«Значение игровой деятельности в развитии детей»
статья

Сирота Светлана Леонидовна

Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество.

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные – все это оказывает влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igrovoy_deyatelnosti_v_razvitii_detey.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение игровой деятельности в развитии детей»

Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество.

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные – все это оказывает влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, т.е. сюжетно – ролевые.

В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы. Формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике дошкольника, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи, педагоги считают ведущей деятельностью дошкольника.

В игре ребенок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре дошкольник учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли. Значительно легче подчинится правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли в игре.

Игра – источник развития моральных качеств личности.

В.А.Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказок, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок.

Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, на игру дома не остается времени родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование.

Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство – важнейшая задача педагогов детского сада.

Как же сложно малышам, ведь они должны получить очень хорошее образование, оправдать ожидание взрослых. Но нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Он не знает классификации игр, но ему важно, чтобы играли вместе с ним, дали возможность пообщаться с товарищами. помогли в игре приобрести новых друзей.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Свободная сюжетная игра- самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность.

Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Это состояние свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «понарошку», «как будто».

Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком; может быть «врачом» и 2лечить» больных кукол и зверюшек. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

Особенности игровой деятельности детей младшего–старшего дошкольного возраста.

Подобно учению, игра возникла в ходе человеческой истории, как форма подготовки детей к жизни в обществе, к труду.

В младшем дошкольном возрасте игра имеет определенную тему. Дети играют в «семью», в «поликлинику», «путешествия», и т.д. Все это – разные темы игр. Большей частью темы игры берутся из окружающей действительности, но часто возникают игры на сказочные темы.( Белоснежка, Барби, Винксы…)

В соответствии с темой строится сюжет игры – это события, изображаются в игре. Сюжеты игр включают обычно определенную последовательность событий: мама кормит дочку, затем ведет ее гулять, укладывает спать.

Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя роль – мамы, папы, врача, и др. Иначе невозможно передать несложный сюжет – нельзя изображать мама, если у нее нет дочки, или доктора, если ему некого лечить.

Когда ребенок играет один, он берет на себя одну роль, а другие роли раздает игрушкам. В совместной игре, имеющей несколько участников, роли распределяются между детьми. Они делятся на главные и второстепенные. Главная роль – роль человека, который по сюжету игры руководит другими. Это роль – мамы, папы в семье, доктора в поликлинике.

Роль – это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее, начинает придумывать сюжет игры.

Роли выполняются при помощи игровых действий. Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей ( кормление, измерение температуры), а могут быть словесными (команды, советы, замечания).

В игровых действиях используется игровой материал. Это – игрушки, и другие предметы, при помощи которых ребенок разыгрывает роль.

Главная особенность игрового материала в том, что предметы используются в игре, как правило, не в своем собственном значении, а как заместители других, настоящих предметов. В раннем детстве впервые возникает игровое использование предметов – с него и начинается развитие игры.

Хотя игра допускает достаточно свободное использование игрового материала, предметы- заместители совсем не обязательно должны быть похожи на те настоящие предметы, которыми изображаются. Выбор этого материала имеет большое значение. Во- первых, определенные игрушки, особенно если они представляют собой тематический набор («Больница», «Парикмахерская» и т.д.), могут наталкивать детей на выполнение соответствующей роли, выбор темы и определение сюжета игры. Во- вторых, игровой материал должен обязательно давать возможность выполнения с ним игровых действий.

Когда играют вместе двое или больше детей, они вступают между собой в ролевые отношения, которые определяются ролями и выражаются в игровых действиях, обращенных друг к другу.

Кроме ролевых отношений, в совместной игре проявляются реальные отношения между играющими детьми. Они договариваются о том, во что будут играть, распределяют между собой роли, игровой материал, обсуждают те или иные стороны сюжета. Иногда реальные отношения приводят к конфликту – дети не могут договориться между собой и совместная игра распадается. Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал.

Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Сюжет игр однообразен. Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.

Особенность игр младших дошкольников в том, что среди игровых действий преобладают внешние действия, по возможности точно, буквально воспроизводящие действия изображаемых людей.

На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста происходит значительное изменение сюжетно – ролевой игры. Переход от одиночных игр к совместным, включающим, двух и более участников. Происходит это постепенно.

В более длительное общение дети начинают вступать по мере развития игровых изменений и более детального знакомства с жизнью взрослых. Стремление воспроизвести в игре не только действия с вещами, но и их взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах по игре.

Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика игр и усложняются их сюжеты. Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми.

Совместная игра создает необходимость реальных взаимоотношений между играющими детьми. Они должны научиться договариваться между собой, разрешать возникающие споры и недоразумения.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевая игра носит коллективный характер. Она отличается большим разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события, далеко выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны, человечества.

Как правило они заранее планируют игру - договариваются между собой о теме игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал. Сам сюжет игры обычно определяется в ее ходе за счет выполнения своих ролевых действий, обращенных к партнерам по игре, и их ответных действий. Однако далеко не всегда детям удается последовательно разворачивать сложный сюжет. Нередко замыслы отдельных детей приходят в противоречие или дети не понимают смысла обращенных к ним ролевых действий партнера. В этих случаях требуется специальное обсуждение хода игры, нередко вмешательство взрослого.

В играх, имеющих развернутый сюжет, уже невозможно «буквально» выполнить каждое игровое действие – это только тормозит развитие сюжета.

Поэтому игровые действия старших дошкольников обычно выглядят скорее намеком на выполнение действия, чем реальным его выполнением. Они приобретают условный характер: еда изображается одним взмахом руки по направлению ко рту, письмо – проведением рукой в воздухе над бумагой. Значительная часть действий вообще не выполняется, а только обозначается словесно (поел, написал). Поскольку для детей самое важное – передать ролевые отношения, основное значение приобретают словесные обращения от лица своей роли к другим участникам игры.

Все большее внимание дети уделяют точному соблюдению правил, которые налагает на каждого участника игры выполняемая им роль. Отклонение от их выполнения сразу же замечается партнерами по игре и вызывает их осуждение.

Изменяется в старшем дошкольном возрасте и использование игрового материала. Поскольку игровые действия выполняются большей частью условно, для них не нужны предметы, с которыми можно действовать, как с настоящими. Значительно более привлекательными для детей становятся аксессуары, обозначающие роль (белая шапочка – для врача, фартук – накидка – для парикмахера).

Сложный характер приобретают у старших дошкольников соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте уже, как правило, выделились, постоянно являющиеся организаторами игр. Обычно и получают и главные роли. Организаторы игр обычно пользуются авторитетом среди сверстников. Их индивидуально - психологические качества, методы руководства играми могут оказать серьезное влияние на реальные взаимоотношения детей в играх и через это – на общий стиль общения детей и их поведения. Поэтому со стороны взрослого требуется особое внимание к таким детям и, если необходимо, индивидуальная работа сними.

У старшего дошкольного возраста, наряду с совместной сюжетно – ролевой игрой, получает и другая её разновидность – режиссёрская игра. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссёр в театре. Он раздает роли игрушкам, а сам ограничивается тем, что передает их, придумывая происходящие с ним события.

Сюжеты таких игр могут достигать большой сложности.

Помимо сюжетно – ролевой игры в старшем дошкольном возрасте большое участие приобретают другие виды игр – подвижная и дидактическая. Такие игры не возникают в самостоятельной деятельности детей. Их придумывают и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков.

Характеристика игровой деятельности детей в старшей группе.

Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей по содержанию и по интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи, поскольку они начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в реальных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них привлекательными, чем другие. при распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Достижения возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности, структурированием игрового пространства.

Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе деятельности. Организуя деятельность детей, взрослые дают советы и указания по поводу сюжетов игр, знакомят детей с взаимоотношениями и действиями изображаемых людей.

Только выполняя совместную деятельность, дети объединяются и вступают между собой в различные отношения.

Наиболее важное значение для развития личности имеет игра. Беря на себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения. Так, выполняя роль врача, заботливость по отношению к больному. (Приложение 1)

Игра захватывает детей, заставляя их по-настоящему переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, - симпатию, сочувствие, уважение.

Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игр – при обсуждении содержания игры, распределения ролей, игрового материала и т.д., - дети учатся на самом деле учитывать интересы товарищей, сочувствовать и уступать им.

Чем сложнее игра, чем большее количество участников она включает и чем более тесную зависимость между их действиями преодолевает её содержание, тем значительнее и требования, предъявляемые ею, к поведению детей, их взаимоотношениям, согласованности их действий.

В большинстве игр роли, выполняемые разными детьми, неравноценны. Имеются роли главные и второстепенные.

Поскольку главные роли наделены большим авторитетом, они обычно привлекательнее для детей. Когда же в игре участвуют несколько детей, все они, естественно, не могут получить главную роль. Характер реальных взаимоотношений, складывающихся между детьми, в значительной мере зависит от особенностей поведения «лидеров».

В одних случаях это могут быть дети, пользующиеся в группе наибольшей популярностью, любовью, умеющие договариваться со сверстниками. В других случаях в качестве «лидеров» выступают дети, подавляющие других, стремящиеся командовать, распоряжаться.

В необходимости взрослый должен подсказать детям содержание игры, проследить за распределением ролей. Важно, чтобы дети постепенно переходили к играм, требующим более тесного взаимодействия участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игровой деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста

Игра ребёнка-это важный показатель его общего развития....

Значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Консультация «Значение игровой деятельности в развитие детей 4 года жизни».

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами вы...

Значение игровой деятельности в развитие детей от 3 до 4 лет.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к л...

Доклад на тему: «Значение игровой деятельности в развитии речи детей»

 Проблема владения языком издавна  привлекала   внимание   известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сло...

Значение игровой деятельности в развитие детей от 3 до 4 лет

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к л...