Консультация для воспитателей «Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств дошкольников»
консультация (средняя группа)

Коршунова Юлия Игоревна

Перед детским садом стоит задача воспитания у детей уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, которые к концу дошкольного возраста должны приобрести прочный и осознанный характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vospit_konsu.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»

Консультация для воспитателей

«Роль художественной литературы в воспитании нравственных

качеств дошкольников»

 

Подготовила:

Коршунова Ю.И.

воспитатель

г. Саров,

2022 г.

В нашей стране остро стоит вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения.

               Большая задача в воспитании нравственности у детей ложиться на нас, воспитателей. Ведь то хорошее и доброе, что мы и семья воспитываем в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

             Перед детским садом стоит задача воспитания у детей уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, которые к концу дошкольного возраста должны приобрести прочный и осознанный характер.

             В нравственном воспитании ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте, большое место занимает формирование более сложных чувств и отношений любви к родному городу, селу, к Родине.

           В процессе ознакомления с окружающим миром у детей воспитывается любовь к своей стране, взрослым, к их труду, товарищеские отношения со сверстниками, умение дружно работать и играть, формируют чувство справедливости, стремление ко всему доброму, прекрасному, нетерпимость ко всему плохому.

            Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература.

          «Чтение, – говорил В.А. Сухомлинский, – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

          Литература является для детей не только источником радости, но и  источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим  миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости.

         При ознакомлении со списком художественной литературы, который предлагает нам базовая программа, мы видим широкий спектр направлений. Здесь есть произведения о природе, окружающей нас жизни, о труде взрослых, о животных и птицах и т.д.

           Включая в план занятий то или иное произведение, мы имеем возможность решать не менее двух основных задач: образовательную и воспитательную.

            Например, читая книгу С.Баруздина  «Страна, где мы живем» дети как бы совершают небольшое путешествие над Сибирью, Крайним Севером. Они получают первые представления о красоте и богатстве, о силе и могуществе нашей страны. И такие ёмкие  слова «Наша Родина»,  «Наша Россия» становятся для них более понятными, наполненными конкретными представлениями.

            Свои первые самые важные шаги в познании окружающего мира дети совершают под руководством взрослых, перенимая и впитывая тот опыт, который накопило человечество.

             Взрослым многому надо научить детей.  И не только всевозможным жизненно важным навыкам, но и в первую очередь – добру, человечности, справедливости, трудолюбию. Взрослые могут добиться положительных результатов в воспитании, лишь доказывая правоту своих взглядов собственным примером и положительным примером окружающих людей. Успех воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько этот положительный пример действует на ребенка, насколько он доступен детскому восприятию. В решении этого вопроса  книги оказывают неоценимую помощь.

               Книги рассказывают о той жизни, которой живут взрослые, показывают духовную красоту человека – труженика. Для детей эти рассказы звучат правдиво потому, что герои книг очень похожи на их пап и мам, на тех людей, которые встречаются каждый день. Дети гордятся тем, что делают, умеют и любят их родители.  Возьмем стихотворение С.Михалкова  «А что у вас?»

            Нужно показать, как любимое дело делает человека счастливым, какое уважение и благодарность вызывает настоящий мастер своего дела – герой труда. Помогут в этом произведения С.Маршака «Ледяной остров»,  «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», И.Винокура  «Самолет летит»,   И.Туричина  «Человек заболел»  и многие другие.

               Сила воздействия, воспитательное значение рассказов безграничны.  И – самое главное – они пробуждают у детей уверенность, что иначе быть не может. Только так, смело и ответственно, должен поступать каждый  человек.

             Детские книги – необходимые советчики во всем многообразном и сложном процессе воспитания детей.

            Каждый воспитатель знает, сколько настойчивости и терпения требуется,

чтобы ребенок ел сам, одевался сам. А вот при чтении книги Я. Акимова  «Неумейка» такой ребенок видит себя во всей неприглядности. Эти стихи могут подействовать на малыша больше, чем уговоры и наказания.

            Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания,  нужна книга, в которой говориться, как нужно поступать. Это произведения А.Борто  «Вовка – добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», А.Гайдара  «Сказка о военной тайне»,   В. Тайца, В.Осеевой «Волшебное слово», В.Носова  «На горке» и другие.

             Дети все разные, у них разные развлечения, интересы, мысли, чувства, желания, жизненный опыт. Но каждый из них, так или иначе, связан с природой. Дети смотрят на деревья, цветы, но это еще не значит, что они понимают их значимость.  Их нужно ввести в мир природы, сделать его понятным, интересным, близким, необходимым. Дети не злые. Но я хочу рассказать об одном случае. Один мальчик ловил на полянке бабочек и  запихивал их в спичечный коробок. На вопрос ему столько бабочек ответил, что они нужны ему для цирка, что он дрессировщик. Мальчик зажимал  крылья бабочек пальцами и   считал до 10, потом подбрасывал бабочку – бабочка вспархивала, но не взлетала и медленно садилась на его ладонь. Она вообще больше не могла летать, своей «дрессировкой» мальчик стер пыльцу с крыльев бабочки.

            – И сколько же их у тебя?

           – Да вот, уже 5! – и с гордостью показал.

            Мальчик, конечно, не знал что, делая все это, приносит непоправимый вред. Он просто не представлял, как надо вести себя с природой. Для того, чтобы дети научились подлинной, разумной любви к природе, ко всему живому  нам помогают книги, рассказы и сказки о природе. 

             Великим мастером рассказов о природе был В.Бианки. В каждом из его произведений много нового для ребят. Это такие произведения как «Лесные домишки»,  «Аришка–трусишка»,  «Купание медвежат» и другие. Все эти рассказы и сказки полны не только  сведениями о природе, но и добротой, ненавязчивой поучительностью.

          Много «ценного» материала о природе и о добром отношении к ней можно взять из произведений Н.Сладкова, Г.Скребицкого, Н.Дурова, Г.Снегирева. Увидеть красоту природы помогут детям произведения классиков – стихи А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева.

         Книги о труде взрослых побуждают у детей любопытство, интерес, уважение, желание помочь, быть похожими. Очень ценны для воспитания этих нравственных качеств у детей книги С.Я. Маршака  «Как печаталась ваша книга» и другие.

          И, конечно, самые большие возможности в воспитании у детей  положительных эмоций  – у сказок.

          В каждой сказке положена граница между добром и злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе, и всегда побеждает добро. Идея победы добра над злом вынашивалась, рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому, что пронизана  надеждой человечества в торжество добрых начал. А вера в это подкреплено временем. Потому так сильно  воздействие  сказки на внутренний мир ребёнка.

          Если добрая девочка из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» попадает в колодец к Морозу и он награждается ее серебром да бриллиантами за  труд и заботу о нем,  то ленивую завистливую девочку «награждает»  только ледяной сосулькой, что является наказанием за   лень и грубость.

        Русская народная бесхитростная сказка, «Репка» переходит из поколения в поколение. Её пересказывают дети и взрослые,  показывают в театре. Она привлекает к себе внимание тем, что дед вырастил очень большую репку, а маленькая мышка помогла вытащить её из земли – так понимают сказку малыши.

             Через сказки идет воспитание у детей доброты, послушания, переживания за судьбы героев.

             Большое воспитательное влияние оказывают сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки Г.Х.Андерсена… и мн. др.авторов.

            Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравиться маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра.  Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку  даёт нам, взрослым,  возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе»…

 

 

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература.

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .Особую роль отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

На начальном этапе - ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я считаю, что комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному, интересно.

Знакомство детей с художественной литературой я начинаю с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое.

В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями, разучиваю произведения русского фольклора - это детский фольклор, частушки, песенки, прибаутки, загадки, чистоговорки, игры.

Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).

К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку, важная роль отводится воспитателю, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

В течение года систематически читала и рассказывала русские народные сказки. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги подбирались выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались самые разные задачи.

В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

- групповые собрания;

- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;

- выставки книг;

- провела занятие которое показали родителям ;

- совместная творческая деятельность родителей и детей;

- полезные советы;

В течение года проводила индивидуальные консультации и бесед с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям.

Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств дошкольников» выступление на педагогическом совете

Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература...

Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников

Статья содержит информацию о важности чтения художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников, а также критерии отбора книг для чтения...

Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/

Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....

Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и за...

Консультация для воспитателей "Роль художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников"

Консультация для воспитателей"Роль художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников"Воспитатель:Мохова Г.В.Проведено:20.10.2022г....

"Роль художственной литературы в воспитании нравственных качеств"

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чуде...