация для родителей "Влияние животных на полноценное развитие личности ребёнка".
Домашние животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребёнка. В отличие от растений, животные обладают определённым своеобразным поведением. Он...
Консультация для родителей: "Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка".
Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо – эмоциональн...
Консультация для родителей. "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребёнка."
Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка. «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка тогда, когда с ним разговарив...