Родительские установки, стратегии и стили воспитания
консультация

Глодова Ирина Александровна

В конспекте раскрыты "Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Проблемы и трудности семейного воспитания."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_ustanovki_strategii_i_stili_vospitaniya.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

Родительские установки, стратегии и стили воспитания.

Проблемы и трудности семейного воспитания.

Задание:

Заполните таблицу. Дайте характеристику каждого из нижеперечисленных видов воспитания (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер; Е.С. Иванов) и подумайте к формированию, каких черт характера, акцентуаций может приводить использование родителями этих типов воспитания.

Тип семейного

воспитания

Основные характеристики

Какие черты

характера формируются

Гипопротекция

Ребенок предоставлен сам себе. Недостаток контроля, опеки, внимания к потребностям ребенка, его духовной жизни. Крайняя форма ‒ полная безнадзорность. Скрытая гипопротекция ‒ формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение. Ребенок чувствует, что родителям не до него. 

Приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.

Слабоволие, равнодушие к будущему, плохо переносят одиночество, тяга к уличным группам. Чрезмерная подчиненность, отсутствие инициативы.

Доминирующая

гиперпротекция

 Чрезмерная опека, мелочный контроль, вплоть до постыдной слежки. Подавляется самостоятельность, ребенок лишается возможности учиться на собственном опыте. Не формируется ответственность и чувство долга. Данный стиль воспитания усиливает реакцию эмансипации, непослушание.

Приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя. Усиление несамостоятельности, неуверенности в себе, нерешительности. Истощение, тревожность.

Потворствующая

гиперпротекция

 Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм.

 Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы. Стремление быть в центре внимания, внушаемость, склонность к манипуляции, сильная тенденция к вытеснению.

Эмоциональное

 отвержение

 Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение ‒ родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка. Ситуация усугубляется, если есть брат, сестра, особенно сводные, отчим, мачеха (воспитание по типу «золушки»)

 Мнительность, капризность, утомляемость, склонность к ипохондрии. Замкнутость, отгороженность от окружающего мира, большое количество страхов, неуверенность, ответственность, обидчивость, непредсказуемость.

При истероидной акцентуации ‒ реакции оппозиции. При шизоидной ‒ уход в себя. При сензитивной, лабильной, астеноневротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий

Жестокие

взаимоотношения

 Часто сочетается с крайней степенью эмоционального отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие. Скрытое проявление ‒ душевное безразличие друг к другу, каждый сам за себя, высмеивание, унижение ребенка.

Мстительность, низкий самоконтроль, вязкость мышления или чрезмерная подчиненность, отсутствие инициативы.

Повышенная

моральная

ответственность

 От ребенка требуют честности, порядочности, несоответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Внимание к потребностям самого ребенка снижено.

Тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера. Гипертимные и эпилептоидные задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать. Оптимизм, активность, склонность к риску, не всегда внимателен к окружающим, мстительность, низкий самоконтроль, вязкость мышления. У психастенического и сензитивного типов возможно развитие фобических неврозов может долго переживать мелкие обиды, традиционен, формализм, большое количество страхов, неуверенность, ответственность.

Противоречивое воспитание

 Члены семьи применяют несовместимые воспитательные походы. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию.

 Высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка.

Воспитание в культе болезни

 Преувеличенные заботы о здоровье, воспитание в культе режима. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний. Можно рассматривать как одну из форм доминирующей гиперпротекции.

Эгоцентризм, приспособленчество, слабоволие, изнеженность.

Инфантилизация, эгоистическая фиксация на заботах о здоровье. Истерический способ реагирования с ипохондрическими внешними проявлениями.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите наиболее известные отечественные и зарубежные классификации типов родительского отношения, воспитания ребёнка.

Известная модель Е. С. Шафер и Р. А. Белл основана на двух факторах – эмоциональном (любовь/ненависть) и поведенческом (автономия/контроль). В известной модели Д. Баумринд, дополненной Э. Макоби и Дж. Мартиным, два сходных по содержанию фактора, отражающих особенности внутрисемейного взаимодействия – уровень контроля и уровень принятия, образуют четыре основных типа родительского отношения. Это авторитетный (высокий уровень принятия и контроля), авторитарный (высокий уровень контроля, низкий уровень принятия), разрешающий (высокий уровень принятия, низкий уровень контроля) и пренебрегающий (низкий уровень принятия и контроля) типы отношений.

Одна из наиболее известных типологических моделей родительского отношения в российской психологии была предложена А. Я. Варга. Наряду с параметрами «принятие» и «контроль», упоминаемыми в вышеприведенных моделях, автор выделяет два дополнительных параметра: уровень дистанции и социальная желательность поведения.

Доминирование одного или нескольких параметров составляет, по крайней мере, четыре типа родительских отношений:

  • принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов;
  • отвергающее с явлениями инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его более младшим по возрасту;
  • симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;
  • симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.

Причина противоречивости и амбивалентности родительского отношения заложена в самом характере межличностных отношений, так как родительское отношение является лишь частным случаем человеческих отношений.

Опираясь на положения диалогического подхода к анализу межличностных отношений, разработанного М. М. Бахтиным, М. Бубером, С. Л. Рубинштейном, Е. О. Смирнова и М. В. Соколова выделяют два противоположных начала, на которых основаны все человеческие отношения: предметное – когда другой человек выступает как объект познания, оценки, воспитания, и личностное – когда другой является самоценной, целостной личностью, не сводимой к своим частичным проявлениям. «Если первый аспект определяет обособленность и противопоставленность людей, то второй отражает их общность, причастность друг к другу. Единством и противоположностью этих аспектов определяется сложность и неоднозначность отношений между людьми: и личностное и предметное начала присущи каждому человеку, однако степень их выраженности существенно различается».

Е.В.Могилевская приводит развернутую типологию родительского отношения, в основе которой цели, реализуемые родителями в процессе взаимодействия с ребенком:

1. Отвержение – непринятие ребенка как конкретной личности, отношения холодные, унижающие. Цель запретов – ограничение контактов с ребенком;

2. Безразличие ‒холодное отношение, но без враждебности. Родители уделяют ребенку внимание только в ситуации настойчивого требования со стороны ребенка. Родительская забота распространяется в основном на удовлетворение физических потребностей ребенка;

3. Гиперопека или тревожное отношение – стремление оградить ребенка от трудностей и неприятностей. Самостоятельность и независимость наказываются. При этом ребенок занимает центральное, привилегированное место в семье. Отношения с ним эмоционально насыщенны;

4. Сверхтребовательность – родительское отношение отличает доминантность. Основное средство воспитания введение запретов и ограничений. Основная задача родителя формирование в ребенке определенных важных для родителя качеств и способностей;

5. Устойчивость – восприятие ребенка как части общей жизненной ситуации. Родители охотно занимаются с ребенком, но и не делают особых усилий, чтобы воспитывать его. Эмоциональное отношение устойчивое и позитивное;

6. Активная любовь или помогающее отношение – родители посвящают ребенку много времени, стараются помочь в стремлении ребенка к независимости и самостоятельности. Занимают партнерскую позицию.

Е.О.Смирнова и М.В.Соколова также считают, что тип родительского отношения не может ограничиваться описанием четырех типов и выделяют семь типов родительского поведения:

1) строгий – воздействие на ребенка силовыми, директивными методами, жесткое направление ребенка на пути социальных достижений;

2) объяснительный – апелляция к здравому смыслу ребенка, словесное объяснение;

3) автономный – предоставление ребенку максимальной свободы выбора и принятия решения;

4) компромиссный – предложение чего-либо привлекательного в обмен на выполнение ребенком требуемого действия;

5) содействующий – реальное участие в жизни ребенка, стремление помочь, разобраться в проблеме, разделить с ним его трудности;

6) ситуативный – принятие решения в зависимости от наличной ситуации;

7) потакающий – полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом.

В теории привязанности M.Эйнсворт описываются три типа родительского отношения, проявляющиеся в специфике материнской чувствительности и реагировании на нужды ребенка в домашней обстановке. При этом оптимальный тип материнского отношения (тип В) характерен для чувствительных и заботливых матерей; матери с типом С характеризуются непоследовательностью и непредсказуемостью реагирования на поведение ребенка; для матерей с типом А характерны нечувствительность и ограничивающие реакции на нужды ребенка.

Типологическая модель родительского отношения С. Броди также основывается на описании реакции матери на потребности ребенка. Автор выделяет 4 типа материнского отношения:

  • поддерживающее поведение (мать учитывает уровень развития своего ребенка, ведет себя адекватно его возрасту и потребностям);
  • приспособление к потребностям ребенка (мать доминирует, проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности);
  • чувство долга и отсутствие интереса к ребенку (отсутствие теплоты и эмоциональной спонтанности, жесткий контроль за поведением ребенка);
  • непоследовательное поведение (поведение матери неадекватно возрасту и потребностям ребенка).

Д. Винникотт анализируя особенности взаимодействия матери и ребенка в период младенчества, описывает механизм «отзеркаливания»: отношение матери к своему ребенку, отраженное на ее лице, «считывается» ребенком. Чувствуя то, что видит в матери, младенец формирует базисное ощущение хорошего состояния и безопасности. Мать в этот период может быть «достаточно хорошей матерью» при условии, что находится в особом состоянии сознания, позволяющем ей чувствовать потребности своего ребенка как будто свои собственные, т.е. в состоянии полного чувственного слияния с ним.

В.Н. Дружинин приводит следующую классификацию типов родительского отношения в контексте взаимодействия матери и ребенка:

1. Материнское отношение, где сын воспринимается как замещающий мужа. Мать требует к себе постоянного внимания ребенка, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками.

2. Материнское отношение, проявляющееся как гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, ограничить его самостоятельность, принижает способности ребенка, стремится прожить жизнь за него.

3. Материнское отношение, проявляющееся как воспитательный контроль посредством лишения родительской любви. Ребенку постоянно говорят, что «мама такого не любит», игнорирование ребенка, обесценивание его Я.

4. Материнское отношение как воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный», развитие его самостоятельности сковывается страхом.

В.И. Гарбузов выделил 4 типа неправильного воспитания, которые приводят к неврозу у ребенка.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение сочетается с жестким контролем, регламентацией жизни ребенка, которому навязывают единственно правильный тип поведения.

2. Тревожно-мнительное воспитание, которое выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, ожидании успехов в учебе и будущей профессиоанльной деятельности. Данная аномалия включает элемент гиперсоциальности, но не престижной, не тщеславной, а тревожной. Ребенок тревожно, мнительно воспринимает естественные трудности, отношения со сверстниками. Для этих детей характерны, по мнению В. И. Гарбузова, тревожность и мнительность на всю жизнь, нервность или даже невроз.

3. Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, неблагоприятное воздействие резкого обращения, чрезмерного давления и семейных конфликтов.

4. Неблагоприятные личностные характеристики родителя, такие, как гиперсоциальность, тревожность в отношениях с детьми.

5. Базисные характеристики воспитания, такие, как забота, любовь родителей к детям, контроль за детьми, обучение, интенсивность воспитательных мероприятий и время, затрачиваемое на воспитание.

Тип родительского отношения создает определенные условия для развития ребенка, который может быть, как благоприятный для развития ребенка, так и быть источником неврозов, акцентуаций и психопатий если родители постоянно демонстрируют в отношении ребенка так называемые «неправильные» типы родительского отношения.

  1. В чём заключаются психологические особенности детско-родительских отношений на разных возрастных этапах развития ребёнка?

   Младенческий возраст – это период становления и развития непосредственно эмоционального общения ребёнка и взрослого (Д.Б. Эльконин), становления базового доверия к миру (Э. Эриксон). В родительском отношении к младенцам личностное начало выражено в наибольшей степени: видна искренняя радость от непосредственного общения, от самого факта существования ребёнка, возможности отношений и взаимодействия с ним.

Очевидна сильная эмоциональная связь матери с ребёнком, выражены сопереживание и сочувствие («Плачу сама, когда он плачет», «Обожаю, когда она хохочет»), забота о физическом здоровье. Остальные исследуемые ценности в этой возрастной группе не имеют значимых показателей. Родители оказывают максимум содействия ребёнку в различных ситуациях, проявляя при этом много терпения, внимания и фантазии; они готовы идти на уступки и компромиссы. Это находит отражение в наибольшей выраженности содействующего и потакающего стилей. В этом возрасте наиболее выраженным оказывается напряжение: «Мы счастливы, что ты есть (ЛН), но очень беспокоимся о твоём здоровье (ПН)».

Ранний возраст является периодом освоения предметных действий (Д.Б. Эльконин), становления самостоятельности (Э. Эриксон). Для родителей детей раннего возраста характерна ориентация на благополучие и эмоциональный комфорт ребёнка («Главное, чтобы он был весёлым и счастливым»). Родители стремятся поддержать детскую активность, помогают осваивать новые действия, о чём свидетельствует преобладание содействующего стиля поведения. В то же время многие самостоятельные действия маленького ребёнка встречают запрет, поскольку могут нанести вред ребёнку или причинить ущерб родителям. Поэтому наряду с поддержкой родитель вынужден постоянно контролировать и ограничивать активность ребёнка. Эта тенденция находит своё отражение в повышенной ориентации на формирование произвольности ребёнка, которая в раннем возрасте связана с соблюдением запретов и выполнением правил поведения, т.е. послушанием, и в строгом стиле воспитания. В особенности это выражено у матерей, поскольку в этом возрасте они проводят больше времени с ребёнком, чем отцы. Интенсивное познавательное развитие и освоение речи в этом возрасте, а также социальный акцент на раннее развитие ориентирует родителей на интеллектуальные достижения ребёнка (в сравнении с другими детьми возрастной нормой). Эта ориентация опять же находит отражение в строгом и объяснительном стиле воспитания. Таким образом, для родителей двухлетних детей основное противоречие связанно с аппозицией «счастливое детство ребёнка» ‒ «послушание, ум и подчинение».

Дошкольный возраст является периодом формирования мотивационной сферы ребёнка (Л.Н. Леонтьев) и освоения смыслов (Д.Б. Эльконин), становления инициативности (Э. Эриксон). Это период расцвета детских форм деятельности (разных видов игр, рисования, лепки, конструирования). Родители пятилетних детей настроены на признание их интересов, специфически детских видов деятельности, поддержания инициативности ребёнка. Об этом свидетельствует ярко выраженное личностное начало в родительских отношениях, ориентация на развитие воли ребёнка и гибкий ситуативный стиль взаимодействия с ним. Вместе с тем этот возраст ‒ период подготовки ребёнка к школе, что отражается в повышенной значимости интеллектуального развития. Противоречие между повышенной значимостью творческого самовыражения ребёнка и ориентация на его умственное развитие как главное условие будущих успехов в школе составляют главную аппозицию ЛН и ПН в отношении родителей к детям дошкольного возраста.

Младший школьный возраст является периодом овладения новыми способами действий (Д.Б. Эльконин), развитие чувства компетентности (Э. Эриксон), целенаправленного обучения, включения в социально организованную структуру. В родительском отношении к восьмилетним детям на первый план выходит состоятельность ребёнка в этой структуре, что воплощается не столько в требовании к интеллектуальным достижениям, сколько в повышенной ценности произвольности (дисциплинированности) и моральных качеств (честность, порядочность). Эти качества особенно высоко представлены именно в этой группе родителей, поскольку именно они отражают нормативную систему требований к «хорошему человеку». Свои отношения родители строят также на учебной модели и прибегают преимущественно к объяснительной стратегии поведения. В этом возраста основное противоречие родительских отношений может быть выражено следующим образом: «доволен, счастлив» (ЛН) ‒ «порядочен и послушен» (ПН).

В подростковом возрасте степень свободы ребёнка от родителей существенно возрастает. Это период бурного развития самосознания и эгоидентичности (Э. Эриксон), важное место в жизни занимает также общение со сверстниками. Взрослый теряет свой безусловный авторитет и становится равноправным партнёром. Всё это находит отражение в усилении личностного начала в родительских отношениях, которое выражается теперь в желании «душевной близости», «общности интересов», доверия родителя и подростка.

Опасения родителей также связаны с возможной потерей доверия, отдалением, отчуждением ребёнка. Содействующий стиль становится преобладающим в этом возрасте, а объяснительный, отражающий менторскую позицию, напротив, снижает своё значение. В ценностных ориентациях родителей большое значение имеют воля ребёнка, его целеустремлённость, настойчивость и его способность общаться с другими, умение дружить. Наряду с этим, безусловно, большое значение для родителя имеют успехи ребёнка в школе и его моральные качества как важное условие его благополучия в будущем. Интересно, что среди родителей подростков практически не выражен автономный стиль: декларируемые родителями самостоятельность, свобода воле извлечения не находят отражения в реальном взаимодействии с подростком. Итак, в группе родителей пятнадцатилетних детей аппозиция двух начал описывается так: «установка на самостоятельность подростка и ожидание его достижений» (ПН) – «стремление сохранить ускользающую связь, общность» (ЛН).

Сопоставляя представленные характеристики, можно отметить определённое сходство между родителями детей младенческого, дошкольного и подросткового возраста, с одной стороны, и родителями детей раннего и младшего школьного возраста – другой. Позиции родителей младенцев, дошкольников и подростков объединяет ярко выраженное личностное начало в отношении к ребёнку, ориентация на развитие его волевых качеств, преобладание содействующего стиля поведения. В отличие от этого родители детей раннего и младшего школьного возраста ориентированы в основном на развитие произвольности ребёнка, его моральных и интеллектуальных характеристик. Что касается личностного начала, то в этих возрастах оно имеет менее выраженные показатели.

Выясненные тенденции побуждают соотнести их с периодизацией психического развития по Д.Б. Эльконину, в которой выделяются возраста преимущественного освоения мотивационно-смысловых и операционально-технических аспектов деятельности. В периоды освоения мотивационно-смысловой стороны деятельности (младенческий, дошкольный и подростковый возраст) они демонстрируют более целостное, личностное отношение к ребёнку. В периоды освоения операций и способов действий (ранний и младший школьный возраст) – более заинтересованы в развитии произвольности, интеллекта, моральных качеств.

Можно отметить, что родительское отношение существенно меняется с возрастом ребёнка. Личностное начало родительских отношений наиболее выражено в младенческом, дошкольном и подростковом возрастах, менее выражено – в раннем и младшем школьном возрастах. Характер предметного отношения также меняется с возрастом ребёнка: для родителей детей младенческого возраста наиболее значима ценность здоровья ребёнка, в раннем возрасте характерна установка на развитие произвольности ребёнка, в дошкольном возрасте – интеллекта, в младшем школьном – морального развития, в подростковом – развития воли.

3. Каковы могут быть роли ребёнка в семье? К формированию, каких черт характера может приводить принятие ребёнком следующих ролей: «Кумир», «Козёл отпущения», «Делегат»?

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:

  • ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;
  • ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. («У нас все как у людей».) При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;
  • ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. («Мы не разводимся только ради тебя».) В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли.

  • «Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.
  • «Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.
  • «Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника.

4. Перечислите основные причины, по которым необходимо активное участие отца в воспитании ребёнка. Какова его роль в воспитании детей разного пола?

В погоне за финансовой стабильностью в семье мужчины часто забывают главную жизненную ценность – вырастить и воспитать ребенка. Как правило, в современных семьях эта почетная обязанность отводится только лишь матери. Но такое воспитание получается однобоким, т.к. заменить собой мужчину во всех жизненных ситуациях женщина не может. Отец использует отличные от матери воспитательные функции. Он дает малышу то, что не может женщина. В воспитании детей отцы придерживаются логики, последовательности и принципиальности. Тогда как мама чаще дает слабину и отменяет через некоторое время свои же запреты.

Для ребенка важно ежедневно наблюдать модель поведения всей семьи. Отец дает малышу возможность увидеть, как обращаться с прекрасным полом, уважать старших, любить и заботиться о близких людях. Когда отец, приходя с работы, вместо лежания на диване интересуется делами всех членов семьи, общается с каждым из них, ребенок ощущает свою значимость и уверенность в себе.

Иногда мать так сильно привязывается к своему карапузу, что попросту ограждает его от отца, особенно если тот проявляет твердость характера в воспитании ребенка. Это неправильно, ведь мужчина стремится вырастить из сына – настоящего защитника своей будущей семьи, крепкого, сильного, смелого.

Иногда мать так сильно привязывается к своему карапузу, что попросту ограждает его от отца, особенно если тот проявляет твердость характера в воспитании ребенка. Это неправильно, ведь мужчина стремится вырастить из сына – настоящего защитника своей будущей семьи, крепкого, сильного, смелого. Понятно, что формирование таких качеств закаляется в несколько суровых условиях, которые по мнению женщины могут казаться слишком уж жестокими. Такое поведение женщин встречается, если ребенок много болел или родился у женщин в довольно зрелом возрасте. У женщин, чьи первенцы появились на свет в 20–25 лет, как правило, таких чувств не возникает.

Когда речь идет о полной семье, мужчина должен и обязан активно участвовать в жизни своего ребенка. Психологи выделили самые важные функции отца в воспитании и развитии детей. К ним относят следующие.

Физическое развитие. Отец участвует в формировании двигательных навыков у детей до года. Мужчина в отличие от женщины не боится заниматься активными играми с таким крохой, причем оба (и отец, и малыш) получают от этого огромное удовольствие. Матери не стоит отбирать малыша у папы во время подкидываний вверх, катании на плечах и других экстремальных забав. Такие игры не только веселят ребенка, но и стимулируют физическое развитие – он быстрее научится ползать и ходить, а кроме всего прочего, у него с ранних лет будет формироваться и развиваться вестибулярный аппарат.

Мышление. Отец при желании может стать основным помощником в обучении ребенка разговаривать. Мама и бабушки в этом случае отодвигаются на второстепенный план с их «сюсюканьем». Мужчина, благодаря своей брутальной, разговаривает с крохой правильно и четко. Кроме этого, отец эффективней обучит ребенка разбираться в головоломках и конструкторах. Близкие контакты с папой помогают малышу развивать логическое, абстрактное и конкретное мышление.

Сбалансировать отношения ребенка и матери. Ближе к 2 годам ребенку придется отдалиться от матери, которая присутствовала практически 24 часа в сутки в его жизни. Связано это может быть с отлучением от груди, выходом мамы на работу или оформлением самого крохи в дошкольное заведение. Отцы могут помочь малышу перебороть зависимость от матери. Психологи отмечают, что если мужчина берет на себя роль проводника ребенка в детский сад или инициатора переселения крохи в отдельную комнату, то процесс отделения от матери проходит менее болезненно.

Социализация. Отец предъявляет ребенку определенные требования, которые необходимо четко выполнять в обществе. Он учит малыша уважительно относиться к окружающим людям, правильно себя вести вне дома. В процессе воспитания именно от отца малыш узнает, что такое одобрение, порицание и наказание.

Половая идентификация. Поведение папы становится эталоном для мальчика. Мужественность, уверенность, уважение к женщинам – это главные черты, которые необходимо привить сыну. А вот дочери тесное общение с папой позволяет быстрее понять свою женскую роль в жизни. Отец – это человек, дополняющий женское воспитание ребенка. Без его участия малыш лишается львиной доли ценностей и понятий в семье, он не видит примера для подражания.

Роль и авторитет отца для сына. Пример отца – жизненное знамя для сына. В подсознании мальчика формируется мужская модель поведения. Отец своим авторитетом подает пример того, как нужно жить и к чему стремиться. Мужчине, воспитывающему сына, необходимо ежедневно следить за своим поведением и привычками. Ведь если он сделает ошибку, то ребенок тут же подхватит плохой пример.

Мальчик, выросший в благополучной и полной семье, часто придерживается тех же семейных принципов и во взрослой жизни. От того, как отец общается с матерью, зависят отношения юноши с противоположным полом. Отношение к женщинам формируется еще в детском возрасте на примере родителей и в дальнейшей жизни что-либо исправить трудно.

Большинство мальчиков с определенного возраста стремятся сформировать сильное и выносливое тело. Отец может помочь сыну выбрать подходящий вид спорта, позволяющий не только повысить физическую силу, но и научиться аккуратности и дисциплине. Вместе с папой ребенок пройдет все трудные этапы формирования характера и силы воли. Мужчине при этом важно поощрять сына, хвалить его за успехи и поддерживать в неудачах.

Роль отца в воспитании дочери. Девочки воспринимают отцовское воспитание совершенно иначе. В их сознании появляется образ мужчины, который они проносят через всю жизнь. Если мужчина прилагал максимум усилий, отдавал всю свою любовь и нежность дочери, то она начнет искать себе спутника жизни похожего на любимого папу. Совершенно противоположная ситуация возникает, когда отец проявляет агрессию в семье, не участвует в воспитании и не заботится о семье.

Однако, часто мы наблюдаем ситуации, когда любящий папа готов на все, ради своей маленькой принцессы. Он потакает всем ее прихотям, балует, выполняет все ее пожелания и требования, не понимая, какую ошибку он совершает. Привыкшая к подобному поведению отца, девочка вырастает капризной, взбалмошной и балованной. В последствии ей будет сложно найти себе спутника жизни, сложно создать семью, да и вообще, проблемы в общении с противоположным полом девочке обеспечены.

Отец не должен баловать свою принцессу, даже если очень хочется задаривать подарками и вкусностями. Он может быть добрым по отношению к девочке, но и требовать с нее в зависимости от возраста. Девочке необходимо видеть, как отец общается с матерью, наблюдать их романтические отношения. Эта картинка с детства сформирует образец семейных ценностей и взаимоотношений с мужчинами.

Огромная заслуга отцов в воспитании дочерей состоит в том, что они дают возможность познавать окружающий мир с мужской позиции. Общие семейные прогулки трансформируются в увлекательные исследовательские мероприятия, где отец учит дочь ориентироваться на местности, различать насекомых и животных. Папа может найти четкие, правдивые и исчерпывающие ответы, на любознательные вопросы дочери.

Роль отца в патриотическом воспитании. В полноценной семье, где отец играет главенствующую роль, у детей формируются первые зачатки патриотизма. В дошкольном возрасте малыши учатся любить свою семью, заботиться и оберегать всех ее членов. В задачи отцовского воспитания входит подготовка детей к жизни в обществе, формировании у них гражданских навыков. Именно мужчина, как защитник Отечества, может дать знания и умения, определяющие у ребенка взгляд на жизнь и систему государственности.

Патриотическое воспитание – это система социализации детей, позволяющая оценить важность Родины, научиться беречь ее ресурсы и природу. Начинается оно в семье и школе, где ребенка учат выполнять определенные обязанности и правила. Патриотизм юного гражданина в первую очередь проявляется в духовной и нравственной связи с семьей. Отец при этом своими гражданскими действиями и поступками подает пример для подрастающего поколения граждан.

Роль мужчины в воспитании детей огромна. Огромная заслуга отцов в воспитании состоит в формировании мужской модели поведения для сыновей, становлении их как сильных и смелых личностей. При воспитании дочерей роль отца не менее значима, т.е. он становится для девочки эталоном – образом идеального мужчины, что будет очень важно при формировании у девочки навыков общения с противоположным полом. Задача матери, не ограждать детей от отца, не стремиться совместить в своем лице обоих родителей, а в случае необходимости помогать налаживать контакт детей с мужем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Стили семейного воспитания"

Посейте поступок- пожнете привычку, посейте привычку- пожнете характер, посейте характер- пожнете судьбу.У.ТеккерейВ каждой семье складывается своя, часто не осознаваемая, система воспитания дет...

Консультация для родителей "Родительские установки и стили воспитания детей"

Консультация для родителей "Родительские установки и стили воспитания детей"Одним из важных факторов психо-социального развития ребенка являются отношения родителей к детям. Ребенок усваивае...

«Родительские установки и стили воспитания»

Родительские установки, или позиции — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоциона...

Родительский клуб "Родительские установки и их влияние на нашу жизнь"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7  фактический адрес: 142701, Московская область,Ленинский г. о., г. Видное, пр-д Жуковск...

Родительские установки в воспитании детей

Раскрывается влияние различных родительских позиций в воспитании на формирование личности и поведения ребенка....