Правила взаимодействия с гиперактивными детьми
консультация
Рекомендации специалистов, работающих с детьми с СДВГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_vzaimodeystviya_s_giperaktivnymi_detmi.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Специалисты, работающие с детьми с СДВГ (A.JI. Сиротюк, Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко и др.), приводят следующие рекомендации:
1. Уважайте ребенка и принимайте его таким, как он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.
2. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели»: хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
3. Выработайте совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
4. Старайтесь не разговаривать друг с другом или с ребенком на повышенных тонах, говорите сдержанно, спокойно, мягко.
5. Постарайтесь создать для ребенка тихую спокойную атмосферу в доме, следите за тем, чтобы звук телевизора, магнитофона или радио был слегка приглушенным.
6. Дома необходимо поддерживать четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Расписание нужно поместить так, чтобы ребенок мог его видеть. Для детей с СДВГ эффективно применение специальных листов-памяток, вывешиваемых на видном месте и напоминающих о важнейших делах.
Для детей, еще не освоивших чтение, можно использовать рисунки и пиктограммы. После выполнения какого-либо задания ребенок должен сделать определенную пометку.
Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д. Желательно, чтобы об истечении времени ребенку сообщал не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
7. Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, дома. Это могут быть иллюстрации из книжек, плакаты, раскраски. Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.
8. Старайтесь предотвращать плохое поведение ребенка. О том, что он должен делать в поездке или в походе в магазин, договаривайтесь с ним заранее. Скажите ему, что при переходе через дорогу он должен держать вас за руку, а в магазине стоять рядом и если он выполнит эти ваши просьбы, он получит небольшую награду.
9. Инструкции, которые мы даем ребенку, должны быть понятными для него и очень короткими (желательно не более 10 слов). Чтобы импульсивный ребенок понял вас, прежде чем что-то сказать, продумайте и взвесьте каждое слово, затем установите контакт глаз с ребенком, спросите, готов ли он вас слушать, и после этого говорите, подчеркивая голосом все ключевые слова.
10. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
11. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
12. В минуты, когда ребенок плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки» — уверенным голосом повторите свое обращение к нему слово в слово 3—4 раза, делая длинные паузы. Обязательно добейтесь своего, не меняя тактики. Когда ребенок выполнит вашу просьбу, похвалите его или просто скажите спасибо.
13. Следует избегать повторения слов «нет» и «нельзя».
14. Ограничивайте выбор, но не навязывайте его.
15. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером.
16. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, конструкторами, раскрашивание и т. п.).
17. Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
18. В то же время следует оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
19. Научите ребенка устраивать тихие перерывы.
20. Постоянно общайтесь с ребенком, читайте ему книги и обсуждайте их вместе, просите его помочь вам в выполнении домашних дел, дарите ему свое внимание и тепло. Относитесь с должным пониманием к проявлению его индивидуальных особенностей.
21. Зная своего ребенка, проанализируйте, в какие часы суток и дни недели он допускает неадекватное поведение, и спланируйте это время так, чтобы отвлечь ребенка каким-то интересным занятием, привлекательным для него и дающим возможность реализовать накопленную энергию и чувства.
22. Будьте последовательны в своем воспитании. Если вы что-то запретили ребенку, то нельзя отменять этот запрет без каких-либо веских причин. Если вы попросили ребенка о чем-то, добейтесь, чтобы он выполнил вашу просьбу, и поблагодарите его за это. Требований и запретов к гиперактивным детям должно быть немного, но взрослые должны быть тверды и последовательны. Нельзя поддаваться настроению и в одних и тех же ситуациях то хвалить, то ругать, то оставаться безразличным к ребенку. Следите четко за выполнением ваших требований.
23. Научите ребенка способам совладания с гневом, ведь ребенок иногда и сам теряется от бурных проявлений собственных эмоций. Объясните ему, что он имеет право на любые эмоции, но при этом покажите ему безопасный способ их проявления.
24. Иногда гиперактивный ребенок, перевозбудившись, не может сам остановиться. Помогите ему, например, если это приятно ему, вместо нотаций и замечаний просто подойдите и крепко обнимите его. Иногда в такие минуты можно даже почувствовать, как ребенок «сдувается, будто воздушный шарик», прижимается к вам. Воспользуйтесь минутой затишья и предложите ребенку посидеть, полежать вместе, почитать книжку.
25. Иногда родители в порыве гнева и нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушание шлепают ребенка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные эмоции, протест ребенка. Кроме того, скорее всего, ребенок очень скоро переймет вашу манеру поведения в подобных ситуациях и будет позволять себе в общении со сверстниками и с вами проявлять агрессивные чувства и действия.
26. Используйте систему своеобразной «скорой помощи» при общении с гиперактивным ребенком:
□ предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);
□ задать неожиданный вопрос;
□ отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка);
□ не приказывать, а просить (но не заискивать);
□ выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
□ сфотографировать ребенка или повести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
□ оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
□ не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения;
□ не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Гиперактивность у детей. Беспокойная жизнь у родителей. Существуют правила общения со сверхподвижными детьми, соблюдение которых способно снизить симптомы гиперактивности....
Правила для родителей и педагогов по взаимодействию с гиперактивными детьми
рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми...
Гиперактивность детей. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.
Гиперактивность у детей - это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неуменик концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден....
«Правила для родителей и воспитателей по взаимодействию с гиперактивными детьми»
Консультация для родителей . советы по взаимодействию с гиперактивными детьми....
Консультативный материал для родителей «ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ».
Для родителей....
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Многте родители сталкиваються с тяжелыми последствиями гиперактивности своего ребенка. Я предлагаю несколько правил взаимодействия гиперактивными детьми....
Правила взаимодействия с гиперактивными детьми.
Правила взаимодействия с гиперактивными детьми В своих отношениях с гиперактивным ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчер...