"Сказки - добрые друзья"
рабочая программа

Силаева Ольга Сергеевна

Рабочая  программа по повышению интереса  детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.metodicheskie_rekomendatsii_k_programme.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  К  РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ    ПРОГРАММЫ

«СКАЗКИ  -  ДОБРЫЕ  ДРУЗЬЯ».

1. В основу содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой вниманию дошкольников, лежит методика Л.Фесюковой, изложенная в её книге «Воспитание сказкой».  Исследователь справедливо утверждает, что сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

        Однако удивительный сказочник Д.Родари, а в дальнейшем и большинство авторов ТРИЗ совершенно справедливо утверждают следующее:

- существует много сказок жестоких, несущих в своём содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как зарезали коровушку из сказки «Крошечка-Хаврошечка»  и девочка плакала на её могиле, как сёстры и мачеха издевались над Золушкой.

- сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей.

- сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

        Л.Б.Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д.Родари и рекомендации авторов ТРИЗ, плюс авторский подход. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребёнка».

        Для этого Л.Б.Фесюковой разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать.

Она выглядит следующим образом:

Название сказки.

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руки.

«Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д.» (Л.Б.Фесюкова).

  1. Нравственный урок. Его можно выразить пословицей или поговоркой, или кратким, но ёмким высказыванием. Например, нравственный урок сказки «Рукавичка» - «В тесноте да не в обиде». Это один из вариантов, с которым вполне можно согласиться. Но можно и ввести противоречие: да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то? Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её обитателям. А все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Значит, можно добавить к основному нравственному уроку ещё один -  «Не надо терять свои вещи». Можно рассмотреть различные стороны случая: кому хорошо в этой ситуации, а кому плохо? А может, и не так страшно это для деда? Баба свяжет ему новые рукавички и он будет их беречь.
  2. Воспитание добрых чувств. Раздел вытекает из нравственного урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Что бы  вы придумали, если бы оказались в этой сказке? Чем бы помогли героям?

Аналогично ведётся работа и по остальным разделам схемы.

Рассмотрим пример работы по данной методике на основе содержания сказки «Репка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- Дело любое спорится у друзей.

- Если помогать и работать дружно, то всё получится.

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что можно похвалить каждого из сказки?

- Только ли мышка помогла деду? А если бы мышка была одна, а остальные ушли?

3.

Сказка и математика.

- Сосчитать на слух всех участников «трудовой бригады».

- Смоделировать сказку, используя геометрические фигуры или объёмные геометрические тела.

- Разделить репку на всех, так, чтобы никому не было обидно.

4.

Речевая зарядка.

- Повторить рефрен сказки («Дедка за репку, бабка за дедку»…) громко, затем шёпотом, затем тонким голосом, затем низким, «басом».

- Пересказать сказку, подставив частицу «не» перед словом «репка». Затем придумать, что же на самом деле посадил дед? Рассказать новую сказку.

5.

Сказка и экология.

-  Как вы думаете, почему деду удалось вырастить такую большую репку? Чем полезна репа и другие овощи? Как их выращивают?

- Рассматривание фотографий (или натуральных) овощей.

Физкультминутка

- Пантомима

- Логоритмика

- Тематическая разминка

6.

Сказка развивает руки

- Вылепить репку из пластилина.

- Нарисовать иллюстрацию к сказке на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей).

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать имена каждому герою.

- Придумать продолжение сказки (что было потом,  после окончания сказки: может, репка оказалась волшебной, или были приглашены гости на обед? Или возникли споры, как её разделить?

- Придумать новый конец сказки, разыграв её с помощью настольного театра.

2. Основа работы по данной программе - воспитание у ребёнка позиции активного читателя (слушателя).  По утверждению З.А.Гриценко, процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления его личности. Необходимо помнить, что ребёнок-дошкольник является своеобразным читателем.  В действительности это- слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, создание системы чтения – всё это во власти взрослого.

Ребёнок постепенно привыкает к тому, что процесс обращения к книге – это позитивный момент жизни. С книгой связано множество увлекательных занятий, но чтобы перейти к этим занятиям, необходимо внимательно прочесть произведение. Поэтому, работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующее общение на темы: «За что сказать спасибо этой книге?», «Как книга человека выручает» и пр.  

3.  Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует духовной связи  ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Позитивным моментом в данном аспекте воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс общения с книгой приятным и полезным для ребёнка. Родители вполне способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок, в  подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно, чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»

Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного  процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления   ...

"Сказки - добрые друзья"

Рабочая программа кружка...

Рабочая программа "Сказки - добрые друзья"

Программа включает пояснительную записку и планирование работы по возрастным группам....

Программа кружка «СКАЗКИ - ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ» (литературный) Для детей 4-5 лет

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные общеобразовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошк...

Проект в подготовительной группе "Сказки - добрые друзья"

Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок.Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задуш...

Сказки добрые друзья

Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.   Научить детей оригинально, непривычно, по-своему н...

Отчет по работе литературного кружка "Сказки - добрые друзья"

В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках в библиотека...