«Обучение детей дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений».
материал

Швецова Татьяна Юрьевна

Семинар для педагогов развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_praktikum_dlya_vospitateley_na_temu.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для воспитателей на тему:

«Обучение  детей дошкольного возраста

выразительному чтению стихотворений».

Подготовил: Швецова Т.Ю., старший воспитатель

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

1.Напомнить педагогам этапы работы над стихотворением.

2.Познакомить с приемами работы над интонационной выразительностью речи у детей дошкольного возраста.

3.Практиковать в умении работать над выразительностью речи при заучивании стихотворений.

Оборудование:

  1. Мультимедийная система.
  2. Презентация.
  3. Карточки с заданиями.
  4. Буклеты, памятки.

 

Ход практикума.

 Работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. Именно в детском саду дети впервые сталкиваются на занятиях, на утренниках с рассказом стихотворений, пересказом текстов, инсценировками и возникают проблемы: ребенок не может запомнить стихотворение, а, если и рассказывает, то речь ребенка неразборчива, невнятна, маловыразительна.

При заучивании с детьми стихотворений в ДОУ перед воспитателем стоят две задачи:

  1. Добиваться хорошего запоминания стихотворений, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
  2. Учить детей читать стихи выразительно.

Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать стихотворение невыразительно.

Какие же этапы включает образовательная деятельность по работе над стихотворением:

  1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы);
  2. Выразительное прочтение стихотворения педагогом. Чем выразительнее прочитал педагог, тем глубже и устойчивее впечатление у детей от прочитанного стихотворения и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Наблюдая образцовое чтение стихотворения педагогом, дети потом стремятся и сами при чтении раскрыть свое отношение к произведению всеми доступными ими средствами ( читают стихотворение выразительно, используют мимику и жесты).

Также можно использовать аудиозапись стихотворения.

  1. Беседа с детьми о стихотворении (вопросы, способствующие пониманию содержания прочитанного и разбор средств выразительности, которые использует автор). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным.
  2. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;

Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями.

Методы запоминания могут использоваться разные (визуальный ,двигательный  слуховой, логический).

  1. Воспроизведение стихотворения детьми. 

Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.

6.Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей.

После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.

В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.

 

 При заучивании стихотворений необходимо помнить:

1.Стихи для детей должны быть высокого качества.

2.Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3.Стихотворение  должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с  простым ритмом).

4.Прежде чем познакомить детей с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его самим заранее, потренироваться прочитать стихотворение с выражением.

5.При заучивании стихотворений обратить внимание детей на средства выразительности, которые используются при чтении стихотворения.

6. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы. Как правило, темп чтения зависит от содержания (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем веселые, от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение).

7.Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

8.Не рекомендуется заучивать стихи хором. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

9.Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. При подготовке к утренникам рекомендуется учить стихотворение в ДОУ, так как родители заучивают с детьми стихотворения механически, не уделяя внимание выразительности.      

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению стихотворений. Прочитать текст поэтического произведения выразительно, значит:

1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем

2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

       Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения педагога, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе и т.д. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Практическая часть.

 

1.Знакомство педагогов с играми, которые можно использовать с детьми при работе над выразительностью речи.

Работу по развитию интонационной выразительности речи целесообразно проводить последовательно в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем – навыки ее использования в собственной речи. Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй раз с интонационным оформлением. Дети, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных компонентов интонации.

Интонация-совокупность звуковых элементов речи .Она создает дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять суть высказывания и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику и ли аудитории.

Интонация включает следующие компоненты: темп, силу, высоту голоса, ритм, речевое дыхание, тембр.

Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства  и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

При работе с детьми можно использовать пиктограммы с изображением эмоций.

 Произнесите фразу: «Открой дверь!» разными голосами (весело, грустно, раздраженно)

При работе над высотой голоса  произносим фразы низким ,средним или высоким голосом, например :

 «Кто сидел на моем стуле?» голосами трех медведей.

Упражнение на выбор адекватной громкости:

«Ауканье»

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: АУ-АУ!. Произносить звуки нужно сначала тихо, потом громче и затем еще громче. Чем больше ступенек вы осилите, тем больше у вас запас громкости.

Полетность голоса- это способность голоса быть слышным на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего. Чтобы придать голосу полетность

 1)нужно, принять правильную осанку (расправить плечи, приподнять подбородок),

2) Звук послать чуть выше головы слушателей, как бы по диагонали вверх.

3) Слова произнести громко, растягивая гласные, на широком дыхании, очень точно собрав звук на губах. Сначала можно поднести к губам сложенные рупором ладони.

Давай попробуем сложить руки рупором и сказать: «Травка зеленеет ,солнышко блестит.»

Мелодика речи- это повышение  и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Необходимо помнить, что в вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. При утвердительной интонации голос к концу фразы понижается. В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться «подниматься  на горку и спускаться с горки».

Он пришел?

Он пришел.

При выразительности чтения необходимо помнить о зависимости интонации от знаков препинания. Голос понижается на последнем слове перед точкой. На последнем слове перед запятой небольшое повышение голоса. Тире: пояснительная интонация, на последнем слове перед тире небольшое повышение голоса. Двоеточие: перечислительная интонация, на последнем слове перед двоеточием небольшое повышение голоса. Многоточие: интонация недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение голоса.

Темп -это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость , внятность, при замедленном темпе речь теряет свою выразительность.

С детьми можно потренироваться проговаривать фразы быстро, как прыгает зайчик, или медленно, как ползет черепаха:

На улице выпал снег.

Ритм-это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Такая упорядоченность речи делает речь мелодичной, музыкальной.

Считалка.

Плыл по морю чемодан.

В чемодане был диван,

А  в диване спрятан слон.

Кто не верит - выйди вон!

Очень важна работа по формированию речевого дыхания.

Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Наиболее правильным для речи является диафрагмально-реберное дыхание. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох- длительный, плавный.

«Вьюга» - на выдохе произносим : «Ууууу!»

«Цветы»- на выдохе произносим: «Роза пахнет»», «Роза хорошо пахнет», «Роза очень хорошо пахнет».

 

Логическое ударение -выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется, это, значит , произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром м.б. любое слово в предложении, в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Слово можно выделить усилением голоса, повышением тона, замедлением темпа, паузой после слова. От постановки логического ударения зависит смысл фразы.

На поляне зреет земляника.

На поляне зреет земляника.

На поляне зреет земляника.

Логические паузы  -деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые  в текстах часто совпадают со знаками препинания.

Если пауза сделана неправильно, может исказиться смысл высказывания, и иногда очень существенно. Важно научиься расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки.

Что, /болит?//- Что болит?//

Ну что,/ споем?//- Ну,/ что споем?//

Как вы закончили?//- Как,/ вы закончили?//

 При выразительном чтении стихотворений важна хорошая дикция, т.е. ясное, четкое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание ее.

Необходимо запомнить:

  1. Правильное произнесение звуков речи зависит от работы артикуляционных органов. Любые нарушения этих органов неизбежно скажутся на дикции. Поэтому необходимо излечивать незамедлительно любые заболевания этих органов у ребенка.
  2. В образовании звуков участвуют также резонаторы полости грудной клетки, гортани, зева, рта, носоглотки, носа. Если один из резонаторов «закрыт» (например, при насморке, нарушений дыханий и т.д.) звук гаснет, искажается, становится тусклым и нечетким.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).

-исправление звукопроизношения (консультация и занятия с логопедом)

-проговаривание скороговорок ( на базе сохранных звуков):

От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт.

Выразительность речи зависит и от осанки.

Только правильное положение корпуса, высоко поднятая голова, свободный подбородок, раскованность всего тела и вместе с тем мысленная сосредоточенность помогут продемонстрировать соответствующую моменту выразительность.

 Выразительное чтение стихотворений.

А сейчас, давайте попробуем, соблюдая все рекомендации, прочитать стихотворение выразительно:

«Киска» И. Жуков.

Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

Не могу я с вами жить

Хвостик негде положить (обиженно)

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете (сердито)

-Прочитайте стихотворение.

-О ком это стихотворение?

-Какое отношение у автора к киске?

-Каким голосом мы прочитаем строки автора? (ласковым)

-Какая киска? (обиженная, сердитая).

-Каким голосом мы прочитаем?

-В каком темпе будем читать стихотворение? (в среднем)

Давайте расставим паузы. Где короткие паузы? Где длинные?

-Где повышение голоса? Где понижение голоса?

-Индивидуальное чтение стихотворения педагогами.

  1. Чтение стихотворений педагогами по выбору на карточках.

Снежинки

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Но где же снежинка? В ладошке вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

Как видно, ладошки мои горячи.

(Нищева Н.В.)

                          Ежик пыхтун по тропинке бежит,

                          А на спине его листик лежит.

                          - Ежик, зачем тебе этот листок?

                          - Норку свою утепляю, дружок.

                          - Чем же еще ты ее утеплил?

                          - Веточки, травку и мох положил.

                             (М.Менщикова)

Мишке долго спать зимой

Под сосною вековой.

- Мишка, Мишка, почему

Лапу ты сосешь свою?

-С лапой крепче спится мне,

Вижу лето я во сне.

(Менщикова М.А.)

 

  Выразительное чтение стихотворений  развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Способствует успешному выступлению на праздниках ДОУ, что благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, формированию уверенности в себе и желания к разучиванию новых произведений.

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка» В.Г. Белинский.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы.

1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.

2.Лазаренко О.И.  Диагностика и коррекция выразительности речи детей. — М.: ТЦ Сфера, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительное чтение: стихотворение"Огород"

Развивать умение эмоционально воспринимать текст стихотворения, используя схематические изображения....

Консультация для педагогов: "Методика обучения выразительному чтению стихотворений в разных возрастных группах"

Заучивание стихотворения – одно из важнейших средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Эта работа связана с воспитанием любви к художественному слову, к поэзии....

«Использование поэзии С.А.Есенина для формирования выразительного чтения стихотворений детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье можно узнать, как развивать выразительносмть через поэзию. Использованние иннотационных компонентов, приемов работы....

«Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

Выразительное чтение стихотворений, произведений – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства. Заучивание стихотворений для детей дошкольного возраста имеют огромную положите...

Методические рекомендации «Обучение детей дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

    Все педагоги знают, что работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. У детей возникают проблемы не только с рассказом...

«Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению литературных произведений»

Приемы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений...