«Разработка мероприятий по совершенствованию системы адаптации детей в детском саду»
методическая разработка (младшая группа)
Раскрываем особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_sovershenstvovaniyu_raboty_po_adaptatsii_v_dou.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Разработка мероприятий по совершенствованию
системы адаптации детей в детском саду»
Малахова Елена Леонидовна, воспитатель,
ГБДОУ детского сада № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Содержание.
Введение…………………………………………………………………….3
1.1 Основные причины трудности адаптации детей…………………….5
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошко-
льному учреждению……………………………………………………….5
1.3. Факторы, определяющие успешность адаптации детей
к дошкольному учреждению………………………………………………8
1.4. Основные этапы привыкания ребенка к детскому саду…………...12
1.5 Разные варианты адаптации ребенка к детскому саду……………..13
Вывод………………………………………………………………………14
2.1. Этапы работы педагогов с детьми в период адаптации…………...16
2.2 Этапы работы с родителями…………………………………………16
2.3 Примерный план работы с детьми в период адаптации……………17
2.4 Игры на адаптацию детей в детском саду…………………………..21
2.5 Советы родителям…………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………...31
Введение.
В последнее время проблема адаптации детей является одной из актуальных. Актуальность этой проблемы связана с тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение с первых лет жизни. Вместе с тем на данном этапе развития системы дошкольного образования оно во многом утратило свои традиции воспитания самых маленьких детей. Это связано с тем, что в течение периода перестройки, происходящей в России, родителям была предоставлена возможность воспитывать детей дома. Традиционные детские ясли, в том числе ясельные группы в детских садах, практически исчезли. В настоящее время, когда в связи с реформой дошкольного образования в нашей стране и возрастания запросов родителей контингент детей раннего возраста, посещающих детские учреждения, резко возрастает, появилась необходимость возрождения данной структуры.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или к негативным (стресс).
Для многих родителей адаптация ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Особое внимание нужно уделять адаптации детей раннего возраста, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Все это и определяет актуальность работы.
Целью работы является определение особенностей психолого-педагогической работы для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Основными задачами исследования являются:
Охарактеризовать период раннего возраста и его значение для развития ребенка.
Раскрыть особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Объектом исследования стал процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
За годы существования системы дошкольного образования проблема адаптации детей раннего возраста к дошкольным учреждениям была объектом многочисленных исследований отечественных педагогов Н.Н. Аксариной,[2], К.Л. Печоры[25],[27], и др.
Исследования К.Л. Печоры[25],[26] (1998г.) показали, что только 18,2% детей готовы к посещению детского сада, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно.
§1
1.1Основные причины трудности адаптации детей.
Среди основных причин трудности адаптации детей можно выделить следующие:
a)Меняется социальная позиция ребенка - из домашнего ребенка он превращается в воспитанника детского сада. Появляются новые обязанности. В его жизни появляется посторонний человек, задающий требования и нормы – воспитатель.
б)Происходит смена текущей деятельности. До этого игровая деятельность была свободной, ребёнок играл сам, когда захочет и во что захочет. Теперь же ребенок должен жить по режиму и играть, чаще всего, в игры по планированию, которые ему предлагает воспитатель.
г)Кроме того, психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить своего ребенка на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям.
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
К сожалению, не все родители сейчас имеют возможность оставить работу или учебу и первые три года жизни ребенка посвятить ему. Они вынуждены отдавать ребенка в ясли и для многих проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению вызывает серьезную тревогу. Она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многое малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии тяжелой адаптации.
С поступлением в детский сад изменяется образ жизни ребенка. Он попадает в новые условия, теперь его окружают не только любящие родители, но и множество незнакомых взрослых, а также сверстников. Дома ребенок находится в привычной обстановке, где ему все знакомо, родители зачастую подстраиваются под желания и особенности ребенка, уделяют ему много времени, позволяют играть, кушать, спать в любое время. Дома дети являются полновластными обладателями игрушек и могут играть с ними сколько и как пожелают. В редких семьях соблюдается строгий режим дня. Поступая в ясли ребенок сталкивается с совершенно незнакомыми условиями — обстановка в группе, воспитатели, другие дети - все кажется для него чужим. Кроме того, ребенок вынужден соблюдать режим дня, строго регламентированный по времени, делиться игрушками со сверстниками, т. к. в группе они общие. Питание в детском саду существенно отличается от домашнего, здесь ему не будут отдельно готовить его любимые блюда и давать, любимые многими конфеты, лимонад или мороженое. Воспитатель в силу различных причин не может уделить ребенку столько времени, сколько ему посвящают дома и не может подстраиваться под каждого малыша в отдельности. Такие перемены приводят в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка и травмируют психику. Могут разрушаться ранее приобретенные привычки: ребенок перестает проситься на горшок, затормаживается его речь. Встречаются случаи когда дети, начавшие ходить в домашних условиях, в детском учреждении переходят на ползанье. Могут быть и другие регрессивные изменения более глубокого плана: повышение температуры, расстройство функций желудка, изменение кожного покрова и т.д. В некоторых случаях на почве адаптации могут возникать психосоматические заболевания, энурез, различные страхи [7].
Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность, частые слезы и капризы, которые, конечно же, сказываются на аппетите и сне, который становится прерывистым и беспокойным. В первые дни, все дети, поступившие в детский сад, тоскуют по дому, плачут, просятся к маме, разлуки и встречи с родными протекают очень бурно - ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Но, адаптационный период у детей различен по своей продолжительности. У одних детей эмоциональное самоощущение, отношения со взрослыми и сверстниками нормализуются в достаточно короткие сроки и ребятишки легко вливаются в жизнь группы, переставая сильно тосковать по дому. У других же детей период адаптации к детскому саду может затянуться на несколько месяцев. Существуют даже так называемые «неясельные дети», которые вообще не могут привыкнуть к условиям, созданным в детском саду. Причины столь существенных различий в поведении и самочувствии детей остаются неисследованными.
Л.Н. Павлова[20] считает, что характер поведения ребенка в адаптационный период зависит от возраста детей. Малыши в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми, а также уровень здоровья ребенка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания. Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, т. е. от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к незнакомым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.
Как видно из всего сказанного, главное для ребенка - это взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении. Из всех причин трудного привыкания детей к новым условиям самой серьезной следует считать отсутствие единства требований воспитания в семье и детском саду [31].
1.3.Факторы, определяющие успешность адаптации малыша к детскому саду.
Психологом Галигузовой Л.Н.[11],[12] установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.
Во-первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.
Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. В первом полугодии жизни малыш привыкает к тому, кто его кормит, укладывает спать, ухаживает за ним, во втором полугодии усиливается потребность в активном познании окружающего мира, расширяются возможности – он уже может самостоятельно перемещаться в пространстве, свободнее действует руками. Но ребенок еще очень сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним, у малыша возникает сильная эмоциональная привязанность к человеку, постоянно находящемуся рядом, обычно к маме. В возрасте от девяти-десяти месяцев до полутора лет эта привязанность выражена наиболее сильно. После у ребенка появляется возможность речевого общения, свободного перемещения в пространстве, он активно стремится ко всему новому, и зависимость от взрослого постепенно ослабляется. Но малыш по-прежнему остро нуждается в чувстве защищенности, опоры, которое дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.
Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в ходе которого формируются особые связи с окружающими людьми. Чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? Прежде всего тем, что эмоциональные отношения – это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми. Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому, ему достаточно самых простых знаков внимания со стороны последнего для того, чтобы отозваться на них радостной улыбкой, гудением, протягиванием ручек, то уже со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих и чужих. Примерно в восемь месяцев у всех детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Взрослые должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Если ребенок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми.
По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано привычкой к взаимодействию с определенным человеком. В таком взаимодействии между двумя партнерами появляется новое звено – предмет, который отвлекает малыша от того человека, с которым он общается по поводу этого предмета. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но, если у него имеются средства налаживать контакты деловые, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих особой эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкий социальный контекст и благополучного самочувствия в нем. Этот путь не всегда прост и требует определенного времени и внимания со стороны взрослых [19].
Белкина Л.В.[1] отметила, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со взрослыми. С ними играют мало, а если играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. Среди таких детей много избалованных и заласканных. В яслях, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, они чувствуют себя неуютно, одиноко. У них снижен уровень игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми. Накопление неудач такого рода вызывает у детей постоянную робость, опасение.
Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослым.
Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является слабаясформированность действий с предметами, они не умеют сосредоточиваться на игре, малоинициативны в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы, слезы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты со взрослыми, предпочитают эмоциональное общение.
Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. Если мы вернемся к описанным выше симптомам неблагополучного поведения детей, то вспомним, что и в этой сфере малыши ведут себя по-разному. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение обращаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Таким образом, состояние здоровья ребенка, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности – основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного пребывания в них.
1.4.Основные этапы привыкания ребенка к детскому саду.
Выделяют 4 основных этапа адаптации ребенка к детскому саду.
На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Наверное нет ни одного ребенка, который не переживал бы по поводу своего отрыва от родных. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями - плачут при расставании и встрече с ними. В группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, бывает так, что ребенка и вовсе нельзя успокоить, постоянно спрашивают про маму, просятся домой, могут отказываться от еды. В занятия и групповые игры, организованные воспитателем, дети не включаются, не видят красочных игрушек, которые находятся в группе, предпочитая им свою любимую принесенную из дома. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.
На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой: они стремятся к постоянному физическому контакту, хотят получить внимание и ласку, положительную оценку своей деятельности, и уверенность в том, что за ним придут родители, ребенок может постоянно следовать за воспитателем. Воспитатель в свою очередь приободряет ребенка, помогает ему понять, то, что мама обязательно придет за ним, подключает к своим делам. Также воспитатель заинтересовывает детишек занимательными игрушками и эмоциональными играми.
На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку. Они собирают кубики, пирамидки, играют с куклами и другими игрушками, катаются на велосипеде, на лошадке, залезают в игрушечный дом, исследуют все закоулочки и уголочки в группе, на прогулке строят куличики.
Дети активно привлекают внимание воспитателя и стремятся вовлечь его в свою деятельность, при возникновении трудностей в игре обращаются за помощью, отвечают на предложения поиграть вместе. На данном этапе дети стали включаться в общегрупповые подвижные игры и занятия.
На последнем этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Детишки начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, они эмоционально высказываются, кривляются, подражают в процессе игры и получают удовольствие от таких забав. Появляются избирательные симпатии к некоторым детям. Малыши начинают замечать огорчения, недовольство, радость других детей, эмоционально сопереживают если кому-то больно.
Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Ребенок быстро и безболезненно пройти все этапы, а может надолго остановиться на каком-либо из этапов. В зависимости от продолжительности адаптационного периода можно выделить разные варианты адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению [27].
1.5.Разные варианты адаптации ребенка к детскому саду.
При легкой адаптации в течение месяца у ребенка нормализуется поведение по тем показателям, о которых мы говорили выше, он спокойно или радостно начинает относиться к новому детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь, игра, интерес к окружающему миру. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3-й недели восстанавливается. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения держатся до полутора месяцев.
Во время тяжелой адаптации ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к шестидесятому дню пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Отношение к близким эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегание контактов или проявление агрессии. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на два-три периода. Игра ситуативная, кратковременная. Такая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей [5].
Вывод:
Нами были рассмотрены основные особенности развития детей раннего возраста. Именно в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка: развитие предметной и игровой деятельности, активной речи, делового общения со взрослым, общения со сверстниками. В период раннего детства происходит и интенсивное физическое развитие: ребенок быстро растет, совершенствуются двигательные навыки.
Особенностью раннего детства является и теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и психического развития.
Первые три года жизни ребенка – это важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека.
С поступлением в ДОУ меняется образ жизни ребенка. Он сталкивается с совершенно незнакомыми условиями. Такие перемены приводят к нарушению эмоционального состояния. И от того как взрослые смогут организовать его жизнь в этот период многое зависит в его поведении.
Основными факторами, определяющими успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению, являются: состояние здоровья, возраст, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности.
Выделяют 4 основных этапа привыкания ребенка к ДОУ. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта.
На втором этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя: реагируют на ласку, обращаются за помощью и поддержкой.
На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками.
На последнем этапе у детей наблюдается интерес к другим детям, потребность общения с ними.
Данные этапы привыкания проходят все малыши, но их продолжительность у всех детей разная.
Различают три степени адаптации: легкую, средней тяжести, тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения ребенка.
§2
2.1.Этапы работы педагогов с детьми в период адаптации.
Работа педагога с детьми раннего возраста, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей и взрослых в разные отрезки времени.
Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Мероприятия: игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна,
постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
Наблюдение за адаптацией ребенка и заполнение данных. Составлениесхемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 2 -3 лет педагогами заполняются адаптационные листы.
2.2. Этапы работы с родителями в период адаптации.
- Родительское собрание: «Будем знакомы».
- Индивидуальные встречи со специалистами родителей и детей.
- Анкетирование. По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями.
- Заключение договоров.
- Экскурсия по детскому саду.
- Консультации.
- Стендовая информация. Памятки.
2.3. Примерный план работы с детьми в период адаптации
месяц | Мероприятия, тема | Форма работы |
сентябрь | Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. Знакомство детей с детским садом и друг с другом | Игры с воспитателем: «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др. Игры на развитие коммуникации: «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное» Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад» Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой. Элементы театрализованной деятельности: «Давайте познакомимся». |
Развитие культурно нормированных и орудийных действий | Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.). Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки». | |
Снятия эмоционального напряженияв течение дня. | Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) - дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку. | |
октябрь | Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. | Игры «Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке грустно, у нее нет друзей». Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», рассказывание сказки «Три медведя», песенка «Все игрушки хороши» |
Развитие культурно нормированных и орудийных действий | Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок» | |
Снятия эмоционального напряжения в течение дня. | Зарядка в стихах «Гномики». Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки». «Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки; Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем» | |
Дидактические игры | «Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается | |
декабрь | Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. | Игры: «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно». Художественная литература: рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч» |
Развитие культурно нормированных и орудийных действий | Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь», инсценировка «День рождения Чебурашки» | |
Снятия эмоционального напряжения в течение дня. | Зарядка в стихах. Игры «Покачай игрушку на животике» (развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох) – дети лежат на спине, игрушки помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают. «Вот как мы умеем!» (развитие общей подвижности) – дети лежат на животе, затем крадутся на четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде, «ныряют» в шарики и т.д. Подвижные игры: «Куры и петух», «Солнышко и дождик», «Птички летают» | |
Дидактические игры | «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал?» |
2.4. Игры на адаптацию детей в детском саду.
1. «Назови себя ласково»
Дети сидят в кругу. Психолог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать свое имя «ласково». Затем все дети проговаривают имя.
2. «Солнышко»
Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со словами: «Я люблю…», называя имя следующего по очереди ребенка.
Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому ребенку идет лучик доброты, ласки, любви».
3. «Волшебные палочки»
Педагог предлагает каждому ребенку высыпать счетные палочки из коробки. Спрашивает: «Сколько палочек у нас?»…«Правильно, много!» Давайте выложим из палочек елочку. Сколько елочек у Даши? Правильно одна. А у Марины? Тоже одна и т.д. А теперь солнышко (педагог раздает кружочки детям разного цвета, а дети из палочек выкладывают лучики. Посмотрите, а солнышко у всех разное. Какого цвета у Саши солнышко? А у Димы? Марины? Сколько у Марины солнышек? Одно. Ребята, люди придумали специальные значки, по которым можно узнать, сколько предметов. (раздает цифру 1 каждому ребенку). Это цифра 1, обозначает один предмет. Давайте пальчиком проедим по цифре 1. Давайте посмотрим, что у нас одно. Правильно, один стол, один мальчик, одна картина и т.д.
4. «Мартышки» (Обыгрывание стихотворения)
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Все в ладоши хлопаем
И ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке,
Пальчик поднесем к виску
И подпрыгнем к потолку.
Шире рот откроем – «А»,
Рожицы состроим.
Как скажу я слово: «Три»,
Все гримасою замри.
Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых получились смешные позы и мимика.
5. «Солнышко и тучка» (напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце (на выдохе). Когда солнышко прячется и появляется тучка: Вам грустно или весело? А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?
Психолог раздает детям листы бумаги, на которых изображен круг. Необходимо дорисовать лучики, глазки и веселый рот.
6. «Здравствуй, я котик»
Психолог приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя по имени: «Здравствуй, я Саша».
7. «Котик ласкает»
Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.п.
8. «Котенок веселый–грустный»
Психолог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.
9. «Потерялся ребенок»
Дети – в кругу, психолог делает объявление по радио: «Внимание, внимание, потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает этого ребенка, нужно громко крикнуть: «Это я тебя нашла, в детский садик к вам пришла».
10. «Солнечный зайчик» (Цель - снятие эмоционального напряжения)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай
его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
11. «Спаси птенца» (Цель игры - ознакомить детей с методами саморегуляции)
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
12. «Сорока-ворона» (Цель - снятие эмоционального напряжения)
Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Потешка: Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому Из большой миски Да большой ложкой. Всех накормила!
13. «Клубочек» (Цель - развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единства)
Воспитатель будет выполнять роль «катушки», а дети должны взяться за руки. Тот, кто стоит первым, пусть даст руку воспитателю. Получилась ниточка, закрепленная на катушке. Воспитатель возьмет за руку последнего и будет водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не "намотается" на катушку.
Дети должны почувствовать, какой получился крепкий, дружный клубок. Воспитатель: «Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. А сейчас руки не отпускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мы начинаем разматываться».
14. «Доброе животное» (Цель - развитие чувства единства)
Воспитатель: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.
15. «Морщинки» (Цель - снятие напряжения)
Воспитатель: «Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз - вдох-выдох. Отлично... Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь - соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!»
16. «Паровозик с именем». (Цель - настроить детей на совместную работу)
Воспитатель: «Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Света, Света...". Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять ее имя... Поехали!
Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет "паровозиком", и мы уже втроем будем повторять его имя».
И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.
17. «Земля, небо, огонь и вода» (Цель - развитие сенсомоторной координации, развитие воображения)
Воспитатель: «Подумайте и с помощью движений покажите землю, небо, огонь и воду... У вас замечательно получилось. Сейчас я включу музыку, и тот, кто захочет, сможет выйти в круг и изобразить что-нибудь одно: землю, небо, огонь или воду, а все остальные попробуют угадать, что им показывают».
18. Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони рук над головой и показывают дом).
И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой из большого и указательного пальца клюем зернышки из другой руки).
Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех одной рукой по полу).
яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из одной руки в другую)
Дед бил, бил – не разбил. (Дети держат орех в левой руке и стучат им об пол).
Баба била, била – не разбила. (Дети держат орех в правой руке и стучат им об пол).
Мышка бежала…ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети прячут орех между ладонями).
Мышка не нашла яичко и убежала в норку.
19. «Звукоподражание»
Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-ду!» (гудят дети)
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Чу-чу-чу!
– На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит. (Показывает игрушку) Как он копытцем стучит?
– Цок-цок-цок-цок!
– Как он кричит?
– Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!
Петушок по дорожке идет и громко песенку поет. Как он песенку поет?
– Ку-ка-ре-ку-у-у-у!
– Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?
– Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!
– Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?
– Кар-кар-кар-кар!
– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?
– Ш-ш-ш-ш!
– К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?
– Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?
20. «Найди свою маму»
Педагог раскладывает на ковре картинки животных, а детям раздает картинки детенышей животных.
– Маша, у тебя какое животное?.. Где его мама? Правильно, его мама … корова. Это домашнее или дикое животное?
21. «Кто чем питается»
Педагог раскладывает картинки с пищей животных и предлагает накормить свое животное.
22. «Катины подарки»
Психолог помещает на наборное полотно большую картинку, на которой изображены Катя и ее игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог. Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки. Далее психолог раскладывает маленькие картинки и дает объяснение, что Катя привезла от бабушки своим игрушкам подарки: кукле – сумку, мартышке – бант, попугаю колокольчик, трубочисту альбом, носорогу носок. Затем психолог убирает картинки и просит детей вспомнить и для каждой игрушки положить подарок.
2.5.Советы родителям.
Как не нужно вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад:
- В присутствии ребенка плохо отзываться о детском саде или его сотрудниках.
- «Наказывать» ребенка детским садом (например:«Капризничаешь, тогда я сегодня тебя из детского сада не заберу») или поздно забирать домой.
- Мешать его контактам с детьми в группе.
- Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.
- Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
- Все время кутать, одевать не по сезону.
- Наказывать за детские капризы.
- В воскресные дни резко изменять режим ребенка.
- Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
- Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
- Не выполнять все предписания врача.
Как нужно вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад:
- Заблаговременно формировать у ребенка положительную установку к детскому саду.
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Рассказывать веселые истории из жизни знакомых вам детей, посещающих детский сад, делиться личным опытом.
- Ориентировать ребенка на воспитателя. Он должен твердо знать: чтобы не случилось, всегда можно обратиться к тому за помощью.
- Имя отчество будущей воспитательницы должно постоянно фигурировать в ваших разговорах, ее образ должен войти в сознание ребенка.
- Обязательно расскажите воспитателю об особенностях и привычках ребенка. Не бойтесь быть назойливым.
- Следите за своими эмоциями. Часто мамы, готовя ребенка в сад, ведут себя, словно провожают ребенка на фронт. Если вы действуете уверенно, то и ребенок будет спокоен.
- Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирайте его домой.
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Щадить его ослабленную нервную систему.
- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
- На время прекратить походы в цирк, театр, гости.
- Намного сократить просмотр телевизионных передач.
- Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
- Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
- Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
- При проявлении изменений в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
Литература:
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж: «Учитель», 2006.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1981.
- Бурмистрова Е.В., Хохлова Е.А. Социально-педагогические механизмы успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Детский сад. – 2009, – № 2. – С. 34-47.
- Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Под ред. Л.И. Каплан. – М.: Просвещение, 1983.
- Вершинина Л.В. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Детский сад. – 2009, – № 2. – С. 4-16.
- Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста. М.: Линка-Пресс, 1999.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Галигузова Л.Н. Ранний возраст: развитие процессуальной игры // Дошкольное воспитание. – 1993, – № 4 – С. 38-42.
- Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Вопросы психологии. – 1985, – № 3. – С. 21-26.
- Григорьева Г.Г., Кочеткова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Просвещение, 2007.
- Дети раннего возраста в детском саду / Е.В. Жердеева – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
- Недосека О.Н. Адаптация ребенка к детскому саду // Детский сад. – 2009, – № 2. – С. 17–21.
- Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1985.
- Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: Познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста к вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002, – № 8. – С. 14-20.
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Смага А.А., Васильева Н.Б. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ средствами детского фольклора // Детский сад. – 2009. – № 2.
- Адаптация детей к дошкольным учреждениям / Под ред. Р.В. Тонковой – Ялепольской – М.: Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....
Методическая разработка на тему Рекомендации для родителей по адаптации детей к детскому саду.
Методическая разработка представляет собой статью с рекомендациями для родителей по адаптации детей к детскому саду....
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".
Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Консультация для родителей детского сада.Адаптация детей к детскому саду.
Консултация для родитейлей....
Адаптация детей к детскому саду. Методическая разработка
Как легче пройти адаптацию ребенку?Естественно, всем понятно, что меняется весь образ жизни малыша.Раньше большую часть своего времени он проводил дома, в кругу родных и близких людей, которых знал с ...
«Адаптация детей к детскому саду» Картотека для родителей. Игры по дороге из детского сада.
Игры для детей, чтобы снять эмоциональное напряжение по дороге из детского сада....