Консультация для педагогов на тему «Как поставить цель и сформулировать задачи НОД»
консультация
Термины «задачи» и «цели» (или «конечные цели») часто употребляют в качестве синонимов, но на практике существует разница между этими понятиями. Цель – это желаемый, ожидаемый результат мероприятия. Когда говорят о целях, подразумевается общее предназначение. Это означает, что, в то время как «цель» может выражать ожидаемый исход, именно «задача» описывает то, каким образом и когда мы к нему придем. Задачи – это шаги по достижению поставленной цели. Из этого следует, что задачи необходимо формулировать достаточно четко и ясно, если мы хотим, чтобы наша деятельность была эффективной.
Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда
у Вас все обязательно получится!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему
«Как поставить цель и сформулировать задачи НОД»
Отличие задач от целей: Термины «задачи» и «цели» (или «конечные цели») часто употребляют в качестве синонимов, но на практике существует разница между этими понятиями. Цель – это желаемый, ожидаемый результат мероприятия. Когда говорят о целях, подразумевается общее предназначение. Это означает, что, в то время как «цель» может выражать ожидаемый исход, именно «задача» описывает то, каким образом и когда мы к нему придем. Задачи – это шаги по достижению поставленной цели. Из этого следует, что задачи необходимо формулировать достаточно четко и ясно, если мы хотим, чтобы наша деятельность была эффективной.
Цель мероприятия одна и выражена отглагольным существительным («формирование», «развитие», «обобщение», «закрепления»).
Задачи выражены глаголом неопределенной формы («формировать», «развивать», «закреплять»). То есть задачи формулируют для того, чтобы определить, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. При этом задачи разделяются на следующие аспекты:
Образовательные задачи: предполагают формирование у воспитанников новых понятий и способов действий, системы научных знаний; должна быть максимально конкретной, наиболее проверяемой, самой очевидной и достижимой.
Развивающие задачи: предполагают развитие психических качеств и свойств, необходимых в деятельности (логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательные умения, умение анализировать, творческий подход и т.д.).
Воспитательные задачи: предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера (патриотизм, чувства гордости, взаимовыручки, самостоятельность, бережливость, миролюбие и т.д.).
Задачи воспитания и развития могут повторяться из занятия в занятие, так как сформировать то или иное чувство или качество (патриотизм, внимание., мышление) за одно занятие невозможно.
Образовательные | Развивающие | Воспитательные | |
Начальные представления | Закрепление | ||
Познакомить с .... Дать начальные представления о ... Формировать умение/представление/навык Создавать условия для... Приобщать детей к .... Способствовать освоению/овладению... | Развивать представление/умение... Расширять представления о... Совершенствовать умение.... Углублять знания о ... Закреплять умение/знание... Продолжать работу по совершенствованию/развитию навыков... Обогащать опыт/представления Актуализировать представления... Тренировать/упражнять в ... | Формировать привычку/готовность... Способствовать развитию/желанию/стремлению... Создавать условия, способствующие.. Обеспечить ситуации, способствующие развитию... | Воспитывать чуткое отношение к../... чувства/уважение к... Способствовать воспитанию... Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к ... Обеспечить условия для воспитания... Формировать негативное отношение к насилию/агрессии... Формировать позитивное отношение к... Содействовать процессу... Поддерживать традицию.. |
При постановке цели и задач НОД помните:
- Цель всегда одна (начинается с существительного).
- Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.
- Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
- Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.
Образовательные задачи по сообщению нового знания:
«Актуализировать знания детей о …»
«Создать условия для получения детьми знания о …»
«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»
«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о…»
«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»
Образовательные задачи тренировочного и итогового характера:
«Актуализировать знания детей о …»
«Расширить знания детей о … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»
«Дать возможность применить на практике полученные знания о..»
«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»
Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола
- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.
- если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой -либо навык, то -«продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д.
Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.
- если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.
При планировании хода НОД помните:
НОД должна включать в себя следующие основные этапы:
- организационный момент;
- актуализацию имеющихся знаний;
- сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей активной деятельности в ходе образовательного процесса;
- сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);
- итог НОД.
Включение написанных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности.
В ходе НОД помните:
- В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.
- Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из- за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
- Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
- Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»
При подведении итога НОД помните:
- Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
- Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
- Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.
Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда
у Вас все обязательно получится!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Методические рекомендации для определения целей и задач занятий по развитию речи дошкольников"
Материал предназначен для консультации с педагогами ДОУ по определению и составлению целей и задач к НОД по речевому развитию...
Консультация для педагогов "Взаимодействие с семьями с целью решения образовательных задач по ОО "Речевое развитие""
Согласно ФГОС взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи...
Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, приёмы, виды»
Предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, приёмы, виды»...
Как поставить цель и сформулировать задачи НОД
Цели и задачи к занятиям...
Консультация для педагогов на тему «Цель использования ИКТ в ДОУ»
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.Коммуникационные технологии...
Как поставить цель и сформулировать задачи НОД
Консультация для педпгогов...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Спасибо))
Спасибо))