Моделирование музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС. Консультация для педагогов ДОУ
консультация
Какие требования необходимо учитывать педагогу при создании музыкальной РППС для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_rpps_18_office_word_2.docx | 30.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Моделирование музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.
Консультация-презентация для педагогов ДОУ.
Подготовила муз. руководитель: Герасимова Ж.Н.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Надежда Александровна Короткова, Нинель Яковлевна Михайленко – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Сегодня, в связи с модернизацией системы образования, в России происходит преобразование системы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
В течение многих лет понятие «обогащенная развивающая среда» трактовалось довольно просто – чем больше разных игрушек, тем лучше. Однако современные подходы ориентируют нас не на количество, а на качество элементов развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
Требования к музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС
С 1 января 2014 года в законную силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Первое, на что следует обратить внимание, ознакомившись с программой музыкального воспитания по ФГОС в ДОУ - это направленность документа на социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка, начиная с 2 месяцев и заканчивая 8 годами.
Музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей ДОУ по ФГОС.
Основное содержание образовательной области "Музыка" по Стандарту представлено теперь в другой образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с двумя видами искусства: изобразительным и литературным.
Это является большим плюсом в плане облегчения объединения нескольких видов искусства. Самое же главное в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС - общение детей с произведениями искусства, развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов, в этом все виды искусства одинаковы. Назначение любого из видов искусств - это отражение действительности в образах, и поэтому задача каждого педагога заключается в том, чтобы научить ребенка восприятию, размышлению, декорированию идеи художника, режиссера, писателя.
Цели музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО - формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесном, музыкальном, изобразительном), мира природы; развитие эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по музыкальному воспитанию в ДОУ; восприятие фольклора, музыки, художественной литературы; побуждение к сопереживанию литературным персонажам; осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного, конструктивно-модельного, музыкального и др.).
Музыкальное воспитание в ДОУ по ФГОС ДО предполагает решение ряда задач:
- знакомство ребенка с прекрасным миром музыки;
- развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры; цветомузыкальное развитие детей;
- формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;
- развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам, развитие звукового сенсорного и интонационного навыка детей , где музыка выступает в качестве одного из языков, знакомства детей с миром человека, его эмоциями, окружающим миром, миром предметов.
Рекомендуется использование в музыкальном воспитании в ДОУ по ФГОС форм и методов, соответствующих возрасту детей и их индивидуальным способностям (запрещается искусственно ускорять или замедлять процессы развития детей).
Построение образовательного процесса строится на основе сотрудничества взрослых и детей, ориентированного на возможности и интересы каждого ребенка и учитывает социальную ситуацию его развития.
- Содействие взрослых в доброжелательном отношении воспитанников друг к другу и их взаимодействия в различных видах детской деятельности по ФГОС;
- Поддержка заинтересованности, инициативности дошкольника в специфических для них видах деятельности в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС;
-Предоставление воспитанникам возможности выбора материалов, форм активности участников общей деятельности и общения.
Какие цели преследует стандарт в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС:
- Обеспечение государством одинаково равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования
- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам их освоения
- Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения необходимо произвести изменения. В соответствии с ФГОС среда должна отвечать следующим требованиям:
Среда должна быть:
содержательно-насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
вариативной
доступной
безопасной
Отвечать принципам:
Дистанции, позиции при взаимодействии
Активности
Стабильности и динамичности развивающей среды
Эмоциональной комфортности
Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
Открытости - закрытости
Учета половых и возрастных отличий детей
Однако практическое преобразование РППС требует глубокого понимания и осмысления КАК именно нужно изменить среду? Какими предметами ее наполнить? В какой мере дети могут самостоятельно изменять и преобразовывать обстановку в группе?
По результатам проведённого «Анализа качества организации музыкальной развивающей предметно- пространственной среды», анализируя требования ФГОС ДО, где особое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде (пункт II п\п 2.4, пункт III п\п 3.3), учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, то что в этот период формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте и искусству, были определены следующие задачи:
•Обеспечить максимальную реализацию образовательного пространства музыкального зала, пространства групп для реализации ООП ДО в области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка».
• Создать возможность общения и условия для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей по интересам.
• Обеспечить эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с РППС, возможность для самовыражения.
• Обновить содержание зон в музыкальном зале и группах новым оборудованием и музыкально- дидактическими играми.
• Обеспечить надежность и безопасность использования предметов РППС.
Создавая РППС музыкального зала, одним из определяющих факторов стали его комфортность и эстетичность, поскольку красота формирует личность ребёнка. Руководствуясь этими принципами, оформляя зал к сезонным праздникам, уделяем внимание эстетике (спокойная цветовая гамма, единый сюжет), что располагает детей к состоянию эмоционального комфорта и творческой активности, воспитанию хорошего вкуса.
В блок организованной музыкальной деятельности входят: музыкальные занятия, развлечения, праздники, которые проводятся в музыкальном зале. Пространство музыкального зала сформировано по принципу зонирования.
Спокойная зона - самая важная и значимая для дошкольника, где осуществляются такие виды деятельности, как восприятие музыки, пение.
Оборудование зоны: фортепьяно, цифровое фортепьяно, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактический и демонстрационный материал, детские столы и стулья, желательна магнитная доска , шкафы с методической литературой, различная атрибутика, определено место для мультимедийной аппаратуры и т.д.
Активная зона - пространство для музыкально - ритмических движений, зона для зрителей, атрибутика для игр, танцев, зеркальная стена. Сюда же входит зона театрализованной деятельности – сцена, занавесы, шкафы для костюмов, элементы декораций, различные виды кукольного театра, ширма, подсветка и световые эффекты и т. д.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, развития художественного воображения – это путь через театрализованную игру, фантазирование, творчество. По силе эмоционального воздействия театральное искусство находится на первом месте среди других видов искусств и органично сочетает в себе музыку, художественное слово, изобразительное искусство, танец, актёрскую игру. Поэтому много лет занимаюсь постановкой детских музыкальных спектаклей, где детское творчество особенно ярко проявляется. Сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения, а способов реализации ролей нет, их следует ребёнку самому создавать и воплотить в каких- то движениях, жестах, мимике, интонациях.
Творчество детей в театрализации направлено на эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Передавая соответствующий образ, у дошкольника развивается воображение, мышление, речь, он ставит себя на место героев, проникаясь их чувствами, переживаниями. Кроме того, дети получают опыт выступления на публике, занимают определённое положение в коллективе, активно усваивают правила и нормы поведения людей, учатся руководить и подчинятся, договариваться о действиях, оценивать поступки героев, сотрудничать и подражают взрослым.
Для театрализованной деятельности в ДОУ созданы определённые условия:
- возможность пополнения впечатлений из окружающего мира. (Чтение русских и зарубежных сказок взрослыми, обсуждение прочитанного, беседы, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, разучивание песенного и танцевального материала, просмотр театральных постановок профессиональных артистов, использование ИКТ и т.д.)
- наличие РППС для театрализованной деятельности в музыкальном зале и группе. ( Сцена, элементы декораций, красочные костюмы и атрибутика, фонотека, световые эффектов, кукольные театры и ростовые куклы, ширмы, условия для самостоятельной театрализованной деятельности в группах – музыкальные и театральные зоны и т.д.)
- обеспечивается общение с взрослыми (педагогами и родителями) в процессе подготовки и проведении музыкального спектакля и праздников. (Совместное разучивание и исполнение ролей, подготовка костюмов, макияжа, декораций и атрибутов, консультирование по ходу подготовки и проведению спектакля и массовых мероприятий т.д).
- одна из форма проведения праздников и развлечений в ДОУ – музыкальный спектакль с участием всех детей, в зависимости от индивидуальных возможностей.
Считаю, что музыкальная театрализованная деятельность является самым активным средством и условием вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму, что полностью соответствует требованиям ФГОС.
Блок нерегламентированной деятельности: В группах созданы музыкальные зоны для развития творческих способностей и самостоятельной деятельности дошкольников, которые удобны для развертывания творческой музыкальной и театрализованной деятельности одним ребенком или подгруппой. Содержание музыкальной среды в группах отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью и соответствует возрасту, поэтому содержание среды усложняется по возрастным ступеням. Родители, так же являться активными участниками образовательного процесса и проявлять живой интерес и желание в изготовлении различных атрибутов, игр, пособий, костюмов.
Принципы размещения музыкальных зон.
1.С целью воспитания устойчивого интереса к музыке, расширения кругозора, поощрения к самостоятельным действиям, необходимо чаще использовать музыку различных направлений на занятиях и режимных моментах: создать и пополнять в группах фонотеку, приобрести аудио технику, детские муз. инструменты и современные муз. игрушки (деревянные ложки, трещётки, маракасы, самодельные шумовые инструменты и т.д.), детские микрофоны, атрибутику для творческих танцев и театрализованной деятельности (ленты, султанчики, театральные костюмы, кукольные театры, театральные ширмы), обновить подбор муз-дидактических игр и пособий в соответствии с возрастом детей.
2. Музыкальные зоны необходимо размещать в доступном для детей месте.
3. Соблюдать принцип периодичности внесения.
В итоге систематичного обновления муз. зон, дети активнее проявляют интерес к музицированию, организуют концерты, разыгрывают знакомые сказки, включая в них знакомые песни, танцы и игры, разученные на музыкальных занятиях, а так же современную музыку из мультфильмов.
Приобретены: кукольные театры, современные костюмы животных, костюмы для волшебных и русских сказок, новые детские музыкальные инструменты: (трещотки, маракасы, деревянные ложки и т.д. ).
Для реализации образовательного процесса созданы и приобретены картотеки: музыкальных инструментов, оркестров, портретов композиторов разных эпох, демонстрационный материал для слушания музыки, приобретена методическая литература по ФГОС.
Регулярно пополняется фонотека по разным видам музыкальной деятельности и сезонам года для праздников.
Всё это помогает детям реализовать свои впечатления и переживания в различных видах музыкально-художественной деятельности.
Воспитания этнотолерантности дошкольников.
Мы видим, что дети и родители не достаточно знают о своей истории, культуре и народных традициях. Необходимо систематически знакомить детей и родителей с народными праздниками. Для этого подобраны специальный репертуар, фонотека, слайды по теме. Приобретены костюмы для персонажей русских народных праздников для взрослых и детей. Созданы картотеки народных праздников и игр. На группах воспитатели знакомят детей с народными промыслами. Подготовлены консультации для родителей о значении русской народной культуры. Проводятся циклы занятий по теме: «Как создавались русские музыкальные инструменты», «Русский народный оркестр», «Народные праздники и игры» .
Дети с увлечением знакомятся с русскими традициями, учатся через пение, танцы и игры, праздники ценить красоту родной природы, гордиться своей Родиной, родным краем, сочувствовать и сопереживать, общаться друг с другом и взрослыми. Родители с удовольствием участвуют в праздниках, в подготовке костюмов, исполнении ролей.
Наличие разнообразных русских народных инструментов побуждает дошкольников к музыкальной исполнительской деятельности (гармошки, гусли, балалайка, свирели, рожок, ложки, «коробочка», трещотки, рубель, бубны и др.)
Пение – самый сложный вид музыкальной деятельности. Как сделать занятия пением интереснее? Оказывается можно развивать эмоциональную отзывчивость, стимулировать дошкольников к поиску яркого, выразительного пения, используя методические приёмы игрового обучения, схемы, символы. А так же необходимо использовать интересный по содержанию и музыкальному языку высоко - художественный песенный репертуар.
Применение игровых методов О.В.Кацер позволило улучшить качество певческих навыков детей, эмоциональный отклик и выразительность исполнения. Дети стали с увлечением заниматься пением. Любят петь. Часто поют вне занятий. Подобрана фонотека «минусовок». Воспитатели используют фонотеку различных стилей музыки при проведении групповых развлечений и НОД.
Но необходимо обеспечение музыкального зала современным ИКТ оборудованием (ноутбук, стационарное мультимедийное оборудование, профессиональная светомузыка, интерактивная доска, магнитная доска)
Таким образом, мы видим, что предметно- пространственная среда музыкального зала и групп имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся, что существенно повышает интерес детей к занятию музыкой и является основой и стимулом для всестороннего творческого развития детей в разных видах музыкальной деятельности.
Таким образом, организованная развивающаяся предметно-пространственная среда музыкального зала и групповых комнат, созданная с учетом ФГОС, имеющая характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, вызывает интерес детей к музыкальному искусству, побуждает к активности, творчеству, дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка в разных видах музыкальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Методические рекомендации "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО".
Методические рекомендации раскрывают организацию развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС), как одно из условий реализации Основной образовательной программы дошкольного образования. П...
Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.
Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.Цель: повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей ...
Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образо...
Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС»...
- Мне нравится (1)