Коррекционная педагогика
консультация

ИСАЕВА ЗАРИНА САЙДИНОВНА 

Должность - воспитатель ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 7

г. Санкт - Петербурга

 

 

Эмоциональное развитие детей раннего возраста и

эмоциональное воздействие игрушек на развитие

ребёнка.

 

 

Маленький ребёнок во многом зависит от взрослых, но самое главное для него- чувствовать, что взрослые любят его и заботятся о нём. Ребёнку нужны любовь, сердечное тепло, защита. Нежность и ласка, выражающие вашу любовь к ребёнку, жизненно необходимы для его благополучного эмоционального развития.

 

Эмоции - это определённые душевные переживания, вызванные теми или иными явлениями окружающего нас мира.

Действительность, в которой живет человек, и есть источник его эмоций. И чем лучше действительность., тем позитивнее наши эмоциональные переживания, в конечном счёте и делающие человека оптимистичным, коммуникабельным, имеющим мощную мотивацию к полноценной счастливой жизни в социуме.

Для ребёнка, может быть, даже больше чем для взрослого человека, роль эмоций своеобразный эталон качества предметов и явлений, окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций маленький человек воспринимает пока ещё маленький мир, именно с их помощью даёт понять окружающим, что он сейчас ощущает, именно они способствуют его развитию.

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций как основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития эмоций, в частности на этапах младенческого и раннего возраста.

Рассмотрим развитие эмоций в детском возрасте, как важную составляющую в развитии малыша. Первые эмоции ребёнка, которые он испытывает непосредственно после рождения, носят отрицательный характер по физиологическим причинам, что связано с резким изменением средовых факторов, к которым он привык в утробе матери. Чуть позже, выражаясь в крике и плаче, эти отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и являются сигналом для окружающих о неблагополучии ребёнка (голод, недомогание, мокрые пелёнки, желание спать и т.д.) В этот период ярко обнаруживает себя реакция страха, которая может быть вызвана резким изменением среды, положения, громкими звуками и т.д. Физиологическая природа данных эмоций- безусловные реакции, рефлексы. На данном этапе удовлетворение витальных потребностей создает лишь предпосылку для появления у малыша чувства радости.

Развитие эмоциональной сферы происходит постепенно, и оно не менее важно, чем физическое или психическое. Поначалу общение ребёнка с окружающим происходит только через проявления эмоций. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуются способность запоминать информацию, говорить.

Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны разнообразные эмоции. Во время бодрствования младенца первых месяцев жизни задача родителей так взаимодействовать с малышом, чтобы он был радостным и спокойным, больше с ним играть или просто быть рядом.

Дети воспринимают мир очень эмоционально. Взрыв переживаний короток и может быть весьма бурным, а ребёнок ещё не способен контролировать свои эмоции. Эмоциональные реакции ребёнка неосознанны и неустойчивы - малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг смеяться.

Постепенно, с увеличением отрезка бодрствования, взаимодействие со взрослым, который не только обеспечивает уход, но и стремиться наполнить жизнь младенца разнообразными впечатлениями, проявляет любовное и заботливое отношение к нему, начинают развиваться положительные эмоции.

Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, основы его отношения к окружающим. Если эмоциональная сфера ребёнка развивается естественно и устойчиво, он имеет много шансов вырасти здоровым и успешным.

Эмоциональное состояния ребёнка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Эмоции младенца кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны, эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведения малыша.

У детей раннего возраста можно наблюдать « эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из малыщей, то его сразу же поддерживают остальные.

Отрицательные эмоции у малыша чаще всего возникают в ответ на нарушение режима дня, неправильные приёмы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому – либо члену семьи, отсутствие единства требования к ребёнку и рассогласование в приёмах его воспитания.

Существенным этапом эмоционального развития ребёнка становится образование на основе безусловных эмоциональных реакций условных, которые возникают не только в связи с ощущениями, но уже и в связи с представлениями. Это свидетельствует о расширении информационных полей, стимулирующих появление всё новых и новых источников эмоций и обогащении их содержания. Постепенно расширяются и потребности ребёнка, которые уже не ограничиваются только органическими.

Как отмечает Г.А. Урунтаева, первая социальная эмоция- улыбка в ответ на ласковый голос близкого взрослого и его склоненное лицо – появляется у малыша приблизительно на 3-4 неделе. К 3-4 месяцам положительные эмоции складываются в « комплекс оживления», представляющей собой специфическое поведение в отношении взрослого. В этот довербальный период радостные эмоциональные реакции малыша являются главным коммуникативным средством. Необходимо отметить, что до 6 месяцев общение вызывает у ребёнка только положительные эмоции. Кроме того, негативные эмоциональные переживания взрослого, обращённые к нему, не воспринимаются. И только во втором полугодии своей жизни ребёнок начинает дифференцировать эмоциональное состояние взрослого, чутко реагируя на его мимику, интонационную окраску голоса, его действия. На этой основе начинает формироваться симпатия и любовь к близким как ответная реакция на их теплоту и заботу, ласку и доброжелательное внимание.

Если на первых месяцах жизни реакцию радости вызывает общение со взрослым, то уже после 4 месяцев ее способна вызвать и игрушка. Побудительным фактором становится новизна предметов, попадающих в непосредственное поле зрения и доступных для манипулирования. Удовольствие доставляют и собственная двигательная активность и различные звуковые эффекты.

Важной характеристикой эмоционального мира младенца является его « заражение» эмоциями окружающих людей.

Свидетельством начала формирования познавательной потребности является появления чувства удивления, возникающего при непосредственном воздействии необычного раздражителя. Это чувство берёт свое начало в ориентировочном рефлексе « что такое?»

Итак, ключевые моменты эмоционального развития в младенческом возрасте:

- примитивные эмоции, вызываемые удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей;

-выразительные эмоциональные реакции как средства общения в довербальный период;

-развитие у ребёнка способности к дифференциации эмоций в ходе ситуативно-личностного общения со взрослым;

-развитие познавательной активности при расширении источников информации;

-появление радости от собственных действий;

-развитие чувства удивления;

-появление основы высших чувств - любви и симпатии к взрослым.

Эмоциональное воздействие игрушек на детей.

Все знают, что игрушки способны оказывать на детей большое эмоциональное влияние. Но для этого, чтобы оно было положительным, нужно знать о том, что делает игрушку эмоционально интересной, желанной, привлекательной (особенно, это касается малышей от двух до пяти лет). Нужно понимать причины, которые вызывают у ребёнка искреннее желание пообщаться с ней.

Наверное, многие мамы вспомнят ужас в глазах своего малыша при виде огромной игрушки, которая очень реалистично воспроизводит какого – нибудь животного, либо же человека. Конечно, они пугают детей. Не нужно стараться подобрать игрушку, которая бы считалась « правильного» размера для ребёнка, не стоит выискивать какие-то стандарты, высчитывать единый размер и параметры. В этом деле следует руководствоваться простым и единым принципом - интуитивно помнить, что больше всего в игрушке ребёнка привлекает как раз её сомасштабность для него. Только тогда игрушка может исполнить своё основное предназначение, а именно: приблизить малыша к окружающему миру, а окружающий мир - к ребёнку, позволить им говорить друг с другом прямо, помочь самоутвердиться, удовлетворить своё природное желание и стремление ощущать себя большим среди маленьких и возлагать на себя ответственность за меньших себя.

Конечно, родители, когда выбирают для своего ребёнка игрушки, хотят, чтобы те ему понравились, чтобы ему принесли радость, были по духу ему близки. Но, к большому сожалению, этого достичь удаётся далеко не всегда.

Почему же так происходит? Увы, но очень часто, особенно молодые родители, которым чего-то их папы и мамы не додали в их детстве, при выборе игрушек ориентируются, в первую очередь, на свой вкус. И совсем не задумываются, что не все игрушки могут подходить определённому возрасту.

Важно помнить, что игрушка- это прежде всего, и объект, и средство игры, которая задаёт всему процессу ход и сюжет. В младенчестве, на стадии манипулятивной игры (имеется в виду, с предметами) такого ещё нет. В этом случае самое важное – это эмоциональная привлекательность игрушки, положительные впечатления, сенсорные и телесные ощущения. Начиная с трёх лет, для ребёнка игрушка приобретает символические черты. Именно она становиться центром всех детских фантазий. На основе её ребёнок и начинает подражать взрослым. Для него игрушка становиться тем важным объектом, на который он начинает проектировать свой мир. Игрушка становиться для ребёнка чем - то вроде посредника между миром внешним и миром внутренним.

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, её успешностью или не успешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребёнка и взрослого, но получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывают неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребёнку нужно помочь, подсказать, как действовать.

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребёнок освоил действия и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности.

Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности- познавательной, двигательной. Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций.

К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребёнок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

Д.Б. Эльконин справедливо отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки. Игрушки - это предмет, моделирующий какой- либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жёсткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребёнку способ с ним. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать всё, что угодно. Ребёнок начинает сравнивать своё действие с действиями взрослого человека, он начинает называть себя именем взрослого.

Своеобразие отношения маленьких детей к окружающему заключается в его страстности, импульсивности, в неустойчивости эмоций. И природа, и люди, и вещи – всё привлекает и манит к себе малыша, все восхищает его, пробуждает в нем эмоциональный резонанс. Как радостно бросается ребёнок к новой игрушке или включается в уже известную интересную игру. Он оживлённо перебирает игрушки, восторженно восклицает, разглядывая их, настойчиво показывает взрослому, стремясь разделить с ним своё удовольствие. Расставание так же вызывает взрыв чувств. Поэтому важно помнить, что нельзя подавлять инициативу малыша в проявлении желаний, это может привести к появлению апатии или, напротив, агрессивных проявлений.

То же самое происходит и при встрече или разлуке с близкими. Малыш отчаянно плачет, расставаясь с мамой, и радостными возгласами бросается к ней, едва увидев её. Все чувства детей этого возраста выражаются во всей полноте их переживания. Следует помнить, что для нормального развития чувств ребёнка большое значение имеет то, свободно ли он выражает их, или же « уходит в себя», сдерживает эмоции.

На протяжении раннего возраста поведение ребёнка постепенно преобразуется: оно становиться все более произвольным и целенаправленным. Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребёнка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему) ребёнку, агрессия к окружающим. К трём годам он уже может долго, сосредоточенно заниматься делом, например, разглядывать картинки в книжке, показывая на них пальчиком и называя изображения, настойчиво добиваться цели: путём долгих проб открыть коробку со сложным запором, завести машинку. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. « Эмоциональное благополучие» обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребёнка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребёнка, а только от оптимальности системы « мать – дитя».

Развитие эмоциональной сферы ребёнка происходит постепенно, и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие.

Дети воспринимают мир очень эмоционально. Взрыв переживаний короток и может быть весьма бурным, а ребёнок ещё не способен контролировать свои эмоции. Эмоциональные реакции ребёнка неосознанны и неустойчивы – малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг начать смеяться. Если ребёнок растёт в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, основы его отношения к окружающим. Если эмоциональная сфера ребёнка развивается естественно и устойчиво, он имеет много шансов вырасти здоровым и успешным. Самые богатые возможности для развития ребёнка эмоциональной сферы, формирование богатого и сложного внутреннего мира открывается в возрасте от 1до 6 лет. В это время ребёнок активно интересуется окружающим миром, идёт процесс переработки огромного количества информации, бурно развиваются и формируются речевые навыки, стремительно растёт словарный запас. В это же время происходит так называемая социализация ребёнка - закладка и формирование устойчивых социальных связей, ребёнок приобретает опыт общения с людьми, начинает осознавать себя и окружающих как отдельные, независимые личности. Поэтому все опущения в развитии эмоциональной сферы ребёнка, которые будут сделаны в этом возрасте, непоправимы. Если эмоциональная жизнь в это время бедна, восприятие красоты окружающего мира не развилось, то в дальнейшем все эмоции, все представления не будут естественными, не будут идти из глубины личности. Ребёнку можно дать представления об эстетических категориях, но вкус и чувство красоты уже не привьёшь.

Задача взрослых - научить малыша понимать сначала своё эмоциональное состояние, а затем и состояния окружающих его взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как провести выходной с ребенком»

Как сделать так, чтобы выходные с ребенком прошли продуктивно и интересно?

Первое что хочется сделать в выходной – отоспаться, провести большую стирку, пробежать по магазинам и рынкам, сделать массовые закупки. Постарайтесь не делать этого, а то получится как у К. Чуковского: «Но папочка и мамочка уснули вечерком, а Танечка и Ванечка — в Африку бегом»… В Африку или нет, но контакт с ребенком потерять можете. Детям, особенно дошкольного возраста, необходимо родительское внимание, ощущение того, что мама с папой с ними, а не просто впопыхах таскают их за собой. Поэтому постарайтесь домашние дела сделать в течение рабочей недели, а выходные провести с максимальной пользой для детей.

Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребёнка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребёнка, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.

Наступает выходной день. Куда пойти с ребёнком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребёнком, это один из моментов, когда дошкольник чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.

Необходимо помнить о том, что в детском саду ребенок привык к определенному режиму, поэтому не стоит спать вместе с ним до обеда в выходные дни, лучше встать пораньше и за завтраком обсудить планы на день. Тут масса вариантов…После завтрака можно сделать вылазку на природу, это может быть и семейная поездка на дачу и пикник в лесу, или просто прогулка в соседнем парке. Важно во время прогулки разговаривать с ребенком, обращать его внимание на то, что происходит вокруг: смена времен года, цвет листвы, интересная расцветка у проходящей мимо кошки. Дошкольники, конечно, получают первичные знания в детском саду, но от любимых родителей что-то узнать гораздо интереснее, и это лучше запоминается.

На свежем воздухе очень полезны активные игры. Поиграйте с ребенком в мяч, побегайте, привлеките к вашим играм других детей, гуляющих в том же парке или соседей по даче. Пусть прогулка будет веселой, активной и полезной.

Много нового и увлекательного принесет поход в зоопарк. Множество животных и уже знакомых по книжкам, и пока неизвестных — это очень интересно, познавательно и весело.

Раз и навсегда, уважаемые родители, решите для себя: совместный с ребёнком поход — это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому малышу. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.

Посмотрите вокруг глазами ребенка — сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребёнок чем — то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым!

Речь ваша, дорогие родители — эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребёнка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребёнок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.

В таких совместных походах есть все условия для тренировки вашего ребёнка в силе, ловкости, смелости.

Не менее полезным и увлекательным может оказаться поход в театр, на детский спектакль, только необходимо выбирать представление, соответствующее возрасту ребенка. Возрастные категории обычно указаны в программе репертуара театра. Не надо вести дошкольника на спектакль для более взрослых ребят, ему может стать неинтересно, а то и страшно. Для детей поход в театр, это погружение в какую-то необычную, волшебную жизнь. А после спектакля можно обсудить с ребенком только что увиденное, чтобы закрепить в памяти сюжет и смысл спектакля.

Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребёнка — посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее всё ребёнок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для него. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели. Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.

Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.

В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто — то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это — значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.

Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Познакомить с тем, как жили люди в другие времена. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребёнком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи.

Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Например: игра в бирюльки, лапта. Заинтриговать ребёнка игрой и при желании можно и поиграть!

После обеда лучше положить ребенка отдохнуть, и вот тут вы получаете два часа личного времени, и можете заняться и стиркой и уборкой или тоже просто отдохнуть. Вечером можно просто посидеть дома, не устраивая никаких походов. Почитать вслух детскую книжку, порисовать с ребенком, поиграть в настольную игру. Для игры можно позвать живущих по соседству друзей вашего ребенка, только все равно играйте вместе с ними, чтобы это были действительно, тихие игры, и дети не разбаловались перед сном. Вот выходные прошли весело и с пользой, и вы с детьми готовы к новой трудовой неделе.

Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребёнком интересно и увлекательно. Родители, придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребёнком.

Уважаемые родители, желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

Фитотерапия, аромотерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия - как элементы коррекционно-развивающей работы логопеда....

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

В статье описаны некоторые нетрадиционные методы в коррекции речевых нарушений...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...