Доклад.Тема: « Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе организации режимного момента».
материал (младшая группа)

Алисултанова Сальви Каримджоновна

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: « Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе организации режимного момента».

                                                                      Подготовила

                                                     Воспитатель: Алисултанова С.К

                                   

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.

Цель познавательного развития – развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащающегося сознания и формирующегося опыта. Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе основных задач:

  1. Обогащение информацией об окружающем.
  2. Развитие познавательных процессов (внимание, воображение, мышление, память).
  3. Способствовать выявлению и поддержанию избирательных интересов, развитию самостоятельной активности.
  4. Формирование позитивного отношения к миру.

Познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательной активности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в режимных моментах таких как:

 Предметную деятельность

* дидактические игры - в процессе действия с дидактическими игрушками я стараюсь, чтобы дети получили представление о различных предметах, их величине, форме, окраске, особенностях материала, из которого они сделаны; способствую развитию движений, умению ориентироваться в пространстве. Играем в такие игры, как:

«Солнце или дождик?»- в этой игре мы учимся выполнять действия согласно различному звучанию бубна, воспитываем умение переключать слуховое внимание.

 «Кто как кричит?»- развиваем речевое внимание.

«Сложи пирамидку»- упражняемся в умении сопоставлять цвета; способствуем закреплению знаний и системе цветов.

«Подбери по цвету»- закрепляем представления о шести цветах; учимся выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета.  

*подвижные игры -  способствую развитию координации движений, умению ориентироваться в пространстве, воспитываю активность и самостоятельность. Участие ребенка в несложных подвижных и обучающих играх обогащает его самостоятельную сюжетно- отобразительную игру.  «По узенькой дорожке»- учимся перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).«Лохматый пёс»- учимся передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые я  даю в игровой форме. «Зайка серенький»- учимся выполнять различные движения согласно тексту и повторять их за мной.* игры со строительным материалом- способствую развитию мышления, пространственного воображения. Формирую у детей различные умения, овладевать общими способами действий, усваивать последовательность операций, познавать конструктивные возможности строительных материалов. «Стульчик для Кати»- знакомимся с кубиком, развиваем мышление, память, воспитываем аккуратность, усидчивость. «Дорожка для машинки»- учимся правильно пользоваться строительным материалом, побуждаю детей создавать разнообразные дорожки, развиваем речевую активность.* сюжетно - отобразительная игра- учу выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить ее, катать в коляске, перевозить в машинке грузы и т. д.,), дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями («Ляля бай- бай», «Ляля куп- куп»).  «Купание куклы»-  учимся объединять игры единым сюжетом: сначала куклу раздеваем, купаем, одеваем, укладываем спать,  правильно называем предметы и их назначение; закрепляем разнообразные игровые действия; развиваем игровые умения и навыки; обогащаем словарный запас; воспитываем уважительное отношение  друг к другу и бережное отношение к игрушкам.

        «Катя заболела»- помогаю  разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствую обогащению сюжета детских игр; развиваем речь и обогащаем словарный запас; помогаю детям налаживать взаимодействия в совместной игре;  воспитываю дружеские взаимоотношения в игре.

Игры с песком и водой.

В играх с песком и водой я учу детей пользоваться игрушками-орудиями для получения практического результата, побуждаю к самостоятельной и экспериментальной деятельности. Во время таких игр я знакомлю детей со свойствами воды и развиваю мелкую моторику. Дети получают положительный эмоциональный заряд.

«Необыкновенные следы»-  развиваем тактильную чувствительность, воображение.

«Спрячь игрушки»- формируем умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.

«Теплая – холодная» - закрепляем понятия «тёплый», «холодный»; активизируем словарь (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитываем аккуратность при работе с водой.

«Веселые пузыри»-  расширяем представление о свойствах воды; развиваем координацию и мелкую моторику рук, понимание речи, побуждаю детей к разнообразным действиям с водой.

Организация наблюдений

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, надо постараться дать детям полные, верные знания о природе.

Малыши очень любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Их привлекают яркие образы и смена событий. Именно эти особенности я учитывала в организации наблюдений за комнатными растениями. Знакомство с объектами природного уголка происходило во время наблюдений и ухода за ними. Учила детей находить в групповой комнате уголок природы, рассматривать его объекты, заботиться о них, любоваться результатами своего труда, выражать свои чувства.

Я считаю, что прогулки – это замечательное время, когда педагог может постепенно приобщать малышей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. В качестве объектов наблюдения были выбраны следующие экологические маршруты: «Цветник», «Елки», «Рябина», «Березки».

Старалась показать детям различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, деревья в осеннем и зимнем уборе и т. д.

В теплые сентябрьские дни неоднократно подводила детей к цветнику. В первый раз я говорила: «Пойдемте, поищем, где у нас растут цветы». Предлагала полюбоваться разнообразием цветов на цветнике. В следующий раз, любуясь цветником, уже называла цветы по «именам», выделяя цвет как главный признак. «У нас здесь растут ноготки, красивые оранжевые цветы» - отмечала я. А уже в третий раз показывала детям, где у цветка стебли, листья, цветок.

При рассматривании деревьев обращала внимание детей на красивые разноцветные листья, на яркий ковер на земле, на листопад во время ветра. Ребята получали массу положительных эмоций от ходьбы по опавшим листьям, слушая их шуршание.

А как было интересно собирать и рассматривать листья: багряные – у рябины, ярко-желтые у березы. Малыши имели возможность ежедневно наблюдать за ними, замечать происходящие с ними изменения: в начале осени еще зеленые, потом «золотистые». А поздней осенью я обращала внимание детей на то, как сиротливо раскачиваются уже голые ветки.

На прогулках зимой я стараюсь помочь детям увидеть красоту зимнего пейзажа, опущенных снегом или инеем деревьев.

Особый интерес для детей представляет жизнь млекопитающих. Различные представители этого класса (кошка, собака). В ходе наблюдения предлагала детям назвать размер, цвет, части головы, туловища, что умеет делать, что любит есть и как разговаривает. Незабываемые впечатления вызывают у детей наблюдения за птицами у кормушки: за стайкой воробьев и синичек, которые то подлетают к кормушке, торопливо клюют корм, то внезапно взлетают и усаживаются на нижние ветки елок. А сколько радости в детских глазах, когда они наблюдают за тем, как птички клюют корм, принесенный малышами.

Таким образом, у детей растет познавательный интерес к природе, расширяется их кругозор. Эти наблюдения способствуют развитию доброты, сопереживания всему животному, стремление оберегать природу.

 Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале приучаю детей к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, игры, прогулки и т.д. .

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Приучаю детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой, а после приёма пищи говорить «спасибо» и аккуратно задвинуть за собой стул.  У нас в группе созданы все условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. Есть в группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.При формировании культурно-гигиенических навыков я использую игры и потешки .«Водичка, водичка!»-  воспитываем стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. «Мыльные перчатки»-  учимся намыливать руки с внешней и внутренней стороны. «Кукла заболела»-  учимся пользоваться носовым платком.Также с детьми мы читаем художественную литературу: К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д.
 

При анализе данного направления  я отметила, что у нас в группе есть все необходимые условия для развития у детей познавательной активности, для самостоятельной деятельности. Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы, игры, обеспечен их выбор и доступность. Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний), формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами.

И долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе элементарного эксперементирования.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает любознательность, мыслительную деятельность. В этой деятельности ребёнок выступает как исследователь, самостоя...

Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...

Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста в процессе организации режимных моментов

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Каждый из детей проходит свой путь ,проживает свою единственную жизнь. И как она с...

Опыт работы Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе организации дидактических игр

На этапе раннего и дошкольного возраста ведущим видом деятельности детей является - игра, то соответственно большое место в сенсорном развитии детей раннего возраста  занимает дидактическая игра....

Фотоотчет по опыту работы Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе организации дидактических игр

Сенсорное развитие ребенка – это полноценное и гармоничное развитие его непосредственного восприятия и становление представлений о внешних качествах предметов: их форме, цвете, величине, ориенти...