трудовые поручения
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Первые трудовые поручения детям».
Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но
воспитываются с самого раннего детства.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны.
Задачи трудового воспитани для детей раннего возраста:
• развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;
• формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
• воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.
1. Виды труда дошкольников
Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.
Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани. Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
2. Самообслуживание
Самообслуживание – основной вид труда дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к
систематическому труду. Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся
более равноправными членами семейного коллектива. Именно через
самообслуживание ребѐнок впервые устанавливает известные отношения с
окружающими людьми, осознаѐт свои обязанности по отношению к ним.
Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требуют
работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность.
Повторяемость режимных процессов, постоянство требований к детям
обеспечивает прочность навыков, создаѐт предпосылки для формирования
потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду.
Труд по самообслуживанию развивает у ребѐнка ловкость, координацию
движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую
зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение
преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребѐнка.
Программой воспитания и обучения в детском саду у детей предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания: самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережѐвывая пищу с закрытым ртом; пользоваться ложкой, вилкой; без напоминания пользоваться салфеткой; самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в отведѐнное место, пользоваться личным полотенцем; самостоятельно одеваться и раздеваться в определѐнной последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в костюме и исправлять их самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определѐнное место.
Эти навыки могут быть сформированы, стать достаточно устойчивыми, если в семье созданы необходимые условия: выделены отдельная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков) ;
постоянное и удобное место для полотенца, зубной щѐтки, мыла; сделана
устойчивая подставка под ноги для умывания, даѐтся удобная для одевания
одежда (легко застѐгивающиеся пуговицы, шнурки с наконечниками для обуви и пр.). Но, конечно, только лишь условия, созданные взрослыми, не
гарантируют овладения детьми навыками самообслуживания. Для этого
необходимо правильное руководство действиями детей со стороны взрослых членов семьи.
Младшие дошкольники ещѐ не очень умелы, поэтому родители стараются всѐ делать за ребѐнка. Этим самым родители отнимают у детей возможность
познать окружающее. Младший дошкольник делает только то, что ему
нравится. Вот колготки собраны в «гармошкой» и вдруг распрямились на ноге.
Постепенно ребѐнок приобретает навыки и ему не нужно прилагать столько
усилий, интерес переключается на другое, остаѐтся привычка всѐ делать
самому. Если не воспитывать этой привычки, то позднее, его с трудом придѐтся приучать, заставлять.
У детей постарше стремлению быть самостоятельными способствует прежде
всего одобрение.
Элементарная трудовая деятельность ребѐнка очень тесно связано с игрой. Он стремится внести игру в любое занятие: умываясь, играет с водой, во время еды играет с ложкой и т. д. Любовь ребѐнка к игре можно использовать с целью повышения его интереса к самообслуживанию, если этот интерес угас или ребѐнок по какой-то причине не хочет выполнять то или иное дело. Например, ребѐнок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому всѐ нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно.
Игра используется и для закрепления навыков самообслуживания. Так, с
помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания детей о
последовательности в одевании и раздевании. Или с помощью игровых
персонажей (куклы, мишки, петрушки) понаблюдать за тем, как ребѐнок ест,
одевается, умывается, или же как эти персонажи сами выполняют различные
действия, отражающие моменты самообслуживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм использования трудовых поручений в разных возрастных группах.
Поручения - обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какие-либо трудовые действия (первая форма организации трудовой деятельности). Используются во всех возрастных группах. Поруче...
Планирование обучения детей старшей группы трудовым поручениям
Материал поможет воспитателям планировать работу по обучению детей трудовым поручениям на участке и в группе....
Комплекс подвижных игр, дидактических игр, трудовых поручений, наблюдений по месяцам (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Данный материал поможет педагогам в работе с детьми и при написании плана образовательной деятельности. В этом комплексе сделана подборка на каждый месяц подвижных и дидактических игр, так же тр...
Комплекс подвижных игр, дидактических игр, трудовых поручений, наблюдений по месяцам (декабрь, январь, февраль).
Продолжение к комплексу подвижных игр, трудовых поручений, наблюдений, дидактических игр....
Комплекс подвижных и дидактических игр, наблюдений и трудовых поручений по месяцам (март, апрель, май).
Продолжение к комплексу......
Консультация для воспитателей «Труд в природе и трудовые поручения».
Цель: уточнить знания педагогов по организации трудовой деятельности в летний период. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всеме...
Трудовые поручения как форма трудовой деятельности в детском саду.
Трудовые поручения как форма трудовой деятельности в детском саду....