Виды здоровьесберегающих технологий и их применение педагогами в ДОУ
презентация

Братчикова Ирина Ивановна

Неоспоримо, что основная задача детского сада, подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. По данной причине возникла востребованность педагогов дошкольных образовательных учреждений в применении здоровосберегающих технологий. В докладе мы расмотрим виды здоровьесдерегающих технологий и их применение в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды здоровьесберегающих технологий и их использование в работе педагогов ДОУ

Британский биолог Джон Лебок утверждал, что здоровье человека зависит не столько от врачей, сколько от привычек и ведения здорового образа жизни. Неоспоримо, что здоровье наших воспитанников – самая большая ценность, и мы с вами имеем возможность влиять на формирование их привычек и правильный взгляд на здоровый образ жизни.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. По данной причине возникла востребованность педагогов образовательного учреждения в применении здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и ценностного отношения к своему здоровью, его  сохранению и укреплению, эффективность которых зависит от продуктивного взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Утренняя гимнастика. 

Регулярное (каждодневное) проведение утренней гимнастики постепенно приучает ребёнка к физическим упражнениям и связывает их с положительными эмоциями.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий).

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми любого возраста.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя. Можно поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх (подвижные, хороводные, малоподвижные и т.п., в ходе которых у них будет возможность:

•        проявить эмоции, переживания, фантазию;

•        самовыразиться;

•        снять психоэмоциональное напряжение;

•        избавиться от страхов;

•        стать увереннее в себе.

Дорожка здоровья

Плоскостопие приносит ребенку много неприятностей. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить, поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания. Для профилактики плоскостопия применяем стандартное и нестандартное оборудование, изготовленное родителями и педагогами.

Самомассаж. 

Основная цель массажа – снятие нервного напряжения, общее расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем жизнедеятельности.

Это такие упражнения, как:

• катание одного грецкого ореха, шарика или шишки между ладонями,

• катание ребристого карандаша,

•   сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Артикуляционная гимнастика- используется  для формирования правильного произношения звуков.

Логоритмика.  Совместно с музыкальным руководителем проводятся логоритмические упражнения. Выполняют движения с речевым сопровождением. В результате улучшается речь ребёнка.

Сказкотерапия  или «лечение сказкой» – это новое молодое течение, которое используют психологи и педагоги. Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем вместе находятся пути их решения. Проводят  со старшего возраста. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

•        фитотерапию;

•        цветотерапию;

•        музыкотерапию;

•        песочную терапию.

Вывод

Таким образом, используя каждую из рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и полезной.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности применения их в ДОУ"

Консультация для родителей "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности применения их в ДОУ"...

Консультация для родителей "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности применения их в ДОУ"

Консультация для родителей "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности применения их в ДОУ"...

«ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ"

Здоровьесберегающие технологии –это система мер по охране и укреплению здоровья детей, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохр...

Проект «Применение видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности»

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...

Консультация для педагогов «Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»

Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, восновном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоро...

«ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ»

Задачи ФГОС ДО.1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка...