Открытый урок "Мнемотехника"
методическая разработка (младшая группа)

Высоцкая Рамина Альмировна

Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей (с учётом возможностей каждого ребёнка и ребенка-инвалида) посредством различных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

• Обучающие:

- познакомить с новым произведением Д. Кабалевского «Ёжик», учить внимательно слушать музыкальные произведения до конца;

- определять характер музыки и средства музыкальной выразительности;

- передавать в пении характер песни;

- закрепить навыки приёмов игры на музыкальных инструментах;

- закрепить навыки танцевальных движений и умения применять их в танце : движение рук на сильную долю, кружение в парах, приставной шаг вправо и влево, сужение и расширение круга;

• Развивающие:

- развивать звуковысотный слух, чувства ритма, памяти;

- развивать активный словарный запас;

- развивать координацию движения и умение ориентироваться в пространстве;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать коммуникативные способности

• Воспитательные:

- воспитывать у детей устойчивый интерес к музыке и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра;

- воспитывать дружеское отношение детей в коллективе

Музыкальный репертуар:

- Вход в зал - музыкально-ритмическое упражнение под песню «Часики»

- Упражнение-приветствие «Мы начнём» Е. В. Кислицыной

- Восприятие музыки. Слушание пьесы «Ёжик» Д. Б. Кабалевского

- Дыхательное упражнение «Осенние листья»

- Распевание «Маленький ёжик»

- Исполнение песни «Осень к нам пришла» (Тише, тише, тишина) Слова и музыка: Е. Скрипкина

- Игра на детских музыкальных инструментах «Веселые музыканты»

- Выход на полянку – музыкально-ритмическое упражнение с листочками

- Танец «Грибочки»

- Выход из зала - песня «Паровоз-букашка»

Материал и оборудование:

«Спокойная зона» музыкального зала оформлена под осенний лес (для восприятия музыки и пения).

Техническое оснащение: мультимедийный экран, ноутбук, фортепиано

Детские музыкальные инструменты (ложки, бубенцы. Колокольчики); игрушка Ёжик; листья для танца; корзинка для листьев; мнемотаблицы к песне «Осень к нам пришла»; шапочки грибочков и корзины для танца.

Предварительная работа:

Разучивание песни «Осень к нам пришла»; знакомство с музыкальными инструментами (колокольчики, бубенцы, ложки, треугольник) и приемами игры на них; разучивание движений танца «Грибочки».

Ход НОД:

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Дети входят в зал под песню «Часики» (из мультфильма «Фиксики»и выполняют музыкально-ритмические упражнения:

- сгибание рук в локте поочередно на сильную долю (образуют круг);

- маленькими шагами идут в середину, образовывая маленький круг и обратно в большой круг;

- приставной шаг вправо;

- приставной шаг влево;

- на проигрыш качают головой.

Упражнение-приветствие «Мы начнём»

1. Муз. рук(стоя на месте)

Рада видеть вас, друзья,

На занятии у себя.

Добрый день!

Дети: Добрый день!

Заниматься нам не лень.

Проигрыш – пружинка

2. Муз. рук:

Мы по кругу все пойдём,

Хоровод мы заведем.

Заведем?

Дети: Заведем, и по кругу все пойдём.

Проигрыш: идём по кругу, взявшись за руки.

3. Муз. рук:

Вы готовы начинать:

Песни петь и танцевать?

Так начнём?

Дети: Да, начнём!

И покружимся вдвоём…

Проигрыш: кружатся парами.

4. Муз. рук:

Вот поехал паровоз-

Он вагончики повёз.

Что повёз?

Дети: Что повёз?

Он вагончики повёз.

Проигрыш: паровозик едет (парами друг за другом)

5. Муз. рук:

Рада видеть вас, друзья,

На занятии у себя.

Добрый день!

Дети: Добрый день!

Заниматься нам не лень.

Проигрыш: садятся на стульчики.

2. Основная

«Спокойная зона» музыкального зала (для восприятия музыки и пения) оформлена под осенний лес

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, мы попали в осенний лес

Ребята, а вы любите осень? А какая она?

(ответы детей : красивая, нарядная, золотая, дождливая)

Муз. руководитель: Ребята, слышите, в нашем осеннем лесу звучит музыка, она нам хочет что-то рассказать

Слушание пьесы «Ёжик» Д. Б. Кабалевского

Муз. руководитель: Ребята, какая эта музыка: быстрая или медленная? Грустная или веселая? Плавная или отрывистая, как иголочки?

Это произведение написал композитор Дмитрий Борисович Кабалевский (портрет на экране, давайте вместе повторим имя композитора. Послушаем ещё раз и подумаем какое животное хотел изобразить композитор в этой музыке

Дети: Пьеса называется «Ёжик»

Муз. руководитель: Как вы думаете, почему именно «Ёжик», а не «Птичка» или «Медведь»?

Дети: Потому, что мелодия отрывистая, колкая, как иголки у ёжика.

Муз. руководитель: Правильно, мелодия похожа на самого ёжика, звуки отрывистые, колкие, резкие. Музыка может не только выражать настроения и чувства, но и изображать кого-нибудь. В этой пьесе Дмитрий Борисович Кабалевский изобразил ёжика.

Муз. руководитель: Ребята, смотрите под пенечком за листочком кто-то спрятался. Так это же ёжик

(обращаю внимание детей на ёжика, который сидит около пенёчка)

Ёжик : (М. Р. берет в руки игрушку Ежика) Здравствуйте, ребята.

Муз. руководитель: Здравствуй, ёжик, что-то ты какой –то грустный

Ёжик : Скучно мне, листики упали с деревьев, птицы улетели, скоро зима

Муз. руководитель: Ребята, а что мы можем сделать, чтобы помочь ежику?

Ответы детей : пожалеть, унести в детский сад, развеселить

Муз. руководитель: Давайте, чтобы ежик повеселел, споем ему песенку. Перед началом пения поиграем в игру со звуками. Будем стараться все звуки проговаривать чисто и звонко, а наши руки нам помогут

Дыхательное упражнение «Осенние листья»

Осенние листочки

На дереве висят,

Как только ветер дунет

Они зашелестят.

Подняв руки вверх, взмахивают кистями рук и произносят звук «ш»

А ветерок рассердиться

И дунет посильней

На продолжительным выдохе произносят звук «ф»

А ветки закачаются

Быстрей, быстрей, быстрей.

Качают поднятыми руками и глиссандируют звук «а» то вверх, то вниз.

Потом начнется листопад

Листочки на землю летят

Постепенно опускают руки вниз, четко произнося звук «п»

Муз. руководитель: Молодцы, у вас очень хорошо получилось, четко, дружно.

А теперь изобразим ёжика поют припев«Фуф-ты, фуф-ты….»

Распевание «Маленький ёжик»

предлагаю спеть припев разными голосами: грустно, спокойно, весело)

Муз. руководительЁжик повеселел и говорит нам спасибо. А сейчас я сыграю вам музыку, а вы постарайтесь догадаться как называется эта песенка.

Звучит вступление к песне «Осень к нам пришла» (Тише, тише, тишина)

Ответы детей

Муз. руководитель: Правильно. Нам она хорошо знакома. Давайте ее споем. Петь будем звонко, слушая друг друга, правильно пропевая окончания музыкальных фраз. А вспомнить слова нам помогут осенние картинки (приём мнемотехники). А изобразить дождик поможет музыкальный инструмент, подскажите какой? дети выбирают из предложенных: ложки, треугольник, барабан)

Исполнение песни «Осень к нам пришла» (Тише, тише, тишина)

Муз. руководитель: Молодцы, вы постарались и хорошо спели песенку. Смотрите и ежик повеселел. Я предлагаю для ёжика сыграть веселую музыку на музыкальных инструментах и помогут нам веселые музыканты. Будьте внимательны, смотрите какой инструмент играет.

Игра на детских-музыкальных инструментах

музыкально-дидактическая игра «Веселые музыканты»

(дети выбирают сами, на каком инструменте они будут играть:

колокольчики, бубенцы, ложки)

Муз. руководитель: Молодцы у нас получилось очень красивое исполнение и нашему ежику очень понравилось. Мы играли дружно, все вместе, как называется такое исполнение?

Дети: оркестр

Муз. руководитель: Предлагаю взять листочки и вместе с Ежиком отправиться на полянку

Музыкально-ритмическое упражнение с листочками

(кладут листочки в корзину)

Муз. руководитель: Ребята, смотрите на нашей полянке выросли грибочки

Танец «Грибочки»

Муз. руководительЁжик, тебе понравился наш танец?

Ёжик : Молодцы, ребята, мне ваш танец очень понравился, спасибо. Я очень рад, что попал к вам в детский сад

3. Рефлексия (дети с музыкальным руководителем берутся за руки и образуют круг)

Муз. руководитель:

«Мы и пели, танцевали

И нисколько не устали.

Скоро в зал придем опять.

Будем петь и танцевать»

Ребята, подходит к концу наша встреча с ёжиком. А вам понравилось в осеннем лесу? Что понравилось больше всего? Какую новую музыку мы слушали? Как она называется? Кто написал эту музыку? У вас хорошее настроение? Давайте возьмём наше хорошее настроение в ладошку и подарим его ёжику (дуем). А ёжик приготовил вам в подарок свой портрет. Просит вас, чтобы вы раскрасили его в группе. До свидания! Под песню «Паровоз-букашка» уезжают в группу, изображая паровозик.

Занятие закончено

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД

Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)

Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...

«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».

Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...