РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
статья (младшая группа)
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya.docx | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современности.
В последнее время много сделано для возрождения педагогики раннего детства: созданы новые программы, методики, разработаны развивающие технологии. Но никакая самая лучшая программа, никакая методика, никакая наисовременнейшая технология не будут работать и не дадут результатов, если не будет главного звена – современного профессионального воспитателя.
Воспитатель – раскрывает таланты, пробуждает любознательность, учит трудолюбию, настойчивости, целеустремленности, доброте, отзывчивости и любви.
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет.
На основании этого для детей разработано перспективное планирование, включающее в себя:
- режим дня;
-перечень оздоровительно- закаливающих мероприятий;
-расписание игр- занятий на неделю;
-циклограмма совместной и самостоятельной деятельности в режимные моменты;
-содержание работы по образовательным областям;
- работу с семьей.
Специфические особенности раннего детства предъявляют к воспитателю массу требований.
1. Воспитателю необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие.
2. Крайне важны позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, что подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает, т.е. воспитатель может выражать ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его личность.
3. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т.е. сочувствие и сопереживание. Это качество позволяет войти во внутренний мир другого человека и понять чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чем он умалчивает.
Эти требования необходимы для каждого дошкольного педагога, но применительно к раннему возрасту приобретают особую значимость, т.к. в этот период сфера отношений ребенка со взрослым в воспитательном плане выходит на первый план.
4.В этой сфере педагоги сталкиваются с рядом специфических трудностей. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь от воспитателя требуются терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка.
5. Умение находить индивидуальный подход к каждому ребенку – важное требование к воспитателю. В раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные ко всей группе. Им нужен взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, т.е. личное внимание и персональное обращение взрослого.
6. Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Всякие призывы к послушанию, инструкции, объяснение правил оказываются бесполезными, т.к. дети до 3 лет не могут регулировать свое поведение посредством слова. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней ребенку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состоянию малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Из этого следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.
7. Воспитатель в группах раннего возраста должен уметь играть. Игра – является универсальным методом воспитания маленьких детей. Она требует непременного участия взрослого, который не только передает детям необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
8. Определенные требования предъявляются к речи воспитателя в общении с детьми.
Она должна быть:
- по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее;
-эмоционально окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слов;
- правильной, отчетливой, неспешной;
-понятной ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;
- более сложной, чем речь ребенка, как по структуре и по форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.
Таким образом, педагог должен стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей бала ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка, а в целом, удовлетворять запросы и родителей, и общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль фольклора в развитии детей раннего возраста
роль фольклора в развитии детей раннего возраста...
Консультация для воспитателей «Роль лепки в развитии детей раннего возраста»
Лепка-это создание объемных или рельефных фигур, картин, и даже целых композиций из пластичных материалов....
Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".
В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....
Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...
"Роль воспитателя в организации детей раннего возраста"
Виды игр, приемы руководства игрой...