Консультация для родителей и педагогов.
консультация (средняя группа)

Краснянская Татьяна Евгеньевна

Как заучивать с ребёнком стихи?

Или несколько рекомендаций для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razuchivat_stihi.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как заучивать с ребёнком стихи?

Или несколько рекомендаций для педагогов и родителей.

Заучивание стихотворений – один из традиционных приёмов развития речи, который довольно часто используется в дошкольном возрасте. Этот прием очень полезен  для развития речи, речевого слуха, дикции, формирует отчетливое произношение звуков и слов, интонационную выразительность. Родители всегда с восхищением слушают своих детей, когда они читают стихи наизусть. А всегда ли получают удовольствие от заучивания сами дети? Ведь легко запоминать стихи могут только малыши с хорошей памятью. И не секрет, что многие из них испытывают сложности при заучивании стихов, неточно их запоминают, тратят много времени на заучивание и часто забывают все то, что выучили ранее.

Как превратить процесс заучивания стихов в непринужденную игру, в интересную для ребенка деятельность? 

Приведем несколько примеров.

Один из традиционных способов. Перед началом заучивания необходимо создать у ребенка положительный эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Можно побеседовать по теме стихотворения, можно загадать загадку, показать картинку, послушать песенку и т.д.  

Затем прочитать ребенку стихотворение, попросить представить сюжет или сопроводить стихотворение иллюстрацией, театрализованным показом (с помощью настольного театра, предметов-заместителей и т.п.). После первого прочтения можно кратко обсудить стихотворение, объяснить непонятные слова и фразы. Можно задать несколько вопросов по тексту, формулируя их так, чтобы малыш мог отвечать цитатами из стихотворения, например:

Взрослый: Какая ёлочка одна? 

Дети: Весела и зелена. 

(З. Александрова «Ёлочка»)

 Далее можно повторить прочтение, предложив детям помогать и повторять слова и строки. Можно использовать прием договаривания, например:

Воспитатель: Пять котят спать…

Дети:  хотят,

Воспитатель: А шестой -…

Дети: не спит.

Воспитатель: Пять котят…

Дети: спать хотят,

Воспитатель: А шестой - …

Дети: шалит!

(Н. Пикулева «Пять котят спать хотят...»)

          Следующим этапом в заучивании обычно является самостоятельное повторение ребенком отдельных строк или частей стихотворения сначала с помощью взрослого, а если получается, то и полностью самостоятельно.

        Но ограничиваться данными традиционными этапами не стоит. Можно продолжить разучивание стихотворения в разнообразных играх и творческой деятельности.

        Стихотворение и рисунок. Малыши могут рисовать по-подсказке воспитателя, а дети среднего и старшего возраста по собственным запомнившимся образам или даже картинки к отдельным частям стихотворения для последующей зрительной опоры.

        Зрительный ряд, составленный по тексту стихотворения, является мощным активизатором для запоминания стихотворения (и не только). Он помогает устанавливать связь между словом и картинкой, вспомнить рифмованные слова, удержать в памяти последовательность событий. Для малышей используются иллюстрации, изображающие сюжеты или героев стихотворения. А для более старших детей (5-6 лет) можно использовать графические изображения или ассоциативные символы-образы, которые придумывают сами дети (прием мнемотехники). Можно «перепутать» картинки для того, чтобы дети сами воспроизвели ряд в соответствии с необходимой последовательностью.

        Движение и слово. Зачастую слова хочется сопроводить определенным движением. Например:

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч, - движения руками над головой

Ты волнуешь сине море, - движения руками, опущенными вниз

Всюду веешь на просторе, - покружиться, руки перед собой. 

(А.С.Пушкин)

Движение в этом случае является опорой для запоминания действий и образов, описанных в стихотворении.  

Стихотворение можно промаршировать или протанцевать. В этом случае движение помогает «уловить» рифму и помогает ритмически исполнить стихотворный текст.

Стихотворение и тактильные эффекты. Для лучшего восприятия информации детям можно предложить сопровождать заучивание стихотворения перемещением или перекладыванием различных предметов. Например, бусинки. Произнес первую строку – положил одну бусинку в коробочку или нанизал на веревочку; произнес вторую – положил вторую бусинку и т.к. А затем можно и посчитать бусинки – сколько строк сегодня выучил. Можно таким же образом использовать и кубики – «строим стихотворную башню», и собирать пирамидку из «стихотворных колечек», и выкладывать дорожку из маленьких камешков и т.п.

Стихотворение и театрализация. Зрительные образы, описываемые в стихах, очень удачно можно использовать для организации театрализованной игры. Можно читать стихотворение, а дети будут изображать и героев, и предметы, и действия. Можно предложить детям и самостоятельно озвучивать свои действия в образе героя или предмета из стихотворения. А подобранные атрибуты и костюмы усилят зрительный образ, что будет способствовать более быстрому запоминанию.

Стихотворение и игра. Чтобы детям было не скучно при заучивании стихотворения, можно и нужно использовать разнообразные игровые приемы или элементы игры. Например, играя с ребенком в машинки, можно попросить пароль в виде стихотворения, когда машине нужно проехать через воротики. Или, играя в игрушки, можно попросить ребенка научить их читать стихотворение. С более старшими детьми можно играть в игру «кто больше вспомнит стихотворений» или «покажи стихотворение и мы угадаем».

Существует множество стихотворений, положенных в основу подвижных игр: «У медведя во бору», «Огуречик, огуречик» и т.п. Игра в данном случае является ведущим видом деятельности, а стихотворение – её сопровождением. И запоминают дети такие «игровые» стихи очень быстро и с удовольствием.

Стихотворение и окружающая действительность. Можно специально не заниматься разучиванием стихов, а читать их детям соответственно возникшей или увиденной ситуации: моем руки – читаем про это потешку; увидели собаку – прочитали про нее стихотворение; купили новую игрушку – и опять сопроводили чтением соответствующего четверостишия и т.д. При постоянном повторе таких стихов при возникновении соответствующей ситуации (а ситуации почти всегда повторяются) ребенок начнет повторять вместе со взрослым, а затем и сам. И эффект заучивания будет достигнут.

Читаем стихи хором. Этот прием дети очень любят. При коллективном прочтении знакомых строк практически все дети «подключаются» к процессу, даже те, кто этих строк не знает, поскольку читать совместно – это, во-первых, весело, во-вторых, можно не бояться ошибиться и, в-третьих, это формирование навыка работы в команде: нужно «слышать» товарища, не «забегать» вперед, поддерживать ритм и интонацию. И заучиваются стихи в совместном прочтении очень легко.

Из опыта. У одной знакомой воспитательницы дети в группе всегда знали и читали очень много стихов. А использовала она очень часто прием хорового чтения, и не специально организованного, а сопровождающего какую-либо деятельность детей: шли в музыкальный зал – читали стихи, выходили на прогулку – тоже со стихами, переодевались на физкультуру – и опять из раздевалки доносилось коллективное чтение. Таким образом, с пользой были «заполнены» многие режимные моменты и, что самое главное, это очень нравилось детям, а когда что-то нравиться – результат на заставит себя ждать.

Стихотворение с выражением. Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением. Многие взрослые приучают детей к невыразительной манере чтения стихов, и заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...». Чтобы этого избежать, нужно придерживаться некоторых правил:  

  • взрослый должен сам читать стихотворение с выражением, соблюдая соответствующую тексту интонацию, правильно расставляя логические ударения, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма;
  • необходимо построчно разобрать с ребёнком стихотворение, как конструктор, интонационно «расставляя» знаки препинания: точка - большая пауза, запятая – короткая пауза, вопросительный знак – это вопрос, восклицательный знак – это повышение нот в голосе и т.д.
  • важно, чтобы ребенок понимал смысл и суть стихотворения, это поможет правильно распределить и дополнить стихотворные строки средствами выразительности: внешней техники (мимика, жесты), силе голоса (громко, тихо, умеренно), его темпу (ускорение, замедление), паузам в речи для осуществления речевого дыхания, звуковой окраске текста или стихотворения (весело, грустно, жалобно, торжественно) и т.д.
  • стихотворение должно нравиться ребенку, быть подобранным по возрасту ребенка и не вызывать затруднений при прочтении, что значительно облегчит чтение стиха от души и с выражением.

И обязательно хвалите ребенка. Если ребенок чувствует успех, то деятельность становится ему интересной, и он с удовольствием будет ею заниматься.

Удачи Вам и Вашим детям на пути в мир поэзии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...