Формирование речи детей в игровой деятельности
статья (младшая группа)
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechi_detey_v_igrovoy_deyatelnosti_statya.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речи детей в игровой деятельности
«Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то,
что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать,
а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать –
вот, что необходимо ребенку».
Джанни Родари.
Дошкольный возраст — это время практически неисчерпаемых возможностей для развития речевой активности. Собственная речь необходима в это время ребёнку для познания окружающего мира и самопознания.
ФГОС дошкольного образования выделяет в содержании программы речевое развитие как отдельное направление развития и образования детей. Речь как один из основных каналов получения информации об окружающем мире, связывающих ребёнка с социумом как важнейшее средство коммуникации и самовыражения становится в современном контексте также и средством интеграции всех остальных видов деятельности. Все виды деятельности ребёнка дошкольника вводятся в коммуникативно-речевой контекст.
Основная цель дошкольной организации – создать прочную основу для активной и разнообразной речевой деятельности ребёнка, построить на глубоких психологических основаниях систему работы, призванную обеспечить максимальную реализацию его речевого потенциала.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоционального состояния и его внешнего выражения.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана с воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Для речевого развития используются лексические упражнения и все виды игровой деятельности. Нужно отметить, что в процессе занятий по развитию словарного запаса по средствам дидактических игр и лексических упражнений дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменение и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных форм слова.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия.
Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.
В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2–3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Вызывается один ребенок или несколько детей по очереди. К оценке ответа постепенно начинают привлекать всю группу детей. Именно такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе с детьми. Однако коррекция речевой деятельности, особенно словаря, должна осуществляться в тесной связи с коррекцией познавательной деятельности. Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр.
Словесная игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, в частности для развития словаря, так как воспитатель может сам менять условия этих игр в зависимости от образовательной задачи.
Словесные игры наиболее сложные: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны пользоваться представлениями. Эти игры имеют большое значение для мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказываться суждениями, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. В старшем дошкольном возрасте работа над смысловой стороной слова является ведущей задачей.
Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений.
1) Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим, «собака». Какие бывают собаки? Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитателя: пастушьи, пожарные.
2) Узнавание по эпитетам предмета. Воспитатель предлагает детям отгадать, что это: зеленая - которая росла у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают — береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.
3) Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.
4) Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? — Солнце.
5) Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п. Высказывания детей 6—7 лет: “Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева”.
6) Подбор обстоятельств: Учиться можно как?— хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.
7) Нюансы смысла слова домик, дом, домище: крохотный маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы. Высказывания детей 6—7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля — еще маленькая и глупенькая девочка. Этот дом не большой, но и не маленький.
8) Вставление детьми пропущенных слов. Воспитатель читает предложения, дети -вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти... (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли с мячиком... (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет.... Пришел почтальон: он принес... . Надо распилить дрова; где наша...? Я хочу вбить гвоздь; принеси мне...». Затем предложения составляли сами дети, а воспитатель завершает. «Мы сейчас будем лепить, надо принести... Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша...? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой...».
Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно должно быть не слишком элементарно и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в таких занятиях могут принимать участие и маленькие дети.
В работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность, синонимические и антонимические отношения. Поэтому задача педагога - не только увеличить запас слов, но и сформировать у детей точное понимание их значения и добиться правильного в СМЫСЛОВОМ отношении их употребления.
Работа над СМЫСЛОВОЙ стороной слова осуществляется в форме лексических упражнений продолжительностью не более 10 минут, для детей старших и подготовительных к школе групп.
Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче выразительные возможности языка.
Существует несколько типов упражнений с синонимами. Среди них: подбор синонимов к данному слову («смешной-забавный», «работать-трудиться, «метель - вьюга, буран, пурга»);
- составление предложений со словами синонимического ряда (Миша рассказал забавный случай. В книге был смешной рисунок);
- замена синонима в предложении (Мальчик споткнулся и упал, шлепнулся. Я читал увлекательную, интересную книгу);
- объяснение выбора слов, близких по значению: детям предлагается из цепочки слов отобрать близкие по значению. Например, «бежит», «глядит», «мчится», «смотрит», «несется». Одна группа синонимов - «бежит», «мчится», «несется», другая группа - «глядит, «смотрит»;
- расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака. Например: «огромный», «гигантский», «большой», «маленький», «крохотный» Дети должны составить ряд по возрастанию размеров: «крохотный - маленький»; «большой - огромный - гигантский»;
- составление рассказа со словами синонимического ряда.
Выполняя задание на подбор синонимов, ребенок, конечно, не всегда дает собственно синоним, соответствующий словарным нормам, но все же подбирает такие слова, которые правильно передают смысл словосочетания.
Для контраста в речи используются антонимы. Контрастные картины, поставленные рядом, всегда воспринимаются ярче.
- подбор антонимов к заданным словам («зима-лето»; «твердый - мягкий»; «поднять - опустить»);
- замена антонимов в предложении («заяц бегает быстро-черепаха ходит медленно»);
- договаривание предложения с антонимами («летом жарко, а зимой… холодно»; «река широкая, а ручей… узкий»);
- нахождение антонимов в рассказах, сказках, пословицах, поговорках («готовь сани летом, а телегу, зимой»);
- составление предложений, рассказов (сказок) с заданной парой антонимов («смелый-трусливый», «далеко-близко» и т.п.).
В формировании умения подбирать синонимы и антонимы эффективны речевые ситуации, когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения.
С многозначностью слов дети сталкиваются постоянно, но они далеко не всегда осознают ее. Опыт показывает, что дошкольникам вполне доступна многозначность хорошо известных им слов.
Дошкольникам могут быть предложены следующие специальные упражнения на многозначность снов:
- объяснение значений многозначных слов в контексте (например, «звезда» или «звездочка»: «звезда кремлевская», «звезда героя», «звездочка на небе»);
- подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова («сырой песок» - влажный, мокрый);
- подбор антонимов к каждому значению многозначного слова («свежий хлеб - черствый хлеб»; «старый дом - новый дом»);
- составление предложений с многозначными словами («Кто может идти?», «Про кого (что) мы говорим: «Идет»?»);
- рисунки на тему многозначного слова;
- нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, литературных произведениях;
- придумывание рассказов (сказок) с многозначными словами. Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила: Дегтярев...
Консультация для педагогов по теме: «Формирование речи детей в игровой деятельности»
Знаменитый писатель и знаток детской психологии К. Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему п...
Самообразование Тема « Формирование речи детей в игровой деятельности »
laquo;Формирование речи детей в игровой деятельности»Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.В игре раскрывается перед детьми мир и раскрываются творческие ...
План самообразования Тема: "Формирование речи детей в игровой деятельности"
Цель: формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений....
Формирование речи детей в игровой деятельности
Цель: формирование словарного запаса детей среднего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений.Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:1. Расширять и ...
Опыт работы "Формирование речи детей в игровой деятельности"
обощение опыта работы...