Развлечение "Делу время - потехе час"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Буравихина Марина Валентиновна

Мероприятие разработано в виде  досуга, посвященного русским народным играм. На мероприятии представлены игры  различных форм и видов: с ведущими, хороводные, с применением речевого и музыкального сопровождения. Героем мероприятия является скоморох - традиционный участник праздничных театрализованных обрядов и игр.

        В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
     Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

      Развлечение

«Делу время – потехе часа»

Предметная область: Приобщение к культурному наследию, физическое воспитание.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством русских народных подвижных игр.

Задачи:

1. Закреплять знания о русских народных традициях, народных подвижных играх русского народа.

2. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции. Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.

3. Воспитывать любовь, интерес к русской народной культуре.

Предварительная работа:

1. Ознакомление детей с подвижными русскими народными играми посредством бесед, сказок, музыки, онлайн - экскурсий.

2. Разучивание считалок, прибауток.

3. Подбор атрибутов к русским народным играм.

4. Подбор музыкального репертуара к русским народным играм.

Оборудование: атрибуты русского народного стиля, презентация, фонограммы русских народных песен, мелодий и игр,  ноутбук, проектор, свиток, сундук, платочек, бубенцы, деревянные ложки, шапочка «Пирог»,  шапочки «Козлят»,  платок,  бублики.

Вход детей в зал под народную музыку.

Ведущий: Наш праздник начинается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!

Собирайся, народ,

Кто играть идёт!

(Появляется скоморох-Тимошка).

Скоморох: Я тут как тут!

Ведущий: А кто ты?

Скоморох: Я, скоморох-Тимошка! Я люблю играть и забавляться! У меня даже есть указ. Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Осень!

Скоморох: Вот от осени и послание! (Читает указ).

Дети, велено до вас

Довести в сей час указ.

Каждый год, сего числа-

Как гласит указник-

Людям города, села,

Выходить на праздник,

Непременно все должны

Быть на празднике игры!

Ведущий: Тимошка, а ты во время пришёл, мы с ребятами как раз собирались сегодня устроить праздник русских народных игр.

Тимошка: Посмотрите ребята, какой интересный сундучок у меня, как вы думаете, что там может быть? (ответы детей). В сундуке люди раньше хранили наряды и ценные предметы, ну,  и, конечно, атрибуты для русских народных игр. Посмотрите! Давайте примеряем! (Тимошка достаёт из сундука элементы русских народных костюмов и дети их надевают под русскую народную музыку)

Ведущий: Мы с вами сейчас отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Вспомним и поиграем в игры, в которые играли наши предки.

Русский народ всегда любил праздники. (Слайд) И все эти праздники были связаны между собой и отмечались в определенное время года – осенью, зимой, весной или летом. В эти дни все одевались красиво, ходили в гости, пели песни, танцевали, водили хороводы и играли ввеселые игры.

Тимошка: Ребята, посмотрите, что есть моём сундуке.   (Достаёт платочек  и бубенцы).

Ведущий: Тимошка, а наши ребята знают игру с этими предметами! Поиграем?

(Ребёнок считалкой выбирает игроков, проводится игра «Трынцы-брынцы бубенцы»)

Тимошка:

А сейчас, ребята, не зевайте –
Одну загадку отгадайте!

Много ешь или немножко,
Но нужна к обеду… (
ложка).

Снова нас зовет игра,
Поиграем, детвора!

(Проводится музыкальная русская народная игра «Где ложка - там еда»)

Ведущий: (Слайд) Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Для гостей готовили самые вкусные угощения, самым любимым, из которых были пироги, которые пекли в русской печи и запах от которых плыл по всей округе. Ребята вы любите пироги? а с какой начинкой? (ответы детей).

Давайте поиграем с вами в игру, которая так и называется «Пирог». Но прежде, давайте заглянем в наш сундук и посмотрим, есть ли там что-то для этой игры. (Дети достают из сундука шляпу, ребёнок считалкой выбирает «Пирога», и проводится  русская народная игра «Пирог»)

Ведущий:  (Слайд) Русский народ любил веселиться, но веселился он всегда после хорошо выполненной работы. В старину дети всегда рядом со взрослыми были, за их работой наблюдали - рыбалкой, охотой, работой в поле, а потом это в свои забавы переносили. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость. Люди придумывали много игр, где героями были птицы, насекомые, животные. Давайте-ка заглянем в наш сундук.

(Ведущий достаёт 3 маски «Козлят». Проводится русский народный танец-игра «Шёл козёл по лесу»)

Ведущий: (Слайд) Как вы знаете, ребята, раньше не было телевизоров и люди не смотрели кино и мультфильмы, а рассказывали детям сказки, шутки-прибаутки, потешки. Может, кто-то из вас, нас порадует и расскажет какую-нибудь потешку? (Дети по очереди рассказывают потешки, прибаутки)

Тимошка: я тоже знаю, тоже знаю (Тимошка рассказывает потешку)

Про три палки

Я срубил три палки:
Одну еловую,
Другую березовую,
Третью рябиновую;
Бросил еловую — не добросил,
Бросил березовую — перебросил;
Бросил рябиновую — угодил;
Озеро вспорхнуло, полетело,
А утки остались.

Ведущий: ребята, скажите, пожалуйста, а ваши бабушки, дедушки, мамы или папы рассказывали вам, в какие игры они играли в детстве? (Ответы детей)

«Есть старинная игра, называется "Плетень".
Нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень.
Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем и опять играть начнем.

(Проводится русская народная  игра «Плетень»)

Ведущий: Ну-ка, Тимошка, давай-ка заглянем в наш сундук (ведущий достает русский платок). Посмотрите, какая красота – русский народный платок. В старину женщины надевали на праздники самые красивые платки, а мужчины дарили платки своим возлюбленным. Но платочки не только носили и любовались, но и еще применяли в играх.

 В одну из таких игр я предлагаю нам сейчас и поиграть.

(проводится русская народная игра «Платок», по окончании игры незаметно вносится поднос с бубликами и прячется под платок, дети угадывают,  кто под платком спрятался)

Ведущий: Все ребятки тут! Кто же тогда под платочком спрятался?
 Мы платочек поднимаем,
Что под ним, сейчас узнаем!
(ведущий
 угощает детей).

Ведущий: Друзья, храните народные традиции, справляйте праздники, пойте русские песни, читайте сказки, играйте в народные игры. Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.

Тимошка: А мы с вами прощаемся – праздник наш завершается!

(Дети уходят)

Приложение 1

Игра «Трынцы-брынцы…»

Цель: развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные проговаривают:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

Позолочены концы:

Кто на бубенцах играет,

Того жмурка догоняет !

После этих слов игрок с завязанными глазами должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника. Когда участник с бубенцом пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.

Игра «Где работа – там еда»

Цель: развивать двигательную  активность, скорость реакции, слуховое восприятие.

      На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры.

 Игра «Пирог»

Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Ход игры. Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» (на него надета шапочка). Все поют:

Да экий он высоконький,

Да экий он широконький,

Да экий он мякенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высоконький» поднимают руки вверх, «широконький» - разводят в стороны, «мякенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

Хороводная танец – игра «Шёл козёл по лесу» (Музыкальная)

Цель: снятие усталости, умение двигаться согласно слов, создание хорошего настроения.

Выбирается ведущий «козёл» (3 ребёнка), дети становятся в хоровод:

Шёл козел по лесу,
По лесу, по лесу,

«Козел» проходит мимо детей

Нашёл себе принцессу,
Принцессу нашёл.

Приглашает поклоном выбранную девочку.
«Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу.

— Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем

(Прыгают на двух ногах)

И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем,

(Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону)

Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем

(Стоя па месте, хлопают в ладоши)

И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем,

(Топают ногами, высоко поднимая колени)

Хвостиком помашем,
Помашем, помашем,

(Выполняют движения бедрами — «машут хвостиками»)

И просто так попляшем,
Попляшем, попляшем коза!

Кружатся поскоками.

Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать «принцесс»

Игра «Плетень»

Цель: развивать умение согласовывать движения, двигаться в соответвии с заданной мелодией, действовать сообща.

      Дети, берутся за руки и становятся в две шеренги (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.
После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.
Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).

Игра «Платок»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

Звучит веселая подвижная музыка. Дети свободно двигаются по залу. Неожиданно музыка меняется на более тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками.

Ведущий, расправив большой платок, под легкую музыку обходит ребят и кого-нибудь из них накрывает платком.

Ведущий: Раз! Два! Три!
Кто же спрятался внутри?
Посмотрите, не зевайте!
Поскорее отвечайте!

Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадали, то платок поднимают.
Играя последний раз, ведущий накрывает платком сюрприз, незаметно внесенную в зал. Ведущий вновь произносит свои слова. Дети называют имя ребенка, который, по их мнению, спрятался под платком.

Приложение 2

Потешки

Про комарика

Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенёчек,
Свесил ноги на песочек,
Спрятал носик под листочек, —
Спратялся!

Как ворон на трубе играл

Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

Список литературы

1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М.: «Проф. Образование», 1995. - 72 с.

2. Кенеман А. В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: Просвещение; Владос, 1995. -224с.: ISBN 5-03-005876-8

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. -СПб. 2010. -304 с. ISBN: 978-5-89814-013-1

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. -2-е.изд.-М.: «Айрис-пресс»,2004-192с.

5. https://www.maam.ru/detskijsad/prazdnik-ruskih-narodnyh-igr-749951.html

6. https://infourok.ru/razvlechenie-prazdnik-russkih-narodnyh-igr-v-podgotovitelnoj-gruppe-zvezdochki-5112321.html 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в младшей группе "Делу время - потехе час"

Развлечение «Семейные посиделки»Цели: формирование эмоциональной сферы у младших дошкольников;            воспитание доброго отношени...

Развлечение.«Делу время – потехе час» (средняя группа). (02.04.12)

1 апреля День смеха!     Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлека...

Делу - время, потехи - час.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ» Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог к.Д. Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без лич...

Фольклорный праздник "Работе - время, потехе - час"

Русский детский фольклор пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду, приобщает детей к истокам русской народной культуры, пробуждает чувство любви, уважения к прошлому, настоящему и буду...

КВН «Делу - время, потехе – час». (подготовительная группа).

Работа представляет собой итоговое мероприятие проекта о часах  - развлечение для детей, направленное на закрепление знаний о часах....

Делу время - потехе час!

Научить ребенка разбираться со временем, на первый взгляд, трудно и сложно. Что такое время? Чем его измерить?Что такое минута, секунда, год? Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с этим, на пе...

Конспект фольклорного досуга Делу время - потехи час". Старший дошкольный возраст.

Фольклорный досуг "Делу- время, потехе- час"   направлен на воспитание эстетического отношения к произведениям устного народного творчества....