Картотека. Творческие игры и упражнения
картотека

Картотека. Творческие игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_teatrtvorcheskie_igry_i_uprazhneniya.docx562.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 

Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.  

  Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

  Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу).

ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Снятие мышечного напряжения

  1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.

Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и с другой стороны.

2.Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются по залу.

Задание: на сигнал «стоп» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.

3.Дети ходят вокруг обруча.

Задание: на аккорд надо запрыгнуть в круг.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Пальчиковый игротренинг

1.» Утречко»

Утро настало, - ладони скрещены, пальцы растопырены- «солнышко с лучиками»

Солнышко встало

-Эй, братец Федя - Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.

 Разбуди соседа!  

Пальчиковая гимнастика

  1. Играем на барабане: ритмичные движения указательных пальцев вверх- вниз.
  2. «Фонарики» (вращательные движения кистями обеих рук).
  3. «Весёлые брызги» (отрывистые движения кистями рук сверху вниз, распрямляя и сгибая пальцы в кулачки).
  4. «Я играю» (пальцы играют как на балалайке, гармошке, пианино).
  5. Застегивание и расстегивание пуговиц.
  6.  Шнуровка ботинок.
  7. Мозаика.
  8. Перебирание крупы, зерна.

Развитие моторики рук, необходимой для свободного кукловождения

1.  «Флажок» (большой палец вытянут вверх, остальные соединены вместе).

2.  «Птички» (большой палец поочередно соединяется с остальными).

3. «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты),

4. «Паук» (согнутые пальцы медленно передвигаются по столу).

5. «Ловкие пальцы» (хорошенько разгладить скомканный лист бумаги двумя руками, потом- одной).

6. «Пчела» (вращение указательным пальцем правой руки, а затем –левой и одновременно обеими).

7. «Ножницы» (указательный и средний пальцы руки имитируют стрижку ножницами, остальные пальцы сжаты в кулак).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Артикуляционная гимнастика

1.Покусайте кончик языка- «так мама шинкует капусту».

2.Язык-тоненькая иголочка.» Ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.

3.Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.

4. Достаньте кончиком языка нос.

5. Нарисуйте надутыми губами солнце.

Скороговорки на развитие дикции

  1. Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три надели

Карамель на мели ели.

  1. Посреди двора дрова.
  2. Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

  1. В перелеске перепел

Перепелку перепел.

  1. Книга книгой, а мозгами двигай.

Развитие интонационной выразительности

  1. Произнести следующие стихи то удивительно, то насмешливо, то недоумевая:

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят-малюток.

  1. Предложить ребенку попросить у друга игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он её попросил: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т. П.
  2. Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ

  1. Дети сидят в кругу, слушают классическое произведение.

Приём: «Волшебная палочка». Дети передают ее по кругу друг другу, говоря какое-нибудь слово или фразу по отношению к прослушанной музыке.

Условие: нельзя повторяться.

  1. «Фотограф». Два человека смотрят на лежащие на столе предметы. Взрослый считает от1 до 10, накрыв предметы платком, перемешивает их.

Задание: разложить в том же порядке.

  1. Дети получают конверты с одинаковым содержимым: недорисованное лицо и его отсутствующие мелкие детали: рот, брови, глаза, губы.

Прослушав музыку, дети должны на столе собрать лицо, выражение которого отражает характер. А затем изобразить это лицо.

Упражнения на воображение

  1. Ребята, представьте, что вы – художники. Руки- это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку. А теперь – в желтую краску, рисуем солнце. Круг. А теперь- лучики, выразительные глаза. Теперь нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого). Рисуем. Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Цветами). Послушайте: ветер шумит веточками дерева-какого? (Березы). Итак, мы в лесу, на полянке. Представьте, что вы- цветочки. Самое раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками- это пальцы. Прислушаемся. Слышите? Ручей бежит.

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ПЛАСТИКИ

 Упражнения для рук.

  1. «Колокола». Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.
  2. «Тарелка». Скользящие хлопки. Одна рука с размахом двигается сверху вниз, другая-снизу вверх.
  3. «Вертушки». Основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении. Работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ МИМИКИ

  1.  Соленый чай.
  2. Ем лимон.
  3. Сердитый дедушка.
  4. Лампочка потухла, зажглась.
  5. Показать, Как кошка выпрашивает колбасу.

Игра «Встреча с колобком»

Дети: Хорошо на свете, если солнце светит, (дети поскоками движутся по кругу)

  Хорошо на свете, если мы все вместе.

  Да, да, хорошо, если мы все вместе.

Колобок: Я румян и пригож, (выходит в круг, делает пружинку).

  Золотист и хорош,

  Я от всех убежал (кружится поскоками)

  И к ребятам попал.

Дети: Катится с пригорка колобок под горку, (дети идут по кругу)

   Мы за ним бежали, в салочки играли. (Колобок- в другую сторону)

   Да, да, хорошо, в салочки играли.

Колобок: Я румян м пригож, (делает пружинку)

   Золотист и хорош,

   Пробегу мимо пня-

   Догоняйте меня!

ИГРА «ПРОДАВЦЫ-ПОКУПАТЕЛИ»

Покупатель (подходит к продавцу)

 Хочу купить я овощей

 И для супа, и для щей.

Продавец1: У меня есть лук.

Все продавцы: Покупай- не зевай

 И домой забирай!

Покупатель (покупает лук и подходит к другому продавцу)

   Урожай так богат,

   Что мне взять на салат?

Продавец2: У меня есть помидоры.

Все продавцы: Покупай- не зевай

  И домой забирай!

Покупатель: Я сегодня на обед

 Приготовлю винегрет.

Продавец3: У меня есть свекла.

Все продавцы: Покупай- не зевай

  И домой забирай!

Покупатель: Пирожки на ужин приготовить нужно!

 Для начинки- овощей, продавец, не жалей!

Продавец4: у меня есть капуста.

Все продавцы: Покупай- не зевай и домой забирай.

Покупатель: Еду, еду к бабе, к деду.

 Полон кузов овощей

 И для супа, и для щей.

 Привезу домой с базара

 Много разного товара.

 Сварит бабушка-старушка

 Суп с зеленою петрушкой,

   Борщ со свеклой и с капустой,

   Чтобы было сытно, вкусно!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА «Зайчик и лиса»

Роли и исполнители: лиса, зайка- куклы пальчикового театра.

Дети держат на указательных пальцах головку зайца и головку лисы.

Зима: Зайка, зайка, где ты был? (Дети согнули пальцы, прижимая куколки к ладоням).

Зайка: В темный лес гулять ходил. (Наклоняют вперед палец с зайкой).

Зима: Что видал ты там в лесу?

Зайка: Видел рыжую лису. (Указательный палец держит зайку).

Зима: А куда она пошла? (Наклоны ладони из стороны в сторону).

Зайка: Лиса грамоту нашла, (пальчики делают пружинку)

  Тихо села на пенек

  И читала весь денек.

Зима: Эй, лисичка, появись! (Пальчик с надетой куколкой танцует).

  Перед нами покажись.

Лиса: Села в кресло я читать, (пальчики с лисой- танцуют).

   Да от скуки все зевать.

Зима зовет детей на зимнюю пляску.

ИГРА «ПИСЬМА ИЗ РАЗНЫХ СТРАН»

Почтальон: Вот пришло письмо. На конверте написано:» Неизвестная страна. Остров Чунга-

   Чанга».

Педагог: Уважаемый почтальон, а мы знаем такой остров. Там живут папуасы.

   (Дети танцуют под музыку В. Шаинского «Чунга- Чанга» танец папуасов).

Почтальон: Вам другое письмо. Оно с Дальнего Севера. Из Антарктиды, от белых медведей.

Воспитатель: Это наши знакомые мишки прислали весточку. А мы с вами напишем им ответ.

(Дети выходят танцевать под музыку песни «Где-то на белом свете…» танец белых медведей).

Почтальон: А еще вам телеграмма от крокодила Гены и от Чебурашки.

Воспитатель: Читаю: «Приглашаю всех на день рождения. Желаю счастья. Целую. Ваши Гена и Чебурашка». Надо, ребята. Послать им поздравительную телеграмму на красивом цветном бланке. Вместе составим текст телеграммы.

(Дети вместе с педагогом составляют текст поздравительной телеграммы. Затем дети поют песню В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже…»

ИГРА «ПЧЕЛ-ДЕТЕЙ УЧИЛА МАТЬ»

Ведущий: Пчел-детей учила мать, (пчелы стоят на месте делают пружинку с поворотом и машут

Крылышками)

 Как на крылышках летать.

Пчела-мать: Жу-жу-жу,жу-жу-жу, (показывает детям, как надо махать крыльями).

 Как на крылышках летать.

Пчелы-дети: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (дети повторяют движения матери)

   Как на крылышках летать.

Ведущий: Пчел-детей учила мать, (машут крыльями)

   Как в полях цветы искать.

Пчела-мать: Жу-жу-жу,жу-жу-жу,

   Как в полях цветы искать.

Пчелы-дети: повторяют.

Ведущий: Пчел детей учила мать

   Мед цветочный собирать.

Пчела-мать: Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

 Мед цветочный собирать.

Пчелки-детки: повторяют.

Ведущий: Пчел-детей учила мать (выходит медведь)

   Смело улей охранять. (Пчела показывает, как охранять улей)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (кружит вокруг медведя)

   От медведя охранять.

Пчелки-детки: Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Медведь: От медведей охранять. (Закрывает голову от пчел и убегает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"

Сообщение из опыта работы на тему "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"...

Картотека творческих игр и упражнений по методу сторителлинг

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития...

Картотека творческих игр и упражнений по методу сторителлниг

Картотека творческих игр и упражнений по методу сторителлниг...

Картотека творческих игр и упражнений по методу сторителлинг для детей старшего дошкольного возраста

Картотека творческих игр и упражнений по методу сторителлинг для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека творческий игр и упражнений по технологии сторителлинг

Познакомить с педагогической техникой рассказывания, которая учит захватывать внимание с первых минут повествования...

КАРТОТЕКА ТВОРЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО МЕТОДУ СТОРИТЕЛЛНИГ

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше лю...