Концепция дошкольного воспитания
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключевые позиции обновления детского сада: Охрана и укрепление физического и психического здоровья Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми Раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду Обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка Радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования
Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя в действительности их гораздо больше: Учебно-дисциплинарная модель Личностно-ориентированная модель
Учебно-дисциплинарная модель Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми - "Делай, как я!". Способы общения - наставления, наказания, нотации, окрик. Тактика - диктат и опека. Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.
Результат: Взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. За пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым.
Личностно-ориентированная модель Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "не рядом и не над, а вместе!" . Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Тактика общения - сотрудничество. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества .
ПЕРЕСТРОЙКА СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности.
Единство воспитания и обучения Условием такого единства является общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения. В основе - идея обогащения духовного мира ребенка , насыщения его жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями.
Обогащение духовного мира ребенка базируется на следующих положениях: Открывающаяся перспектива. дети приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения ко все новым знаниям. "Равноценность представленности основных сфер". - каждому ребенку должны быть предоставлены равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности.
"Свободный выбор". Если воспитатель стремится что-то внушить ребенку, то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами этой задачи ребенку ничего не вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора. Творчество детей дошкольного возраста содержит в себе важные качества, которые создают возможность самостоятельно выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт - оригинальный рисунок, новую сказку и т.п.
СЕМЬЯ, ДЕТСКИЙ САД, ШКОЛА Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. В детском саду существует общая задача - сотрудничество педагога и родителей.
ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА Личность может воспитать только личность . Обезличенность фигуры воспитателя, закованного в рамки программы и методических инструкций, отношение к нему, как к простому исполнителю своей роли, и жесткий контроль за четким исполнением предписанных ему служебных обязанностей обусловили многие недостатки системы дошкольного воспитания. Подготовка воспитателя детского сада имеет право на приоритет в системе высшего педагогического образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция правового воспитания детей дошкольного возраста
«Уважение к человеку – вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложеноВ сердцах людей, они неизбежно придут К созданию такой...
Концепция правового воспитания детей дошкольного возраста
Данная методическая разработка основана на опыте работы нашего ДОУ и предусмаривает организацию правового воспитания детей 5-7 лет, взаимодействие с их родителями (законными представителями) и педагог...
Концепция дошкольного воспитания
«… Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса. Профессиональные требования к нему в современных условиях очень высоки. Прежде всего, нужно чтобы он любил детей и получал удовольст...
ЭССЕ на тему «Концепция дошкольного воспитания: проблемы и пути их решения»
ЭССЕ на тему «Концепция дошкольного воспитания: проблемы и пути их решения»...
Концепция дошкольного воспитания о самоценности дошкольного детства
Консультация для воспитателей....
Презентация "Концепция дошкольного воспитания"
Основные идеи концепции - гуманизация и деологизация дошкольного образования , приоритет воспитания общечеловеческих ценностей; самоценность дошкольного детства....
Концепция дошкольного воспитания
Ребенок и обществоЗначение дошкольного детства в становлении личностиГуманизация целей и принципов педагогической работы с детьмиОхрана и укрепление здоровья детейПерестройка содержания педагогической...