Консультация для воспитателей. Тема: "Детские конфликты"
консультация (старшая группа)
Взрослея, каждый ребенок имеет уже более развитую речь, чем раньше, и способен лучше выражать свои мысли. Однако споры не прекращаются. Ссорятся зачастую из-за совместных игр. Кто-то не хочет с кем-то играть вместе или один отказывается подстраиваться под другого. К 4-5 годам конфликтуют из-за того, какими должны быть правила игры, сюжет, кто какую роль будет выполнять в игре. В своей консультации, мы разберем какие бывают конфликты и как их можно решить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_konflikty.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Детские конфликты»
Многие педагогические и психологические словари дают определение термину «Конфликт», познакомимся с несколькими из них.
Современный словарь по педагогике под редакцией Евгений Степанович Рапацевич даёт следующее определение конфликта. «Конфликт - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме».
Психологический словарь под редакцией Людмилы Андреевны Карпенко следующее определение конфликта. «Это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями».
Психологический энциклопедический словарь Марата Исхаковича Еникеева даёт определение конфликту. «Конфликт - столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов».
Краткий психологический словарь под редакцией Свеницкого Анатолия Леонидовича даёт очень краткое определение конфликта. «Широкий термин, обычно означающий столкновение каких-либо противоречивых сил».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что конфликт –наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфликты протекают в пространстве, во времени и с участием ряда субъектов. Выделяют временные (продолжительность конфликта во времени), пространственные (определение территории, в пределах которой происходит конфликт) и субъектные (количество основных участников) его границы.
Конфликты дошкольников имеют самую разную природу возникновения, их количество и разнообразие велико.
Конфликты можно разделить на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые). Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей и, как правило, не захватывают межличностных отношений. Поэтому они имеют ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми.
Внутриличностный конфликт возникает лишь тогда, когда вследствие имеющихся противоречий ущемляются ведущие потребности ребенка, и он сам осознает это. Необходимо заметить, что изначальный внешний конфликт легко трансформируется во внутриличностный, основными признаками которого становятся снижение самооценки, появления чувства неполноценности, ущербности.
Указанные конфликты выполняют различные функции: позитивные и негативные. Позитивность функции конфликта характеризуются тем, чем данный конфликт может быть полезен для его участников. Отрицательные функции конфликта определяются затратами (эмоциональными, материальными, временными, физическими и прочими) ресурсов на участие в конфликте и преодоление его последствий.
Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.
Основные этапы конфликта
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия.
Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Динамика конфликта – это процесс его изменения.
Основными фазами конфликта являются:
1) начальная фаза;
2) фаза подъема;
3) пик конфликта;
4) фаза спада.
Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически.
Конфликт взрослых людей отличается от конфликта дошкольников. Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта взрослых, можно выделить следующие:
1) создание образа врага;
2) демонстрация силы и угроза ее применения;
3) применение насилия;
4) тенденция к расширению и углублению конфликта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для педагогического часа с воспитателями Тема: "Детские конфликты"
Причины возникновения конфликтных ситуаций.Тренинг педагогов в умении разобираться в группах детей, которые часто идут на конфликт. Обсуждение фразы «разрешение конфликта – это….» Основные способы р...
Консультация для воспитателей на тему: "Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике"
Консультация проводилась в рамках педагогического совета. Воспитатели ознакомились с понятием "конфликт", его последствиями и функциями. Выполнили упражнение и определили стратегию, которую они выбира...
Консультация для воспитателей "Разрешение детских конфликтов"
«Разрешение детских конфликтов»С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за и...
Консультация для воспитателей Тема: «Детское экспериментирование»
Консультация для воспитателей Тема: «Детское экспериментирование» Подготовила:воспитатель группыобщеразвивающей направленности ЖалнинаМарианна Владимировна...
Консультация для воспитателей Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»
Консультация для воспитателей Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»...
Презентация к консультация для воспитателей Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»
Презентация к консультации для воспитателей Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»...
Консультация для воспитателей Тема: «Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность»
Детский дизайн - особый вид художественной деятельности, объе, конструирование, художественный тру.диняющий всебе различные виды творчества: апликация, лепка, рисование, конструирование, х...