Консультация для родителей "Какие игрушки нужны детям?"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Игра способствует развитию полноценной гармоничной личности ребёнка. В игре ребёнок выстраивает эмоциональный контакт со взрослыми (а затем со сверстником), формирует заинтересованность, любознательность, в окружающем его мире, учиться выстраивать отношения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей

«Какие игрушки нужны детям?»

Над консультацией работала:

Жарова Вера Александровна

 «ИГРА-ЭТО ШКОЛА МОРАЛИ НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ»

Д.Б. Эльконин.

Игра способствует развитию полноценной гармоничной личности ребёнка. В игре ребёнок выстраивает эмоциональный контакт со взрослыми (а затем со сверстником), формирует заинтересованность, любознательность, в окружающем его мире, учиться выстраивать отношения.

Однако, родители не всегда правильно воспринимают детскую игру. Существует 4 мифа о детской игре в сознании родителей.

1. Игра – это просто развлечение.

2. Если ребёнок не играет сам, то с ним что-то не так.

3. У ребёнка должно быть много игрушек.

4.Чем больше развивающих игрушек, тем ребёнок умнее.

Первый миф. Игра – это развлечение.

 Опровержение. Игра – это прежде всего ситуация, в которой дети пробуют и моделируют отношения, которые они выстраивают со взрослыми и которые они наблюдают между взрослыми.

Второй миф: ребёнок должен играть сам.

Ребёнок не может играть с игрушкой сам по себе. Ребёнку сначала наблюдает, изучает, что с предметами делается взрослый, затем начинает действовать сам.

Третий миф: у ребёнка должно быть много игрушек.

Для активного развития нужно не многообразие игрушек, а многообразная стимулирующая среда, созданная взрослым. Первоначальным звеном многообразной стимулирующей среды является эмоциональный контакт со взрослым, позже со сверстником.

Без этого контакта у ребёнка не будет сформировываться мотивационная сфера, без которой ребёнок ничего не захочет делать.

Далее для активного развития взрослому необходимо организовать разнообразные виды деятельности, и, конечно, участвовать в них. Ребёнок развивается, общаясь и подражая взрослому.

Четвёртый миф: чем больше развивающих игрушек, тем ребёнок умнее.

Ребёнка делают умнее не количество развивающих игрушек, а общение со взрослыми. Родителям необходимо распределять сои приоритеты. И не смотря на загруженность на работе, в быту, в течение дня, находить время для личного общения с ребёнком.

Важнейший потенциал игры.

По мнению Г.В. Плеханова:

  • в игре передается самый лучший опыт от старшего поколения младшему (игра как средство передачи «культурных приобретений из рода в род»);
  • игра как этап подготовки к полноценному труду;

  По мнению Л.С. Выготского

  • игра подготавливает ребёнка к полифоническому мышлению. Играя, ребёнок анализирует, синтезирует информацию, выстраивает логические связи.
  •  выступает как арифметика социальных отношений (ребёнок приобретает новые навыки формы общения, оттачивает уже имеющие)
  • игра отражает условия, в которых живёт ребёнок, отношения, которые транслируют взрослые к нему.

По мнению Д.Б. Эльконина

  •  во время игры формируется мотивационно – потребностная сфера;
  • развивается сфера воли ребёнка, умение контролировать себя, своих чувств;
  •  с помощью игры преодолевается познавательный «эгоцентризм ребёнка» (ребёнок преодолевает сфокусированность именно на своих потребностях целей, учитывает мнение других).

Для того, чтобы родителям выбрать правильную и полезную игрушку, им необходимо ответить на несколько важных вопросов.

 Каким они видят будущее своего ребёнка?

Какие качества личности они хотят в нём развивать – какую картину мира формировать?

Какое отношение к людям закладывать?

Не продуманность воспитательной стратегии и приводит к поведенческим трудностям ребёнка.

Принципы выбора  игрушки.

  • гуманистический принцип (если мы хотим сформировать полноценную гармонично развитую личность, успешного члена общества, то очень важно оценивать игрушки по тому принципу, который они в себе несут;
  • технологический принцип (характеризует насколько удобно управлять игрушкой, манипулировать, использовать её для решения прежде всего гуманистических целей).

Исходя из 2х принципов описания игрушек, выделяют следующие виды игрушек

  • Оптимальные;
  • бесполезные и даже вредные;

(нет реализации высоких ценностей, игрушки явно предполагают причинение насильственных действий).

Например, Хаги – Ваги заявлен как способ подружить ребёнка со страхами. Антропоморфный образ, неестественные яркие цвета, непропорциональное тело, ужасающая улыбка с острыми зубами вызывает тонус нервной системы, у кого – то беспокойство. Сама история игрушки предполагает совершить насильственное убийство.

Такие игрушки не могут быть зарекомендованы ребёнку!

Использование такой игрушки в терапевтической ситуации специалист контролирует как происходит взаимодействие с игрушкой и дает чёткую инструкцию как с ней нужно поступать. А вовлечение ее в ситуации социо – культурного взаимодействия имеет разрушительный характер.

К примерам устрашающих антигуманных игрушек относят также сиренеголовых.C:\Users\Samsung\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.MSO\5F05CB39.tmpC:\Users\Samsung\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.MSO\636D0AAF.tmp

  • бессмысленные игрушки;

(хорошо технологически выполнена, имеет сложную конструкцию, но даёт мало пространства для собственной познавательной активности. Такая игрушка может вызвать перегрузку нервной системы).

  • Несвоевременные игрушки (не оптимальна для ребёнка на данный момент развития).

Компьютерные игры.

- очень маленький процент игр несёт в себе развивающий потенциал;

- не все стороны личности вовлекаются в игру;

- ограничена двигательная активность;

- воображение третьестепенную роль;

- виртуальная реальность не может сравниться с той виртуальностью с/р игры ребёнка, которую он реализует сам;

- навязывает определенные паттерны поведения (не формирует у ребёнка самостоятельное мышление).

Требования к игрушкам:

- полифункциоанальность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребёнка);

- дидактическая ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);

- эстетическая направленность (гармонизирует личность, закладывает ценность труда. Ребенок понимает, чтобы создать красивую игрушку, необходимо приложить усилия, труд. Ребенку приятно играть с красивой игрушкой).

- соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребёнка.

Игрушки НЕ должны:

- провоцировать ребёнка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.

- вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры.

- порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.

- вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребёнка.

- провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым и физическим недостаткам других людей.

Таким образом, правильно подобранная игрушка радует ребёнка, делает его счастливым. С любимой игрушкой ребенок совершает первые открытия, переживает эмоции, развивает воображение, фантазию. Для хорошей, веселой игры нужна хорошая игрушка!

Информация взята из лекции Юмкиной Екатерины Анатольевны, старшего преподавателя кафедры социальной психологии СПбГУ, кандидата психологических наук. (АНОО "АНЭКС" центр дополнительного профессионального образования).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Какие игрушки нужны вашим детям?".

Какие игрушки нужны вашим детям? Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говор...

Консультация для родителей на тему: «Какие игрушки нужны детям?»

Консультация для родителей на тему:«Какие игрушки нужны детям?»...

Серия консультаций для родителей по теме "Какие игрушки нужны детям"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, ...

"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....

Консультации для родителей «Игрушки нужно выбирать, а не собирать»

Родителям нужно помнить о главном правиле: «Игрушки нужно выбирать, а не собирать». Соблюсти его не так просто, как кажется на первый взгляд. Попробуем разобраться и определить главные критерии нужных...

Сообщение на родительском собрании "Какие игрушки нужны детям"Какие игрушки нужны детям? Существуют разные виды игрушек : 1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода. 2 Технические - транспорт, констру

Какие игрушки нужны детям?Существуют разные виды игрушек :1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода.2 Технические - транспорт, конструктор...