Создание условий для поддержки детской инициативы во всех видах деятельности.
консультация
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей дошкольных групп
«Создание условий для поддержки детской инициативы во всех видах деятельности».
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Основные сферы детской инициативы.
Творческая инициатива - предполагает включѐнность ребѐнка в сюжетную игру, как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление.
Инициатива как волевое усилие - предполагает включенность ребѐнка в разные виды продуктивной деятельности - рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.
Коммуникативная инициатива - предполагает включенность ребѐнка во взаимодействие ребѐнка со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.
Познавательная инициатива - предполагает любознательность, включѐнность в экспериментирование, простую познавательную деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственновременные, причинно-следственные и родовые отношения.
Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.
Условия.
1. Говоря об условиях нельзя не учитывать человеческий фактор. Мы все разные, но мы все вместе. Необходимо в первую очередь учитывать особенности характера всей группы и каждого ребѐнка в отдельности. Есть выражение феминные дети: они не лидеры, они ведомые, они осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности. Это дети, которые сознательно ограничивают своѐ исследовательское пространство. Они нуждаются в поддержке, веру в свои силы и возможности. Часто избегают контактов с мускульными детьми - это лидеры, они за всѐ берутся, всѐ хотят и умеют,
Для развития детской инициативности нужно:
1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу).
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу
В каждом возрасте свои приоритеты:
3-4 года - приоритетна сфера инициативы - продуктивная деятельность.
4-5 лет - приоритетна сфера инициативы - познание окружающего мира.
5-6 лет - приоритетна сфера инициативы - внеситуативно-личностное общение.
6-7 лет - приоритетна сфера инициативы - научение.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Способы поддержания и развития детской инициативы
1. Поддержка спонтанной игры детей, еѐ обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
2. Поддержка самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:
• предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели - вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
• образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
• содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей
Принципы организации предметно - пространственной среды.
- Трансформируемость пространства, позволяющая по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию постранства.
- Полифункциональность
- Доступность – свободный доступ к организованному игровому пространству.
- Безопасность – материалы и оборудование должны иметь сертификаты, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.
Формы работы
Инициатива ребѐнка состоит из трѐх составляющих.
1. Побуждающий мотив к новой деятельности.
2. Руководящая роль ребѐнка в каких-либо действиях.
3. Принятие ребѐнком самостоятельности решений.
Отметим две основные формы работы в данном направлении.
- Накопление опыта познавательной и коммуникативной деятельности.
- Развитие познавательных интересов, и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.
Оказание недирективной помощи детям.
Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.
Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.
Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. Поощрять различные творческие начинания ребенка.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в подготовительной группе.
Как много изменений и новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни, понимая, что нужно меняться самим: менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, а ведь мы ещё должны помочь нашим воспитанникам войти в современный мир, такой сложный и динамичный. И тут нам на помощь приходит ФГОС ДО.
Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Как же внедрять этот принцип в жизнь?
Любой путь начинается с первого шага. Важно, что бы он был сделан в верном направлении. Подсказкой для меня послужила книга Л.В. Свирской «Детский совет: методические рекомендации для педагогов».
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам - возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами. Для этого в течение дня должно быть отведено время на занятия по выбору и создана образовательная и игровая среда, которая должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Потому что все мы знаем что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Не все дети занимают активную позицию, некоторые не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать этому ребенку недириктивную помощь. Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми.
Одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является детский совет. Мы с детьми называем его «Утренний круг» и проводим перед завтраком. Главное предназначение этого сбора - включение детей в управление событиями и временем.
Сигналом к началу утреннего круга у нас является музыкальный сигнал. На первых этапах сигнал подавала я, сейчас я поручаю это кому-либо из детей. Важно заранее продумать место сбора и порядок рассадки. Я в своей практике использую разные способы. Например, для деления детей на подгруппы я часто использую различные эмблемы, фигуры и т.д., тогда я предлагаю детям сесть в круг так, чтобы их значки чередовались. Или найти свою пару с помощью половинок разрезанных картинок. Таких способов можно придумать много, но при этом не надо забывать, что на утренний круг дети собираются, чтобы побыть среди друзей.
Начинается наш сбор с ритуала приветствия. Чаще всего мы приветствуем друг друга, взявшись за руки. Но иногда используем и другие формы приветствия: клубочек, игрушка, комплименты, касание локотками, плечами, мизинцами и т.д.
Четкой структуры утреннего круга у нас нет. Он включает в себя выбор дежурных (по раздевалке, умывальной, игровой, сервировке, уголку природы и т.д.), обмен новостями («Микрофон идет по кругу»), игры, планирование дня, проектной деятельности и др. Причем тема проектной деятельности может быть как заранее продуманной, так и вытекать из обмена новостями. Игровая, познавательная, продуктивная деятельность были пронизаны этой темой не одну неделю. Обмен новостями у нас проходит по-разному. Дети обмениваются последними впечатлениями и событиями. Мы не регламентируем высказывания детей и даём высказаться всем желающим. Дети, почувствовав, что им дают наконец-то возможность свободно говорить на любую тему, стремятся говорить много. Так как высказаться, во время обмена новостей, хочется многим мы выработали правила: говорим по одному, не перебиваем друг друга, говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, игрушка и т. д.). Правила, мы выработали после того, как дети на своем личном опыте убедились, что трудно говорить, когда тебя не слышат. Можно продумать разные хитрости помогающие определить, кто будет говорить первым (те, у кого прикреплен какой-либо знак, чье имя начинается со звука «С», девочки, именинник и т.д.). Так же можно перед началом совета собрать у детей фанты и предоставлять слово тому, чей фант вытянули.
Во время обмена новостями дети естественным образом формируют коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, умение вести диалог, умение строить монолог, умение аргументировать свое суждение. Обмен новостями позволяет видеть образцы речевых высказываний, тренировать собственный способности, т.е. приобретать коммуникативную компетентность.
Все мы привыкли, что темы образовательной деятельности определяются воспитателями. Детские интересы «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно, чтобы они хотя бы были озвучены. Детский совет предоставляет такую возможность, более того ждет от детей активности в предложении тем. Здесь и проявляется коммуникативная компетентность – рассказать о своей теме так, чтобы другие почувствовали к ней заинтересованность. Если тем возникло несколько, можно предложить голосование (например, при помощи фишек разного цвета).
Еще одна проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой стороны, важно реализовать то, что задумано, заложено в план. Для того чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей. Реагирование на высказывания – это самая сложная часть обмена новостями с детьми. От вашего ответа будет зависеть, куда повернет разговор и как отразится он на ребенке.
И. подводя итог всему выше сказанному, я хочу подчеркнуть, что право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из жизненных ценностей, а умение свободно выражать свое мнение один из показателей социально развитой личности. Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей. И еще, детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей дошкольных групп
«Создание условий для поддержки детской инициативы во всех видах деятельности».
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Основные сферы детской инициативы.
Творческая инициатива - предполагает включѐнность ребѐнка в сюжетную игру, как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление.
Инициатива как волевое усилие - предполагает включенность ребѐнка в разные виды продуктивной деятельности - рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.
Коммуникативная инициатива - предполагает включенность ребѐнка во взаимодействие ребѐнка со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.
Познавательная инициатива - предполагает любознательность, включѐнность в экспериментирование, простую познавательную деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственновременные, причинно-следственные и родовые отношения.
Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.
Условия.
1. Говоря об условиях нельзя не учитывать человеческий фактор. Мы все разные, но мы все вместе. Необходимо в первую очередь учитывать особенности характера всей группы и каждого ребѐнка в отдельности. Есть выражение феминные дети: они не лидеры, они ведомые, они осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности. Это дети, которые сознательно ограничивают своѐ исследовательское пространство. Они нуждаются в поддержке, веру в свои силы и возможности. Часто избегают контактов с мускульными детьми - это лидеры, они за всѐ берутся, всѐ хотят и умеют,
Для развития детской инициативности нужно:
1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу).
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу
В каждом возрасте свои приоритеты:
3-4 года - приоритетна сфера инициативы - продуктивная деятельность.
4-5 лет - приоритетна сфера инициативы - познание окружающего мира.
5-6 лет - приоритетна сфера инициативы - внеситуативно-личностное общение.
6-7 лет - приоритетна сфера инициативы - научение.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Способы поддержания и развития детской инициативы
1. Поддержка спонтанной игры детей, еѐ обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
2. Поддержка самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:
• предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели - вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
• образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
• содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей
Принципы организации предметно - пространственной среды.
- Трансформируемость пространства, позволяющая по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию постранства.
- Полифункциональность
- Доступность – свободный доступ к организованному игровому пространству.
- Безопасность – материалы и оборудование должны иметь сертификаты, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.
Формы работы
Инициатива ребѐнка состоит из трѐх составляющих.
1. Побуждающий мотив к новой деятельности.
2. Руководящая роль ребѐнка в каких-либо действиях.
3. Принятие ребѐнком самостоятельности решений.
Отметим две основные формы работы в данном направлении.
- Накопление опыта познавательной и коммуникативной деятельности.
- Развитие познавательных интересов, и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.
Оказание недирективной помощи детям.
Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.
Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.
Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. Поощрять различные творческие начинания ребенка.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в подготовительной группе.
Как много изменений и новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни, понимая, что нужно меняться самим: менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, а ведь мы ещё должны помочь нашим воспитанникам войти в современный мир, такой сложный и динамичный. И тут нам на помощь приходит ФГОС ДО.
Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Как же внедрять этот принцип в жизнь?
Любой путь начинается с первого шага. Важно, что бы он был сделан в верном направлении. Подсказкой для меня послужила книга Л.В. Свирской «Детский совет: методические рекомендации для педагогов».
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам - возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами. Для этого в течение дня должно быть отведено время на занятия по выбору и создана образовательная и игровая среда, которая должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Потому что все мы знаем что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Не все дети занимают активную позицию, некоторые не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать этому ребенку недириктивную помощь. Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми.
Одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является детский совет. Мы с детьми называем его «Утренний круг» и проводим перед завтраком. Главное предназначение этого сбора - включение детей в управление событиями и временем.
Сигналом к началу утреннего круга у нас является музыкальный сигнал. На первых этапах сигнал подавала я, сейчас я поручаю это кому-либо из детей. Важно заранее продумать место сбора и порядок рассадки. Я в своей практике использую разные способы. Например, для деления детей на подгруппы я часто использую различные эмблемы, фигуры и т.д., тогда я предлагаю детям сесть в круг так, чтобы их значки чередовались. Или найти свою пару с помощью половинок разрезанных картинок. Таких способов можно придумать много, но при этом не надо забывать, что на утренний круг дети собираются, чтобы побыть среди друзей.
Начинается наш сбор с ритуала приветствия. Чаще всего мы приветствуем друг друга, взявшись за руки. Но иногда используем и другие формы приветствия: клубочек, игрушка, комплименты, касание локотками, плечами, мизинцами и т.д.
Четкой структуры утреннего круга у нас нет. Он включает в себя выбор дежурных (по раздевалке, умывальной, игровой, сервировке, уголку природы и т.д.), обмен новостями («Микрофон идет по кругу»), игры, планирование дня, проектной деятельности и др. Причем тема проектной деятельности может быть как заранее продуманной, так и вытекать из обмена новостями. Игровая, познавательная, продуктивная деятельность были пронизаны этой темой не одну неделю. Обмен новостями у нас проходит по-разному. Дети обмениваются последними впечатлениями и событиями. Мы не регламентируем высказывания детей и даём высказаться всем желающим. Дети, почувствовав, что им дают наконец-то возможность свободно говорить на любую тему, стремятся говорить много. Так как высказаться, во время обмена новостей, хочется многим мы выработали правила: говорим по одному, не перебиваем друг друга, говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, игрушка и т. д.). Правила, мы выработали после того, как дети на своем личном опыте убедились, что трудно говорить, когда тебя не слышат. Можно продумать разные хитрости помогающие определить, кто будет говорить первым (те, у кого прикреплен какой-либо знак, чье имя начинается со звука «С», девочки, именинник и т.д.). Так же можно перед началом совета собрать у детей фанты и предоставлять слово тому, чей фант вытянули.
Во время обмена новостями дети естественным образом формируют коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, умение вести диалог, умение строить монолог, умение аргументировать свое суждение. Обмен новостями позволяет видеть образцы речевых высказываний, тренировать собственный способности, т.е. приобретать коммуникативную компетентность.
Все мы привыкли, что темы образовательной деятельности определяются воспитателями. Детские интересы «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно, чтобы они хотя бы были озвучены. Детский совет предоставляет такую возможность, более того ждет от детей активности в предложении тем. Здесь и проявляется коммуникативная компетентность – рассказать о своей теме так, чтобы другие почувствовали к ней заинтересованность. Если тем возникло несколько, можно предложить голосование (например, при помощи фишек разного цвета).
Еще одна проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой стороны, важно реализовать то, что задумано, заложено в план. Для того чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей. Реагирование на высказывания – это самая сложная часть обмена новостями с детьми. От вашего ответа будет зависеть, куда повернет разговор и как отразится он на ребенке.
И. подводя итог всему выше сказанному, я хочу подчеркнуть, что право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из жизненных ценностей, а умение свободно выражать свое мнение один из показателей социально развитой личности. Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей. И еще, детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Создание условий для поддержки детской инициативы"
Данный материал поможет поддержать инициативу ребенка в домашних условиях....
Консультация для педагогов "Создание условий для поддержки детской инициативы"
Консультация для педагогов...
«Создание условий для поддержки детской инициативы»
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в виде презентации....
Консультация "Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ."
Консультация для воспитателей детских садов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы."...
Презентация "Создание условий для поддержки детской инициативы "
Консультация для педагогов ДОУ...
«Создание условий для поддержки детской инициативы»
консультация для педагогов «Создание условий для поддержки детской инициативы»...