«Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
консультация

Юлия Анатольевна Филипьева

Статья для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_-_proektov.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»

Инновационные преобразования приобретают системный характер.
Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко
использоваться метод проектной деятельности.

Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой).

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 - 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.

Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5 - 6лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6 - 7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов:

«Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов: 

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.)

- ролево-игровые - проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа.

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее. Итогами проекта могут стать: рисунки детей - выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т.д. 

- творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

Основные этапы внедрения проекта.
Первый этап - Выбор темы.
Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов»:
1. Что знаю?
2. Чего хочу узнать?
3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе следующая:

- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребенка; 

- вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

- собирает информацию, материал.

Второй этап - Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребенка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать все новые проблемы,

-использования операций сравнения и сопоставления,
- проблемного изложения информации педагогом,
- организации опытов и экспериментов. 

Последовательность работы педагога на данном этапе:
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- дает домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап - презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

- подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

Четвертый этап - рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребенка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. 

А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:
Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.
Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. –
М.: АРКТИ, 2005. – 96 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной д...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Статья на тему использования метода проектов в детском саду...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и ...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

О методе проектов, как одном из вариантов интеграции, проектной деятельности, как личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию....

Семинар для педагогов ДОУ «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»

Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребено...