Статья "Организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении"
статья
Оганизация развивающих центров.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Лысенко А.С., старший воспитатель
Максимова О.Л., воспитатель
Болкунова В.В., воспитатель
Королькова М.П., воспитатель
Сафронова Е.А., воспитатель
МБДОУ № 211 «Сибирячок»
г. Кемерово, Кемеровская область- Кузбасс
В каждой группе детского сада помещение разделено на зоны или уголки, то есть центры, которые предназначены для какого-то вида деятельности детей. Каждый ребёнок в любое время может найти себе занятие по душе. Центры могут формироваться по направлению образовательных областей: речевого развития, физического развития, социально-коммуникативного развития, познавательного развития, художественно-эстетического развития. Далее эти зоны могут разделяться на уголки, например, в речевой центр может входить книжный уголок, дидактических речевых игр, картотеки чистоговорок, и т.д. Дети, играя в таких центрах, начинают вместе взаимодействовать по интересам, находят себе друзей.
Центр социально-коммуникативного развития может включать в себя уголок сюжетно-ролевой игры, где дети играют в «Больницу», «Магазин», «Парикмахерскую», «Семью» и другие сюжетные игры, в нём содержатся различные атрибуты для таких игр, например, муляжи еды, куклы, посуда, мебель, коляски, машинки, самолётики, лодки т.д. Так же этот центр включает уголок безопасности, где расположены игры и атрибуты для знакомства детей с правилами пожарной безопасности, правилами дорожного движения (светофор, дорожные знаки, макеты улицы), безопасности в быту, на улице, в лесу; альбом «Профессии» для формирования у детей представления о труде взрослых. Картинки для рассматривания по различной тематике: «Транспорт», «Мебель», «Предметы обихода» и др. Уголок краеведения или патриотический уголок включает в себя символику страны и края, фотографии основных достопримечательностей, элементы народного фольклора (народные костюмы, самовар и т.д.).
Центр художественно-эстетического развития может включать в себя уголок изобразительной деятельности: в нём содержится всё необходимое для рисования, лепки и аппликаций: краски, кисточки, карандаши, фломастеры, раскраски, бумага, картон, мелки, пластилин, глина, клей, ножницы, а также печатки, трафарет, поролон и другие материалы для нетрадиционного рисования; уголок декоративно-прикладного искусства: здесь детям доступны материалы для изготовления поделок, украшений и атрибутов для различных игр или театрализованной деятельности; уголок музыки: содержит музыкальные инструменты, барабан, колокольчики, погремушки, бубен, металлофон, пищалки, свистульки и другие звуковые игрушки; уголок театра, в нём могут находиться различные виды театра: кукольный театр, настольный театр, театр теней, кукол би-ба-бо, различные костюмы, маски и атрибуты для драматизации сказок, ширма и т.д.
Центр речевого развития включает книжный уголок: в нём содержится художественная литература для чтения по возрасту детей (сказки, детские энциклопедии и т.д.), книжки-малышки; картинки сюжетные для составления рассказов, картотеки скороговорок, потешек, речевых игр, пальчиковой гимнастики, шнуровка, пуговицы и другие предметы для развития мелкой моторики: наборы круп, мелких камушков; дидактические игры на развитие связной речи и диалоговой речи, например, старый или игрушечный «телефон», по которому дети учатся строить диалог.
Центр физического развития включает спортивный уголок: в нём содержатся мячи, скакалки, обручи, флажки, кегли, мешочки с грузом для бросания, уголок психо - эмоциональной релаксации, где ребёнок может отдохнуть; уголок здоровья, содержащий информацию для детей о здоровом образе жизни, о правильном питании, массажные коврики, мячики и т.д.
Центр познавательного развития состоит из уголка конструирования: крупный и мелкий конструктор, наборы строительного материала, «Лего»; уголка экспериментальной деятельности: содержащий различные игры с песком и водой, ознакомления с различным материалом: стекло, бумага, ткань, деревянные брусочки, резиновые игрушки, пластмассовые (для игр с водой), зеркальце для игр с солнечным светом, различные лупы, цветные стёклышки; уголк природы (экологии): здесь должны находиться материалы рассказывающие детям о природных ресурсах, воде, воздухе, энергии, а так же о растениях и животных, в том числе занесенных в красную книгу, так же детям необходимо рассказывать о бережном отношении к бумаге, и о проблеме утилизации отходов, формируя сознание экономного потребления, картинки части суток, времени года, календарь погоды; в уголке природы могут быть семена для выращивания в «огороде» на участке группы или в группе (лук, горох, бобы или цветы) и средства для ухода за этими растениями (леечки, палочки для рыхления, губка, чтобы протирать листья растений, опрыскиватель); коллекции природных материалов: шишек, ракушек, речных камешков, желуди. Уголок математики: наборы геометрических фигур, цифр, счеты, часы, наборы картинок для группировки по различным признакам (величина, форма, цвет); интеллектуального развития, где сосредоточены игры для развития логического мышления: пирамидки, матрёшки, игры с вкладышами, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, дидактические игры по сенсорике, мозаика, настольно-печатные игры «Лото», парные и разрезные картинки.
Литература:
1. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Организация предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях.
Принципы создания предметно-развивающей среды для всестороннего развития дошкольника....
Консультация «Организация предметно – развивающей среды в дошкольном учреждения в соответствии ФГОС»
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ...
Современный подход в создании предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО
Создание современной РППС в ДОО...
Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении
Данная статья будет полезна музыкальным руководителям и воспитателямв ДОУ....
Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении:
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУПредметно-развивающая среда в дошкольном учреждении:Дошкольное образование – первое звено в системе не...