План по самообразованию на 2022-23г «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
План
по самообразованию
на 2022-23г
«Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2022-23g.docx | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чайка» корпус 3
План
по самообразованию
на 2022-23г
«Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Воспитателя высшей квалификационной категории
Пахомовой Ларисы Борисовны
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития речи дошкольников;
2.Внедрять применение инновационных и развивающих технологий по развитию речи дошкольников;
3.Взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
4.Создать развивающую предметно-пространственную среду и пространство детской реализации в группе для внедрения и применения инновационных и развивающих технологий;
5.Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данному направлению работы, методические рекомендации.
6.Оформить в группе центр речевого развития детей
7. Взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы.
8.Обобщить опыт работы, презентовать отчет на родительском собрании и на педсовете ДОУ, а также распространить в СМИ.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
-владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми.
индивидуальная работа с детьми
свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
*анкетирование родителей
*консультации
*индивидуальные и групповые беседы
*оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
*привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
*проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ)
Ожидаемые результаты:
*совершенствование образовательного процесса;
*активизация речевой деятельности дошкольников;
*улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
*достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
*повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
*пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
*повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
*Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.
*Центр речевого развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей.
*Презентация отчета по теме самообразования на родительском собрании
"Наши успехи"
*Презентация педагога по теме самообразования на педсовете ДОУ
*Распространение опыта работы в СМИ.
План методической работы на 2022-23 учебный год
Месяц
| Методическая работа по теме самообразования | Работа с детьми | Работа с родителями | РППС |
I этап. Теоретический | ||||
Сентябрь | Анализ собственных затруднений и затруднений коллег. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах). Планирование работы с детьми на новый учебный год | Анкетирование родителей "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Нормы" | Привести в соответствие с возрастными особенностями речевой центр. | |
| ||||
II этап. Практический | ||||
Октябрь | Подбор и изучение литературы по теме самообразования. Оформление папки-передвижки «Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка» | Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах и во время проведения ООД (пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, игры с мячом су-джок). Самомассаж ладоней. Упражнение на развитие силы голоса «Пропой звук с разной громкостью. | Памятки для родителей по обучению связной речи. Проведение консультации для родителей «Как говорит Ваш ребенок» | Приобрести мячики су-джок, составить картотеку пальчиковых и дыхательных гимнастик. |
Ноябрь | Презентация для педагогов: "Использование инновационных технологий в процессе развития речи у воспитанников дошкольного возраста " Консультация для педагогов: «Технология мнемотехника» | Знакомство детей с мнемотехникой: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц. | Мастер-класс "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей" | Разработать папку "Стихотворения по технологии мнемотехника" |
Декабрь | Проведение встречи обмена опытом. Смотр речевых центров в других возрастных группах «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста» | Привлечь детей к изготовлению лэпбука "Развиваем речь , играя" и игровой деятельности с ним. | Творческая мастерская "Развивающие игры для детей своими руками" | Оформить весь игровой материал, выполненный с помощью родителей (прописать дидактические задачи, расставить в центре развития речи). |
Январь | Консультация для педагогов «Технология наглядного моделирования» | Дидактические упражнения "Нарисуй и расскажи". "Расскажи, что нарисовал" | Информация на стенде для родителей: «Почему взрослым необходимо следить за своей речью». | Создать папку творческую паку работ детей. |
Февраль | Подготовка презентации по теме:«Технология синквейн»
| Составление синквейнов. | Папка-передвижка "Загадочный и доступный синквейн" | Приобрести литературу для изучения методики. |
Март | Мастер класс для педагогов «Сторителлинг-инновационная технология»
| Изготовление кубиков по технологии сторителлинг совместно с детьми. Игровые речевые упражнения: | Индивидуальные беседы с родителями по текущим вопросам "Успехи и достижения. Сложности в речевом развитии детей?" | Пополнить РППС кубиками по технологии сторителлинг. |
Апрель | Оформление буклетов для воспитателей по теме:«ТРИЗ -технология творчества»
| Игровые упражнения "Придумай свою сказку" Коллективные обсуждения, использование мозгового штурма, метода фокальных объектов, морфологического анализа. | Предложить родителям использовать дома приемы ТРИЗ технологии. Например : прием эмпатии: | Разработка картотеки дидактических игр по ТРИЗ технологии. |
III этап. Обобщающий | ||||
Май
| Отчет по самообразованию Выступление на педсовете ДОУ. Выставка педагогической литературы, пособий и игр по речевому развитию. | Мониторинг детей. | Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе | Оформление опыта работы. Брошюра "Методические рекомендации по проведению работы по речевому развитию с использованием инновационных технологий". |
План методической работы на 2021-2022 учебный год
Сентябрь.I этап. Теоретический
*Анализ собственных затруднений и затруднений коллег.
*Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах).
*Планирование работы с детьми на новый учебный год.
*Анкетирование родителей "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Нормы "
* Привести в соответствие с возрастными особенностями речевой центр.
(игры, наглядный материал и др.)
1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт. -сост. Н. В. Багичева, А. С. Д мышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.
2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методическое пособие.
3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт. -сост. Л. М. Граб
4. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.
5. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.
6. Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником.
7. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г. 10.00
8. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах :http://nsportal.ru, https://infourok.ru, https://www.maam.ru.
II этап. Практический
Октябрь:
*Подбор и изучение литературы по теме самообразования.
*Оформление папки-передвижки «Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»
*Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах и во время проведения ООД(пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, игры с мячом су-джок).
*Самомассаж ладоней.
*Упражнение на развитие силы голоса «Пропой звук с разной громкостью. *Памятки для родителей по обучению связной речи.
*Проведение консультации для родителей «Как говорит Ваш ребенок» *Приобрести мячики су-джок, составить картотеку пальчиковых и дыхательных гимнастик.
Ноябрь:
*Презентация для педагогов: "Использование инновационных технологий в процессе развития речи у воспитанников дошкольного возраста "
*Консультация для педагогов: «Технология мнемотехника»
*Знакомство детей с мнемотехникой: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
*Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц.
*Мастер-класс "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей" *Разработать папку "Стихотворения по технологии мнемотехника"(текст *стихотворения и к нему мнемотаблица).
Декабрь:
*Проведение встречи обмена опытом. Смотр речевых центров в других возрастных группах «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста»
*Привлечь детей к изготовлению лэпбука "Развиваем речь, играя"и игровой деятельности с ним.
*Творческая мастерская "Развивающие игры для детей своими руками" *Оформить весь игровой материал, выполненный с помощью родителей (прописать дидактические задачи, расставить в центре развития речи).
*Консультация для педагогов
Январь:
*«Технология наглядного моделирования»
*Дидактические упражнения
-"Нарисуй и расскажи".
-"Расскажи, что нарисовал"
-"О чем услышал, что изобразил?"
*Информация на стенде для родителей: «Почему взрослым необходимо следить за своей речью».
*Создать папку творческую паку работ детей.
Февраль:
*Подготовка презентации по теме:
*«Технология синквейн»
*Составление синквейнов.
*Папка-передвижка "Загадочный и доступный синквейн"
*Приобрести литературу для изучения методики.
Март:
*Мастер класс для педагогов «Сторителлинг-инновационная технология»
*Изготовление кубиков по технологии сторителлинг совместно с детьми.
*Игровые речевые упражнения:
*"Придумай сказку"
*"Расскажи про. "
*Индивидуальные беседы с родителями по текущим вопросам
*"Успехи и достижения. Сложности в речевом развитии детей?"
*Пополнить РППС кубиками по технологии сторителлинг.
Апрель:
*Оформление буклетов для воспитателей по теме:«ТРИЗ -технология творчества»
*Игровые упражнения "Придумай свою сказку"
*Коллективные обсуждения, использование мозгового штурма, метода фокальных объектов, морфологического анализа.
*Предложить родителям использовать дома приемы ТРИЗ технологии.
Например : прием эмпатии:
-"Расскажи что ты чувствуешь, что может чувствовать другой человек в определенной ситуации?"
*Разработка картотеки дидактических игр по ТРИЗ технологии.
III этап. Обобщающий
Май:
*Отчет по самообразованию
*Выступление на педсовете ДОУ.
*Выставка педагогической литературы, пособий и игр по речевому развитию. *Мониторинг детей.
*Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе *Оформление опыта работы.
*Брошюра "Методические рекомендации по проведению работы по речевому развитию с использованием инновационных технологий".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...
Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...
Презентация "Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному об...
Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способност...
Статья "Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...
План по самообразованию «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе рече...
План по самообразованию в старшей группе «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способност...