Моделирование музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС. Консультация для педагогов ДОУ
консультация

Герасимова Жанна Николаевна

Какие требования необходимо учитывать педагогу при создании музыкальной РППС для дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_rpps_18_office_word_2.docx30.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Моделирование музыкальной предметно-развивающей среды  ДОУ в соответствии с ФГОС.

Консультация-презентация для педагогов ДОУ.

Подготовила муз. руководитель: Герасимова Ж.Н.

    Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря  ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Надежда Александровна Короткова, Нинель Яковлевна Михайленко – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.

   Сегодня, в связи с  модернизацией системы образования, в России происходит преобразование системы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

   В течение многих лет понятие «обогащенная развивающая среда» трактовалось довольно просто – чем больше разных игрушек, тем лучше. Однако современные подходы ориентируют нас не на количество, а на качество элементов развивающей предметно-пространственной среды (РППС). 

Требования к музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС 

    С 1 января 2014 года  в законную силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),  утвержденный  приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
    Первое, на что следует обратить внимание, ознакомившись с программой музыкального воспитания по ФГОС в ДОУ - это направленность документа на социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка, начиная с 2 месяцев и заканчивая 8 годами. 

      Музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей ДОУ по ФГОС.

    Основное содержание образовательной области "Музыка" по Стандарту представлено теперь в другой образовательной области  "Художественно-эстетическое развитие" наряду с двумя видами искусства: изобразительным и литературным.

     Это является большим плюсом в плане облегчения объединения нескольких видов искусства. Самое же главное в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС - общение детей с произведениями искусства, развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов, в этом все виды искусства одинаковы. Назначение любого из видов искусств  - это отражение действительности в образах, и поэтому задача каждого педагога  заключается в том, чтобы научить  ребенка восприятию, размышлению, декорированию идеи художника, режиссера, писателя.

     Цели музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО -  формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства  ( словесном, музыкальном, изобразительном),  мира природы; развитие эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по музыкальному воспитанию в ДОУ;  восприятие фольклора,  музыки, художественной литературы;  побуждение к сопереживанию литературным персонажам;  осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного, конструктивно-модельного, музыкального и др.).

     Музыкальное воспитание в ДОУ по ФГОС ДО  предполагает  решение ряда задач:
         - знакомство ребенка с прекрасным миром музыки;
         - развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры; цветомузыкальное развитие детей;
         - формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;
         - развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам, развитие  звукового сенсорного и интонационного навыка детей , где музыка выступает в качестве одного из  языков,  знакомства детей с миром человека, его эмоциями, окружающим миром, миром предметов.

    Рекомендуется использование в музыкальном воспитании в ДОУ по ФГОС форм и методов, соответствующих возрасту детей и их индивидуальным способностям (запрещается искусственно ускорять или замедлять процессы развития детей).

     Построение образовательного процесса строится на основе сотрудничества взрослых и детей, ориентированного на возможности и интересы каждого ребенка и учитывает социальную ситуацию его развития.

       - Содействие взрослых в доброжелательном отношении воспитанников друг к другу и их взаимодействия в различных видах детской деятельности по ФГОС;
        - Поддержка заинтересованности, инициативности дошкольника в специфических для них видах деятельности в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС;
         -Предоставление воспитанникам возможности выбора  материалов, форм активности участников общей деятельности и общения.


      Какие цели преследует стандарт в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС:
      - Обеспечение государством одинаково равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования

      - Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам их освоения
      - Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

   Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения необходимо произвести  изменения. В соответствии с ФГОС среда должна отвечать следующим требованиям:

 Среда должна быть:

содержательно-насыщенной

трансформируемой

полифункциональной

вариативной

доступной

безопасной

Отвечать принципам:

Дистанции, позиции при взаимодействии

Активности

Стабильности  и динамичности  развивающей среды

Эмоциональной  комфортности

Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Открытости - закрытости

Учета половых и возрастных отличий детей

   Однако практическое преобразование  РППС требует глубокого понимания и осмысления КАК именно нужно изменить среду? Какими предметами ее наполнить?  В какой мере дети могут самостоятельно изменять и преобразовывать обстановку в группе?

  По результатам проведённого «Анализа качества организации музыкальной развивающей предметно- пространственной среды»,   анализируя требования ФГОС ДО, где особое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде (пункт II п\п 2.4, пункт III п\п 3.3), учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, то что в этот период формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте и искусству, были определены  следующие задачи:

    •Обеспечить максимальную реализацию образовательного пространства музыкального зала, пространства групп  для реализации ООП ДО  в области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка».

    • Создать возможность общения и условия   для совместной  деятельности взрослого и ребёнка и   самостоятельной  деятельности  детей по  интересам.

    • Обеспечить эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с РППС, возможность для  самовыражения.

    • Обновить содержание зон  в музыкальном зале и группах  новым оборудованием и музыкально- дидактическими играми.

    • Обеспечить надежность и безопасность  использования предметов РППС.                           

         Создавая РППС музыкального зала, одним из определяющих факторов  стали его комфортность и эстетичность, поскольку красота формирует личность ребёнка. Руководствуясь этими принципами,  оформляя зал к сезонным праздникам, уделяем   внимание эстетике  (спокойная  цветовая гамма,  единый сюжет), что располагает детей к состоянию эмоционального комфорта и творческой активности,   воспитанию хорошего вкуса.

В блок организованной музыкальной деятельности  входят:   музыкальные занятия, развлечения, праздники,  которые проводятся в музыкальном зале.  Пространство музыкального зала сформировано  по принципу зонирования.        

 Спокойная зона - самая важная и значимая для дошкольника, где  осуществляются такие виды деятельности, как восприятие музыки,  пение.

        

Оборудование  зоны:  фортепьяно,  цифровое фортепьяно,  музыкальный центр,  детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактический и демонстрационный материал,  детские столы  и стулья, желательна магнитная доска , шкафы с методической литературой,  различная атрибутика,  определено место для мультимедийной  аппаратуры  и т.д.

   Активная зона  - пространство для музыкально - ритмических    движений,  зона для зрителей, атрибутика для игр, танцев, зеркальная стена. Сюда же входит зона театрализованной деятельности  – сцена, занавесы, шкафы для костюмов, элементы декораций,  различные виды кукольного театра, ширма, подсветка и световые эффекты и т. д.

     Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, развития художественного  воображения – это путь через театрализованную игру, фантазирование, творчество.   По силе эмоционального воздействия театральное искусство находится на первом месте среди других видов искусств и органично сочетает в себе музыку, художественное слово, изобразительное искусство, танец, актёрскую игру. Поэтому много лет занимаюсь постановкой детских музыкальных спектаклей, где детское творчество особенно ярко проявляется. Сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения, а способов реализации ролей  нет, их следует ребёнку самому создавать и воплотить в каких- то движениях, жестах, мимике, интонациях.

     Творчество детей в театрализации направлено на эмоциональное воплощение взятой на себя роли.   Передавая соответствующий образ, у дошкольника  развивается воображение, мышление, речь, он  ставит себя на место героев, проникаясь  их чувствами, переживаниями. Кроме того, дети получают опыт  выступления  на публике, занимают определённое положение в коллективе, активно усваивают правила и нормы поведения  людей, учатся руководить и подчинятся, договариваться о действиях, оценивать поступки героев, сотрудничать и подражают взрослым.

      Для театрализованной деятельности  в ДОУ созданы  определённые  условия:

-  возможность пополнения  впечатлений из окружающего мира. (Чтение русских и зарубежных сказок взрослыми, обсуждение прочитанного, беседы,  прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, разучивание песенного и танцевального материала, просмотр театральных постановок профессиональных артистов, использование ИКТ и т.д.)

- наличие  РППС для театрализованной деятельности в музыкальном  зале и группе.  ( Сцена,  элементы декораций, красочные костюмы  и атрибутика, фонотека,  световые  эффектов,  кукольные театры и ростовые куклы, ширмы,  условия для самостоятельной театрализованной деятельности в группах – музыкальные и театральные зоны  и т.д.)

- обеспечивается общение с взрослыми  (педагогами и родителями) в процессе подготовки и проведении музыкального спектакля и праздников.  (Совместное разучивание и  исполнение ролей, подготовка костюмов, макияжа, декораций  и атрибутов, консультирование по ходу подготовки и проведению спектакля и массовых мероприятий т.д).

- одна из форма проведения праздников и развлечений в ДОУ – музыкальный спектакль с участием всех детей, в зависимости от индивидуальных возможностей.

      Считаю, что музыкальная театрализованная деятельность является самым активным средством и условием вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму, что полностью соответствует требованиям ФГОС.

     

      Блок нерегламентированной деятельности:  В группах созданы музыкальные зоны для развития творческих способностей и самостоятельной  деятельности дошкольников, которые удобны для развертывания  творческой музыкальной и театрализованной  деятельности одним ребенком или подгруппой. Содержание музыкальной среды в группах отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью и соответствует возрасту, поэтому содержание среды усложняется по возрастным ступеням. Родители, так же   являться активными участниками образовательного процесса и проявлять живой интерес и желание в изготовлении различных атрибутов, игр, пособий, костюмов.

Принципы размещения музыкальных зон.

1.С целью воспитания устойчивого интереса к музыке, расширения кругозора, поощрения к самостоятельным действиям, необходимо чаще использовать музыку различных направлений на  занятиях и режимных моментах: создать и пополнять в группах фонотеку, приобрести аудио технику,  детские муз. инструменты и современные муз. игрушки (деревянные ложки, трещётки, маракасы, самодельные шумовые инструменты и т.д.),  детские микрофоны, атрибутику для  творческих танцев и театрализованной деятельности (ленты, султанчики,   театральные костюмы, кукольные театры, театральные ширмы),  обновить подбор муз-дидактических  игр и пособий  в соответствии с возрастом детей.

2. Музыкальные зоны необходимо размещать в доступном для детей месте.

3. Соблюдать принцип периодичности внесения.

   В итоге  систематичного обновления  муз. зон,  дети  активнее   проявляют  интерес к  музицированию,  организуют  концерты, разыгрывают знакомые сказки, включая в них  знакомые песни, танцы и  игры, разученные  на музыкальных занятиях, а так же современную музыку из мультфильмов.

    Приобретены:  кукольные театры, современные костюмы животных, костюмы для волшебных и русских сказок,   новые детские музыкальные инструменты: (трещотки, маракасы, деревянные ложки и т.д. ).

    Для реализации образовательного процесса созданы и приобретены картотеки: музыкальных инструментов, оркестров, портретов композиторов разных эпох, демонстрационный материал для слушания музыки, приобретена методическая литература по ФГОС.

   Регулярно пополняется фонотека по разным видам музыкальной деятельности  и  сезонам года для праздников.

    Всё это помогает детям реализовать свои впечатления и переживания в различных видах музыкально-художественной деятельности.

     Воспитания  этнотолерантности  дошкольников.

   Мы видим, что дети  и родители не достаточно знают о своей истории, культуре  и народных традициях. Необходимо систематически знакомить детей и родителей с народными  праздниками. Для этого подобраны  специальный репертуар, фонотека, слайды по теме.  Приобретены  костюмы для  персонажей русских народных праздников для взрослых и детей. Созданы картотеки народных праздников и игр.  На группах воспитатели  знакомят детей с народными промыслами.  Подготовлены  консультации для родителей  о значении русской народной культуры.  Проводятся   циклы  занятий по теме: «Как создавались русские музыкальные инструменты», «Русский народный оркестр», «Народные праздники и игры» .

   Дети с увлечением знакомятся  с русскими традициями, учатся  через пение, танцы и игры, праздники  ценить красоту родной природы, гордиться своей Родиной, родным краем,  сочувствовать и сопереживать, общаться друг с другом и взрослыми.   Родители с удовольствием участвуют  в праздниках, в подготовке костюмов, исполнении ролей.

    Наличие  разнообразных русских  народных инструментов  побуждает  дошкольников к  музыкальной исполнительской деятельности   (гармошки, гусли, балалайка, свирели, рожок, ложки, «коробочка», трещотки, рубель, бубны  и др.)

   Пение – самый сложный вид музыкальной деятельности. Как сделать занятия пением интереснее?  Оказывается можно развивать эмоциональную отзывчивость, стимулировать дошкольников к поиску яркого, выразительного пения,  используя  методические приёмы игрового обучения,  схемы, символы. А так же необходимо использовать интересный  по содержанию и музыкальному языку  высоко - художественный  песенный репертуар.

    Применение  игровых  методов  О.В.Кацер  позволило  улучшить качество певческих навыков  детей, эмоциональный отклик и выразительность исполнения. Дети стали с увлечением заниматься пением.  Любят петь. Часто поют вне  занятий. Подобрана фонотека «минусовок». Воспитатели используют фонотеку  различных стилей музыки при проведении  групповых развлечений и  НОД.

    Но  необходимо обеспечение  музыкального зала  современным   ИКТ оборудованием (ноутбук, стационарное мультимедийное оборудование, профессиональная светомузыка, интерактивная доска, магнитная доска)        

 

   Таким образом,  мы видим, что предметно-  пространственная среда музыкального зала и групп имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся, что существенно повышает интерес детей к занятию музыкой  и является основой и стимулом для всестороннего творческого развития детей в разных видах музыкальной деятельности.

     Таким образом,  организованная  развивающаяся предметно-пространственная среда музыкального зала и групповых комнат, созданная с учетом ФГОС, имеющая характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию,  вызывает интерес детей к музыкальному искусству, побуждает к активности,  творчеству, дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка  в разных видах музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Методические рекомендации "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО".

Методические рекомендации раскрывают организацию развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС), как одно из условий реализации Основной образовательной программы дошкольного образования. П...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.Цель: повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей ...

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образо...

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС»

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС»...