Диагностика духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
учебно-методический материал
Диагностика духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста представлена в виде таблицы с основными критериями для оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_duh-nr_vosp.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Возраст | Индикатор оценки | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Младший возраст | Добро и зло (на основе сюжетных картинок) | Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. | Правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. | Ребенок обосновывает свой выбор; эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.п. |
Послушание | Не слушается старших | Не всегда слушается старших, нуждается в руководстве | Слушается старших | |
Уважение старших | Не уважает старших | К старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве | Уважает старших | |
Культура поведения | Нормы и правила поведения не соблюдает | Культуру поведения соблюдает при наличии контроля | Добровольно соблюдает культуру поведения. | |
Средний возраст | Добро и зло | Эмоциональные реакции на добро и зло неадекватны или отсутствуют. | Ребенок различает добро и зло, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. | Ребенок эмоционально обосновывает выбор «добро или зло», реакция на выбор яркая, проявляется в мимике и жестах, обосновывая свой выбор, ребенок называет моральную норму. |
Послушание | Не слушается старших | Не всегда слушается старших, нуждается в руководстве | Слушается старших, не терпит непослушания старших со стороны сверстников | |
Уважение старших | Не уважает старших | К старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве | Уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников | |
Осознание нравственных норм | Ребенок не может оценить поступки детей | Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. | Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. | |
Терпимое отношение детей к поступкам других | Проявляет нетерпимое отношение, импульсивность в поведении, агрессию. | Проявляет ситуативную терпимость. | Проявляет терпимое отношение. | |
Культура поведения | Нормы и правила поведения не соблюдает | Культуру поведения соблюдает при наличии контроля | Добровольно соблюдает культуру поведения. | |
Умение прощать, сопереживать, сочувствовать (оценивается в сумме по каждому пункту) | Оказание помощи: Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя. Отношение к сверстникам: Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам. Забота о животных: Отсутствует проявление заботы. Реакция на успех и неудачу других: Не может смириться с тем, что кто-то лучше него; ставит себя на первое место. Реакция на эмоциональное состояние других: Не обращает внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способен радоваться и переживать за других. | Оказание помощи: Помощь оказывает во всех случаях, иногда прибегает к помощи взрослых. Отношение к сверстникам: К сверстникам относится неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляет чувство жадности. Забота о животных: Проявляет заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров). Реакция на успех и неудачу других: Проявляет заботу без особой радости, потому, что «так надо». Реакция на эмоциональное состояние других: Различает эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживает за товарищей. | Оказание помощи: Помощь оказывает во всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение. Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытается объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращается друг к другу. Забота о животных: Проявляет заботу и чуткость, но не всегда мотивируют свое поведение. Реакция на успех и неудачу других: Признает удачу других, радуется за товарищей, в случае неудачи поддерживают друг друга, проявляет сочувствие, но не мотивирует свое поведение. Реакция на эмоциональное состояние других: Умеет определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживает или вместе радуется в зависимости от ситуации, но не мотивирует свое поведение. | |
Старший возраст | Добро и зло | Ребенок ситуативно различает добро и зло, эмоциональные реакции отсутствуют. Проявляет эгоизм и жадность. | Ребенок различает добро и зло, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Нуждается в контроле взрослого. | Ребенок умеет оценивать поступки окружающих с точки зрения добра и зла. Осознает, что «добро и зло» - понятия, определяемые общением с окружающими людьми и социально приемлемым поведением. Поощряет других детей совершать добрые поступки. |
Послушание | Не слушается старших | Не всегда слушается старших, нуждается в руководстве | Слушается старших, не терпит непослушания старших со стороны сверстников | |
Уважение старших | Не уважает старших | К старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве | Уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников | |
Осознание нравственных норм | Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. | Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. | Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. | |
Выдержка, терпимое отношение детей к поступкам других | Проявляет нетерпимое отношение, импульсивность в поведении, агрессию. | Проявляет ситуативную терпимость. | Проявляет выдержку, умение владеть собой, терпимое отношение. | |
Самообладание, сила воли | Силой волей не обладает и не стремится ее развивать. | Развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других. | Проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других. | |
Культура поведения | Нормы и правила не соблюдает | Добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других. | Добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других. | |
Умение прощать, сопереживать, сочувствовать (оценивается в сумме по каждому пункту) | Оказание помощи: Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя. Отношение к сверстникам: Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам. Забота о животных: Отсутствует проявление заботы. Реакция на успех и неудачу других: Не может смириться с тем, что кто-то лучше него; ставит себя на первое место. Реакция на эмоциональное состояние других: Не обращает внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способен радоваться и переживать за других. | Оказание помощи: Помощь оказывает во всех случаях, иногда прибегает к помощи взрослых. Отношение к сверстникам: К сверстникам относится неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляет чувство жадности. Забота о животных: Проявляет заботу о животных во всех случаях, но иногда старается возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров). Реакция на успех и неудачу других: Проявляет заботу без особой радости, потому, что «так надо». Реакция на эмоциональное состояние других: Различает эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживает за товарищей. | Оказание помощи: Помощь оказывает во всех случаях по собственному желанию. Мотивирует свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества. Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытается объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращается друг к другу; всегда готов уступить товарищу. Мотивирует свое поведение. Забота о животных: Проявляет заботу и чуткость во всех случаях по собственному желанию. Мотивирует свое поведение. Реакция на успех и неудачу других: Признает удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживает друг друга, проявляет сочувствие. Может мотивировать свое поведение. Реакция на эмоциональное состояние других: Умеет определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживает или вместе радуется. Мотивирует свое поведение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...