Консультация для воспитателей Тема: «Детское экспериментирование»
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация  для воспитателей

 

Тема: «Детское экспериментирование»

 

 

 

Подготовила:

воспитатель группы

общеразвивающей направленности

 

Жалнина

Марианна Владимировна

 

 

Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Дошкольное образование само по себе призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию его исследовательской активности, а также инициативы дошкольника. Научный поиск различных эффективных средств в развитии исследовательской активности у дошкольников на сегодняшний день представляет собой актуальную проблему и эта проблема требует как теоретического так и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольника активного внимания заслуживает исследовательская деятельность - экспериментирование. Потребность ребёнка каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он должен получать. В основе их возникновения лежит ориентировочно- исследовательская или поисковая деятельность, которая направлена на познание окружающего мира. Есть такая китайская пословица.

Расскажи – и я забуду,

Покажи- и я запомню,

Дай попробовать- и я пойму.

Она чётко показывает, что по факту так и есть.

 

Можно очень многое рассказывать детям и взрослым, ненужная информация забывается, но иногда она запоминается, если показывают что-то, когда рассказывают о чём-то. Но лучше всего конечно человек запомнит, в том числе и ребёнок, когда ему не только расскажут о чём-то и покажут, но и дадут попробовать.

Дети, по своей природе являются исследователями, они с большой радостью, с удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё для них новое, всё интересное. Им интересно абсолютно всё и мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, всем, чем угодно. Он радуется даже самому маленькому своему открытию. Можно заметить такой момент: у большинства дошкольников с возрастом интерес к исследованиям, экспериментам пропадает.

Возникает вопрос:

Почему же так происходит и кто в этом виноват?

Многие психологи, педагоги, у которых большой опыт, приходят к такому выводу- это происходит из-за взрослых, очень часто взрослые говорят ребёнку например:

Отойди от лужи, а то испачкаешься; не трогай руками песок, он грязный; не бери снег в рот, он холодный; не смотри по сторонам, а то споткнёшься.

Такие небольшие фразы можно услышать от родителей, от воспитателей, что отбивает естественный интерес у ребёнка к исследованиям. Ведь ребёнку интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой, что с ним происходит. Или почему песок такой, можно ли из него что-то слепить (сухой- мокрый).

Когда вы запретили ему что-то, проходит время и ребёнку совершенно не интересно это становится. Например: почему с деревьев листья опадают, откуда дождик берётся, почему звёзды падают. Многие моменты могут потерять интерес, который возникал когда-то, и был, так скажем заглушен.

Для того чтобы дети не теряли этот интерес к окружающему миру, очень важно вовремя поддерживать стремление, чтобы они хотели исследовать, экспериментировать везде и всегда.

Задача воспитателя- не пресекать, а наоборот активно развивать эту деятельность.

Как подбирать опыты в соответствии с возрастом детей.

В младшем возрасте нужно проводить опыты, которые не опасны для детей, лучше всего проводить такие опыты как например: «Мы поймали воздух», с использованием шариков; «Я вижу воздух», с трубочкой и стаканом воды; «Тонет- не тонет», с водой; «Вода меняет цвет», с использованием красок, и т. д. Эти опыты детям в этом возрасте будут интересны, понятны и совершенно безопасны. Надо помнить, чтобы эти опыты были всегда яркими, интересными и самое главное, чтобы все эти эксперименты и опыты приносили детям пользу, обогащали их в плане развития, в получении информации.

Целью любых экспериментов является развитие познавательных интересов, в потребности, в самостоятельной поисковой деятельности, больше всего интерес к экспериментам возникает в старшем возрасте.

Задача, которая стоит перед воспитателем: учить детей видеть, выделять проблемы, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать материал для самостоятельной деятельности, развивать настойчивость к доведению экспериментадоконца, решительность, целеустремлённость.

Воспитатель должен всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей, кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

 Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемыхобъектов.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:

наборы для опытов с инструкциями-картинками;

игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

писчие принадлежности для фиксации результатов.

В  старших группах  проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность ипытливость ума,развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx155.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для воспитателей

Тема: «Детское экспериментирование»

Подготовила:

воспитатель группы

общеразвивающей направленности

Жалнина

Марианна Владимировна


Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Дошкольное образование само по себе призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию его исследовательской активности, а также инициативы дошкольника. Научный поиск различных эффективных средств в развитии исследовательской активности у дошкольников на сегодняшний день представляет собой актуальную проблему и эта проблема требует как теоретического так и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольника активного внимания заслуживает исследовательская  деятельность - экспериментирование. Потребность ребёнка каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он должен получать. В основе их возникновения лежит ориентировочно- исследовательская или поисковая деятельность, которая направлена на познание окружающего мира. Есть такая китайская пословица.

Расскажи – и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму.

Она чётко показывает, что по факту так и есть.

Можно очень многое рассказывать детям и взрослым, ненужная информация забывается, но иногда она запоминается, если показывают что-то, когда рассказывают о чём-то. Но лучше всего конечно человек запомнит, в том числе и ребёнок, когда ему не только расскажут о чём-то и покажут, но и дадут попробовать.

Дети, по своей природе являются исследователями, они с большой радостью, с удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё для них новое, всё интересное. Им интересно абсолютно всё и мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, всем, чем угодно. Он радуется даже самому маленькому своему открытию. Можно заметить такой момент: у большинства дошкольников с возрастом интерес к исследованиям, экспериментам пропадает.

Возникает вопрос :

Почему же так происходит и кто в этом виноват?

Многие психологи, педагоги, у которых большой опыт, приходят к такому выводу - это происходит из-за взрослых, очень часто взрослые говорят ребёнку например:

Отойди от лужи, а то испачкаешься; не трогай руками песок, он грязный; не бери снег в рот, он холодный; не смотри по сторонам, а то споткнёшься.

Такие небольшие фразы можно услышать от родителей, от воспитателей, что отбивает естественный интерес у ребёнка к исследованиям. Ведь ребёнку интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой, что с ним происходит. Или почему песок такой, можно ли из него что-то слепить (сухой - мокрый).

Когда вы запретили ему что-то, проходит время и ребёнку совершенно не интересно это становится. Например: почему с деревьев листья опадают, откуда дождик берётся, почему звёзды падают. Многие моменты могут потерять интерес, который возникал когда-то, и был, так скажем заглушен.

Для того чтобы дети не теряли этот интерес к окружающему миру, очень важно вовремя поддерживать стремление, чтобы они хотели исследовать, экспериментировать везде и всегда.

Задача воспитателя - не пресекать, а наоборот активно развивать эту деятельность.

Как подбирать опыты в соответствии с возрастом детей.

В младшем возрасте нужно проводить опыты, которые не опасны для детей, лучше всего проводить такие опыты как  например: «Мы поймали воздух», с использованием шариков; «Я вижу воздух», с трубочкой и стаканом воды; «Тонет - не тонет», с водой; «Вода меняет цвет», с использованием красок, и т. д. Эти опыты детям в этом возрасте будут интересны, понятны и совершенно безопасны. Надо помнить, чтобы эти опыты были всегда яркими, интересными и самое главное, чтобы все эти эксперименты и опыты приносили детям пользу, обогащали их в плане развития, в получении информации.

Целью любых экспериментов является развитие познавательных интересов, в потребности, в самостоятельной поисковой деятельности, больше всего интерес к экспериментам возникает в старшем возрасте.

Задача, которая стоит перед воспитателем: учить детей видеть, выделять проблемы, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать материал для самостоятельной деятельности, развивать настойчивость к доведению эксперимента до конца, решительность, целеустремлённость.

Воспитатель должен всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей, кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

 Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:

 наборы для опытов с инструкциями-картинками;

игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

писчие принадлежности для фиксации результатов.

В  старших группах  проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...