Проект «Применение видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности»
проект по психологии
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_primenenie_vidov_zdorovyesberegayuschikh_tekhnologiy_na_primere_igr_s_e.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Применение видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности»
I. Введение.
Здоровье народа превыше всего
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь — никто не продаст
Берегите здоровье как сердце, как глаз.
Джабаев Джамбул.
Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей.
Многие факторы агрессивно воздействуют на здоровье дошкольника:
- экологические проблемы;
- различные отрицательные бытовые условия;
- химические добавки в продуктах питания;
- некачественная вода;
- неудовлетворительное экономическое положение;
Это лишь немногие из существующих факторов.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – применение видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности.
Проектом предусмотрен объект испытуемых - дети всех возрастных групп МБДОУ «Детского сада №20 «Светлячок» города Сафоново Смоленской области.
Предметом деятельности является процесс влияния игр с элементами психогимнастики на укрепление психического здоровья и обеспечение психологической безопасности испытуемых.
2. Актуальность создания проекта
Актуальность проекта заключается: для разностороннего и гармоничного развития и воспитания детей, обеспечения их полноценного здоровья, развития двигательных и физических качеств, укрепления психического здоровья и обеспечение психологической безопасности, необходимо применение здоровьесберегающих технологий.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Применение видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности».
Воспитание здоровых детей, здорового общества и здорового населения – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики в сегодняшних современных условиях, поскольку любой стране нужна здоровая нация.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегические цели:
- Укрепление психического здоровья детей;
- Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.
Тактические цели:
- Создание условий для психологической безопасности детей;
- Формирование убеждений и привычки к сохранению и стимулированию здоровья через релаксацию и дыхательную гимнастику;
- Составление календарно-тематического плана игр с элементами психогимнастики для вех групп.
- Организация проведения игр с элементами психогимнастики во всех группах
Задачи:
- Обучение здоровому образу жизни с помощью игротренингов и коммуникативных игр;
- Сохранение и стимулирование здоровья через релаксацию и дыхательную гимнастику;
- Развитие и коррекция познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка;
- Развитие познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;
Ожидаемые результаты:
- Укрепление психического здоровья детей;
- Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.
- Развитие познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;
Продукт: Игры с элементами психогимнастики.
4. Аннотация проекта:
Релаксация (ослабление, расслабление) – снижение тонуса скелетной мускулатуры.
Является одним из видов здоровьесберегающих педагогических технологий сохранения и стимулирования здоровья.
Дыхательная гимнастика- это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезней, вегето-сосудистой дистонии, позволяющих очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.
Является одним из видов здоровьесберегающих педагогических технологий сохранения и стимулирования здоровья.
Игротренинги - комплексные занятия с детьми дошкольного и школьного возраста, направленные на развитие всех каналов восприятия: аудиального, визуального и кинестетического. Это система игровых упражнений, которые активно тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, осязание и осязательную память, зрительное внимание и зрительную память, воображение и творческую фантазию.
Являются одним из видов здоровьесберегающих педагогических технологий обучения здоровому образу жизни.
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов), упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (по книге М.И.Чистяковой «Психогимнастика»).
Является одним из видов здоровьесберегающих педагогических коррекционных технологий.
Психогимнастика:
- важна для использования в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки;
- направлена на:
- обучение элементам техники выразительных движений;
- использование выразительных движений в воспитании эмоций (изучение различных эмоций и обучение управления ими, овладение выражений эмоций);
- приобретение навыков в саморасслаблении.
- помогает:
- преодолевать барьеры в общении;
- лучше понять себя и других;
- снимает психическое напряжение;
- дает возможность самовыражения.
В основу данного проекта положены следующая идея:
Составление календарно-тематического плана игр с элементами психогимнастики.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствование основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности;
- принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в в соответствие со спецификой дошкольного образования;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах раюоты с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Пути решения проекта:
• найти необходимый материал с текстами релаксации, дыхательной гимнастики, игротренингов, коммуникативных игр, психогимнастики;
• составить календарно-тематический план игр с элементами психогимнастики для всех возрастов;
• оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на 3 года: с 2019-2020 года по 2021-2022 год
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап
| Составление календарно-тематического плана игр с элементами психогимнастики, расписания занятий | Август 2019, 2020,2021,
|
2. | Практический этап
| Проведение игр с элементами психогимнастики во всех группах | С сентября 2019 года по май 2020 года 1 раз в неделю в каждой группе |
3. | Обобщающе - результативный этап
| Накопление практического материала; опыта проигрывания данных игр у детей | С сентября 2019 года по май 2022 года |
6. План мероприятий
№ п/п | Название мероприятий | Сроки | Ответственные
|
1 этап- Подготовительно-проектировочный этап | Составление календарно-тематического плана игр с элементами психогимнастики | Август 2019 | Педагог-психолог |
2 этап - Практический этап
| Проведение игр с элементами психогимнастики во всех группах | Сентябрь2019-май 2020 1 раз в неделю в каждой группе | Педагог-психолог |
3 этап - Обобщающе - результативный этап
| Накопление практического материала; опыта проигрывания данных игр у детей | С сентября 2019- май2022 г. | Педагог-психолог, воспитатели всех групп |
7. Ресурсное обеспечение программы
- Нормативно-правовые ресурсы
УСТАВ ДОУ
СанПиН 2.4.1.2660-10
- Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекается педагог-психолог данного учреждения
- Материально-технические ресурсы:
Календарно-тематический план игр с элементами психогимнастики;
Материал с текстами релаксаций, дыхательной гимнастики, игротренингов, коммуникативных игр, психогимнастики.
Проигрыватель СД и музыкальные материалы
- Финансовые ресурсы
Бумага для принтера, принтер, некоторая литература с текстами релаксации, дыхательной гимнастики, игротренингов, коммуникативных игр, психогимнастики, проигрыватель СД и некоторые музыкальные материалы в наличие имеются.
- Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта:
№ п/п | Наименование мероприятий | Ориентировочная стоимость |
1
| Приобретение нового: музыкального материала по релаксации, методических пособий, литературы с текстами релаксации, дыхательной гимнастике, игротренингов, коммуникативных игр, психогимнастики | От 200 рублей и выше |
Критерии оценивания проекта
1. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
2. Донесение до родителей о проведении игр с элементами психогимнастики во всех группах на родительских собраниях, на консультациях.
4. Пополнение и улучшение музыкального материала по релаксации, методических пособий и литературы по релаксации, дыхательной гимнастике, игротренингами, коммуникативным играм, психогимнастике.
5. Отсроченный результат: укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
8. Риски и пути преодоления рисков
Риски – наименьший риск:
- невозможность частого использования игр с элементами психогимнастики во всех группах в связи с плотным расписанием режимных моментов;
- небольшой объем существующих: музыкального материала по релаксации, методических пособий и литературы по релаксации, дыхательной гимнастике, игротренингами, коммуникативным играм, психогимнастике.
Пути преодоления рисков:
– использование педагогами всех возрастных групп данных игр конкретно для каждого месяца в образовательной деятельности в течение каждого месяца в соответствие в календарно-тематическим планом;
- приобретение музыкального материала по релаксации, методических пособий и литературы по релаксации, дыхательной гимнастике, игротренингами, коммуникативным играм, психогимнастике.
9. Выводы:
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, проект должен послужить импульсом для коллектива нашего дошкольного образовательного учреждения, для продолжения укрепления психического здоровья воспитанников с помощью применения видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики всех участников образовательного процесса.
В целом, проект применения видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только улучшить здоровье детей, но и даст толчок для активной работы всего коллектива по здоровьесбережению, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения, а так же применения других существующих видов здоровьесберегающих технологий участниками образовательного процесса.
10. Литература:
- А.Алябьева Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.:Сфера, 2003.
- М.И.Чистякова Психогимнастика/под ред.М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
- Л.В.Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие, -М.: Сфера, 2008.
- Н.В.Веракса, Т,С,Комарова, М.А.Васильева и др., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Открытой непосредственно - образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и социальным окружением во второй младшей группе ( с применением игровой, здоровьесберегающей технологии) «Волшебная водичка»
Конспект НОД по теме: "Волшебная водичка"...
«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»
Статья посвящена вопросам здоровья детей дошкольного возраста. Автор, в статье раскрывает понятия и виды здоровьесберегающих технологий, которые используются в педагогическом процессе ДОУ....
Консультация для родителей «Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По...
«Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ» ( Консультация для родителей)
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и оп...
Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми
Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми...
Интегрированное занятие воспитателя и педагога-психолога Конспект непосредственно - образовательной деятельности в комбинированной группе для детей 6-7 лет Тема «Весна в лесу»
Интегрированное занятие воспитателя и педагога-психологаКонспект непосредственно - образовательной деятельности в комбинированной группе для детей 6-7 летТема «Весна в лесу»...
Презентация:Организованная образовательная деятельность применение здоровьесберегающих технологий на примере. Оздоровительный бег на прогулке
Организованая образователная деятельнось на прогулке – это одно из основных оздоровительных мероприятий в детском саду, предупреждающая охрану и укрепление здоровья детей, полноце...