Тема: «Формы воспитания детей среднего дошкольного возраста и их использование в воспитательной работе ДОУ»
рабочая программа (средняя группа)

Акежева Эмма Айдамировна

Тема: «Формы воспитания детей среднего

дошкольного возраста и их использование в

воспитательной работе ДОУ»

Введение

Современное дошкольное образование, несмотря на трудности, которые оно испытывает, сохраняет лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса.

Появляются новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно ориентированного взаимодействия.

Процесс воспитательной работы детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Различные формы воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Цель: изучение возможностей использования различных формы воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Задачи:

  1. Понятие «форма воспитательной работы» в педагогической литературе.
  2. Классификация форм воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.
  3. Содержание воспитательной работы с детьми среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

 

1. Понятие «форма воспитания» в педагогической литературе.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

С точки зрения Е.В. Титовой существуют три основных типа форм воспитательной работы:

  • мероприятия;
  • дела;
  • игры [17, с. 34].

Они различаются по следующим признакам:

  • по целевой направленности;
  • по позиции участников воспитательного процесса;
  • по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в группе, организуемые воспитателем или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В.С. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер [20, с. 58].

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

1. По времени подготовки и проведения:

  • экспромт;
  • относительно длительная предварительная подготовка.

2. По способу организации:

  • организуемые одним человеком;
  • организуемые группой участников;
  • организуемые коллективно.

3. По характеру включения в деятельность:

  • обязательное участие;
  • добровольное участие.

4. По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

  • «открытые» (для других, совместно с другими);
  • «закрытые» (для своей группы).

5. По методам воспитания:

  • словесные (беседы);
  • практические (походы куда-либо);
  • наглядные (выставки).

6. По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

  • организация познавательно-развивающей деятельности;
  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание.

Мы поддерживаем точку зрения Е.В. Титовой [17, c. 22] относительно того, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия; дела; игры.

Реорганизация воспитательного процесса, связанная с переходом на новые образовательные стандарты, обусловила необходимость пересмотра традиционной методологии и педагогических практик. С целью использования максимального числа образовательных ресурсов и обеспечения условий, в полной мере соответствующих психофизическим особенностям дошкольного развития, педагоги применяют различные формы работы с детьми в ДОУ по ФГОС. Эти популярные и новаторские педагогические приемы объединяет, по мнению Е.Б. Волосовой, ряд характеристик:

  • стимулирование познавательной активности детей посредством создания содержательной предметно-развивающей среды, вовлечение детей в индивидуальную и коллективную поисковую, экспериментаторскую деятельность;
  • передача инициативы от воспитателя детям (воспитатель помогает и направляет);
  • сохранение превалирования игровой активности над другими видами деятельности [2, с. 53]. 

Достижение воспитательно-образовательных целей, предусмотренных программным минимумом дошкольного образования, основывается на правильной организации активности дошкольников.

Таким образом, понятие «форма воспитания» трактуется, как варианты организации конкретного воспитательного процесса. В этом воспитательном процессе должны быть объединены и сочетаться цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Классификация форм воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

Эффективность воспитательной работы во многом определяют выбранные воспитателем формы работы с детьми в ДОУ по ФГОС - организаторские приемы, направленные на достижение целевых задач в режимных моментах и процессе взаимодействия с дошкольниками в целом. В условиях стремительно меняющейся действительности, когда задачей воспитателя становится не передача знаний об окружающем мире, а привитие навыков познания и исследования, именно способы индивидуальной и коллективной организации полезного досуга с детьми становятся основным инструментом создания среды, способствующей гармоничному формированию личности.

В отечественной педагогике, по мнению Л.А. Парамоновой и Е.Ю. Протасовой, за годы совершенствования методологических разработок спроектированы и опробованы десятки форм организации образовательной и досуговой активности дошкольников, нуждающиеся в пересмотре и дополнении в связи с изменением стратегических задач российской образовательной системы. Вместе с тем согласно Стратегии развития воспитания в РФ нет оснований для изменения базовой классификации форм организации детской активности: для повышения показателей эффективности педагогического труда целесообразно перестраивать проверенные организационные способы с учетом особенностей направлений деятельности и принципами ФГОС. Формы работы с детьми (классификация по типу организации группы) (таблица 1) [10, с. 29].

Таблица 1

Формы работы с детьми (классификация по типу организации группы)

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Способствует решению точечных педагогических задач, но часто становится причиной психологического дискомфорта ребенка. Ограничивает возможности активного взаимодействия с другими детьми в группе

Предусматривает разделение дошколят на группы по интересам, а не уровням развития. Позволяет повысить уровень учебной мотивации воспитанников при условии, что воспитателю удастся обеспечить слаженное взаимодействие детей

Воспитательный модуль организуется в соответствии с расписанием со всей группой, что гарантирует возможность широкого охвата и экономичность обучения. Проблемой данной формы работы является невозможность создать оптимальные условия развития для каждого дошкольника

 

Ввиду несовершенства всех форм воспитательной работы целесообразно применять различные организационные решения, основываясь на актуальных задачах, особенностях образовательной ситуации в конкретный момент времени, желаниях дошкольников. При этом в условиях воспитательного процесса, базирующегося на интеграции различных образовательных областей (что обусловлено последовательной реализацией системно-деятельностного подхода), очень важно выбирать педагогические приемы, позволяющей наиболее эффективно организовать содержательную и полезную активность детского коллектива по различным видам деятельности в ходе НОД и во время режимных моментов для успешной реализации выбранной примерной основной образовательной программы (таблица 2). 

Таблица 2

Примерная основная образовательная программа

Виды деятельности (НОД + режимные моменты)

Формы педагогической работы с дошкольниками

Игровая - основной вид детской активности, обусловленный психофизическими особенностями и самой природой

Различные виды игр (с правилами, дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, подвижные), игровые упражнения, игры-драматизации, игры-путешествия, игры-экскурсии, игровые учебные тренировки, пальчиковые игры

Коммуникативная - реализуется во время всего периода пребывания воспитанников в детском саду (общение с педагогом и сверстниками, в режимных и образовательных моментах)

Коллективные и индивидуальные беседы, моделирование ситуативных разговором и дидактических речевых ситуаций, разучивание пословиц, считалок, поговорок, стихов, песенных куплетов, викторины, интеллектуальные игры, составление рассказов по картинкам или из личного опыта

Познавательно-исследовательская, призванная повысить уровень мотивации малышей к познанию окружающего мира, формированию системы представлений

Наблюдение за природными процессами, проведение экспериментов и опытов, проектирование проблемных ситуаций и поиск путей их разрешения, моделирование, просмотр учебных материалов различного типа (печатных пособий, видеоряда, обучающих программ), проведение встреч с интересными людьми, участие в экскурсионной деятельности, коллекционирование, создание выставок, мини-музеев

Двигательная, способствующая реализации естественных физиологических потребностей ребенка в движении

Утренняя гимнастика, физкультминутки согласно режиму дня, занятия по физической культуре, подвижные и малоподвижные игры (на прогулке и в группе), пальчиковая и иные виды гимнастики, выполнение игровых упражнений

Самообслуживание, элементарный бытовой труд - форма организации содержательного досуга, направленная на формирование самостоятельности детей, формирование положительной установки к выполнению базовых трудовых задач

Тренировка культурно-гигиенических навыков в режимных моментах, в ходе игр и импровизаций, дежурства, выполнение поручений, реализация проектов, труд на групповом участке

Изодеятельность и конструирование - формы активности, обеспечивающие возможность восприятия дошкольниками эстетичной формы действительности и развитие предметно-пространственного мышления

Занятия, посвященные рисованию, лепке, аппликации, созданию масштабных творческих проектов, организация мини-мастерских, игра с конструкторами, изготовление поделок, участие в подготовке оформительских материалов для мероприятий, знакомство с произведениями известных художников, скульпторов

Музыкальная деятельность: на формирование способностей эмоционального восприятия музыкальных произведений

Слушание музыкальных произведение, исполнительство, импровизации, музыкальные игры и викторины, подготовка театральных постановок, знакомство с различными музыкальными инструментами

Восприятие произведений художественной литературы

Чтение, проведение бесед, сказочные викторины, разучивание отрывков произведений, импровизации, драматизации

 

Важно отметить, что в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода каждая практикуемая форма воспитательной работы должна обеспечить «прохождение» дошкольниками стандартного пути познания, позволяющего закрепить базовый навык и обеспечить возможность его произведения. Именно этот метапредметный показатель оценивается в ходе контроля качества образовательной деятельности в ДОУ. Развитие любого вида активности, с точки зрения Н.А. Виноградовой, строиться по следующей схеме:

1. Пробное действие - проявление инициативы, самостоятельная активность.

2. Выявление затруднения - причины или ряда причин, препятствующих достижению желаемой цели.

3. Совместная деятельность (с воспитателем), направленная на преодоление затруднения и закрепление базовых навыков.

4. Взаимодействие с другими детьми, в ходе которого осуществляется закрепление успеха.

5. Самодеятельность [1, с. 64].

Включение дошкольного воспитания в общий модуль российского образования обусловило необходимость пересмотра расширения отдельных педагогических форм воздействия. Наряду с распространенными методами и приемами работы с детьми в ДОУ по ФГОС, отраженными в таблице 3, в соответствии с образовательными областями, возникла необходимость обеспечения интеграции воспитательного процесса в широком смысле - не через отдельные занятия, а объединение понятийной базы, разработку форм активности, способствующих всестороннему развитию. Именно это усложняет процесс четкой классификации форм, методов и приемов воспитательной работы, который продолжает расширяться, усовершенствоваться и видоизменяться благодаря ведению воспитателями неустанной методической и поисковой деятельности.

Таблица 3

Методы и приемы работы с детьми в ДОУ по ФГОС

Образовательные области по ФГОС

Интегрированные приемы работы с дошкольниками

Социально-коммуникативное развитие - образовательная область, реализация которой направлена на усвоение социальных норм, осознание детьми моральных и нравственных ценностей, формирование навыков саморегуляции, необходимых для уверенного вхождения в социум.

Данное направление развития не классифицируется как элемент непосредственной образовательной деятельности, но формирование эмоционального интеллекта - способности к сопереживанию, восприимчивости, готовности прийти на выручку - осуществляется во время обсуждения различных дисциплинарных ситуаций, познания мира, знакомства с произведениями художественной литературы.

В рамках социально-коммуникативного развития традиционно используют различные способы передачи информации дошкольникам - текстовый, визуальный, аудиальный. Это обуславливает выделение таких форм педагогической работы по направлению:

.1. Моделирование ситуаций выбора с последующим обсуждением действий персонажей. В ходе беседы дошкольники дают оценку поступкам героев, рассуждают, как стоило бы вести себя в таких условиях.

2. Игры с правилами, сюжетно-ролевые игры: дошкольникам дается право по очереди руководить действиям воспитателями или других малышей из группы

3. Наблюдение, исследование, экспериментирование

Познавательное развитие - сфера педагогического воздействия, направленного на повышение уровня любознательности детей дошкольного возраста, удовлетворение их познавательных потребностей и расширение системы детских: представлений о мире:

1) предметах и объектах окружающей действительности (размере, цвете, объеме, количестве, связях - понятиях целого и части;

2) пространственных и временных рамках, особенностях причинно-следственной связи);

3) о культуре родной нации, традициях, праздниках;

4) о других народах, планете Земля и космосе

При реализации познавательного комплекса дошкольников превалирует познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность.

Рекомендуемые приемы работы:

1. Все виды активности, основанные на принципе «вижу-действую»: наблюдение, экспериментирование, исследования, экскурсии.

2.Прием «Знаете ли вы?»: развивающие беседы, чтение познавательной литературы, проектная деятельность.

3. Коллекционирование, создание альбомов и выставок, проведение встреч с интересными людьми

Речевое развитие - консолидация форм работы, способствующих скорейшему овладению дошкольниками средствами общения (формирование связной речи, обогащение словаря, совершенствование интонации и произношения, построение моно- и диалогических высказываний)

Способы педагогического воздействия, способствующие речевому развитию дошколят, выполняются параллельно по трем направлениям:

1. Подготовка к письму: создание ритмических рисунков, штриховка, написание элементов букв в сетке, тренировка мелкой моторики.

2. Овладение речью как средством коммуникации: проведение артикуляционной гимнастики, расширение активного словаря в ходе знакомства с книжкой культурой, экскурсионной активности, подготовки выставок, проведения бесед на различные темы.

3. Подготовка к обучению чтению: дифференциация звуков, выявление последовательности звуков в словах, проведение звуко-буквенного анализа простых слов в игровой форме

Художественно-эстетическое развитие - формирование ценностно-смыслового восприятия, базовых знаний дошколят о различных видах искусства, способности к восприятию действительности через призму эстетического оценивания, художественного вкуса. В контексте данного образовательного направления осуществляется всестороннее творческое развитие воспитанников

Ввиду наличия значительных различий между направлениями художественно-эстетического развития целесообразно классифицировать продуктивное взаимодействие по трем группам:

1. Изобразительная деятельность (создание коллективных творческих поделок - панно, альбомов, выставок; освоение точечных в ходе групповой и индивидуальной работы, знакомство с полотнами знаменитых художников).

2. Музыка (слушание лучших произведений детских композиторов, исполнительство - разучивание песен, знакомство с простыми музыкальными инструментами, театрализация, организация музыкальных праздников и развлекательных мероприятий).

3. Художественная литература (слушание высокохудожественных прозаических и поэтических произведений, неродных сказов, проведение книжных выставок)

Физическое развитие — образовательное направление, в рамках реализации которого осуществляется удовлетворение физиологической потребности дошкольников в движении, формирование опорно-двигательной системы, укрепление мышечного корсета, совершенствование общей координации движений, гибкости, мелкой моторики, становление ценностных установок касательно ведения здорового образа жизни

Педагогическое воздействие предусматривает организацию безопасной и содержательной физической активности дошкольников, соответствующей возрастным психофизическим особенностям, что достигается посредством создания условий для систематического выполнения воспитанниками простых движений (ходьба, прыжки, бег, повороты и другие комплексы, которые постепенно усложняются) с последовательным переходом от демонстрации к озвучиванию словесных команд. 

Реализация физкультурного комплекса осуществляется во время целевых занятий, во время выполнения физкульминуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, а также при организации подвижных игр, поисковых квестов, игр с элементами соревнований, развлекательных мероприятий, театрализаций

 

Изменение традиционных образовательных форм в дошкольных организациях страны обусловило необходимость пересмотреть методы и приемы, применяемые согласно ФГОС на занятиях в ДОУ. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) с недавних пор реализуется как комплекс различных видов активности, основанный на повышении уровня вовлеченности детей. Проектирование проблемных ситуаций, моделирование познавательных сюжетов, реализация поисковых и продуктивных проектов, дидактическое игровое воздействие - все эти направления совместной деятельности воспитателей и дошкольников, с точки зрения Л.Н. Галигузовой и С.Ю. Мещеряковой-Замогильной, могут быть осуществляться с обязательной интеграцией различных образовательных областей при условии применения обновленных методов педагогической работы, из числа которых следует выделить [3, с. 47]:

1. Словесные. Организация групповых бесед, консультаций, в ходе которых осуществляется быстрая передача информации от воспитателя детям, долгое время оставалась приоритетным методом воспитания. Ввиду перехода к внедрению принципов системно-деятельностного подхода, основанного на самостоятельном «открытии» малышами знаний об окружающем мире, информационно-рецептивные способы передачи данных утратили актуальность. И все же словесные методы педагогического воздействия должны составлять значительную часть общего модуля воспитательной деятельности ввиду возрастных особенностей дошколят, нуждающихся в постоянном руководстве со стороны педагога-наставника, без которого нельзя говорить о значимых результатов познания.

2. Наглядные. Визуализация - один из приоритетных способов донесения информации, но педагогическую работу с применением наглядного метода важно устраивать с учетом требований времени. Большинство дошкольников используют смартфоны, планшеты, компьютеры в домашних условиях, поэтому традиционная работа с карточками и символьными знаками, характеризовавшаяся высокой результативностью в прошлом, должна быть заменена практикой демонстрации презентаций, обучающих видеороликов, мультфильмов (без нарушения санитарно-гигиенических норм). В качестве инновационных наглядных методов также могут быть использованы импровизации, наблюдения, опыты, поисковые проекты, позволяющие закрепить понятийный уровень дошколят и добиться высокого уровня вовлеченности воспитанников в образовательный процесс.

3. Практические. Многочисленные исследования доказывают, что уверенное овладение навыками и умениями возможно только в процессе продуктивной деятельности; это подтверждают и результаты педагогических исследований. Поэтому воспитателям детского сада в условиях реализации ФГОС важно использовать все доступные практические методы, а именно:

  • репродуктивный, основанный на многократном повторении действия согласно заданному алгоритму;
  • проблемное изложение - проектирование ситуаций с затруднением, самостоятельное разрешение которого позволяет обеспечить успешный опыт «открытия» знания и расширение системы детских представлений об окружающем мире;
  • частично-поисковый, осуществляемый в ходе поэтапного решения отдельных задач с целью поиска ответа на обширные вопросы;
  • исследовательский, в основе которого лежит экспериментаторство.

Крайне важно, чтобы при проектировании образовательного процесса главенствующая роль отводилась активным практическим методам воспитания, позволяющим повысить уровень мотивации дошкольников, способствовать становлению их жизненной позиции, открытости всему новому и готовности перехода на новую образовательную ступень в будущем.

Таким образом, существует следующая классификация форм работы с детьми по типу организации группы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Для индивидуальных форм характерно общение воспитателей и детей. Это может быть: беседа; выполнение совместного поручения; совместный поиск решения проблемы, задачи. Групповые формы работы включают советы дел, творческие группы, микрокружки. Воспитатель в этих формах проявляет себя как организатор. Коллективными формами работы могут быть различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные соревнования и др. Воспитатели здесь могут выполнять различную роль: ведущего участника; организатора; помощника детей в организации деятельности.

Содержание воспитательной работы с детьми среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Воспитательная работа представляет собой целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации [3, c. 47].

Воспитательная работа является обязательной составляющей образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Этот особый вид педагогической деятельности используется с целью создания среды, необходимой для всестороннего развития дошкольников.

Воспитательно-образовательная работа в ДОО, по мнению С.А. Козловой, ведется на всех этапах реализации основных и дополнительных образовательных программ: во время проведения учебных занятий в группе, экскурсий, прогулок, утренников, походов; при организации коллективного или индивидуального игрового процесса, творческой или любой другой деятельности, осуществляемой с целью активизации исследовательской, речевой, двигательной активности детей [8, с. 54].

Педагог-воспитатель имеет право самостоятельно выбирать методологию и формы воспитательной работы, исходя из возраста, физиологического и психологического состояния воспитанников, педагогических целей и технического оснащения группы.

ФГОС ДО ставит цель: повысить ответственность образовательных организаций перед обществом и родителями, ответственность педагогов за реализацию и за проведение образовательной деятельности. Профессионал высокой квалификации, воспитатель, имеющий педагогический опыт – сможет перестроиться и организовать работу с детьми в ДОУ в любых условиях, потому что основы педагогики не меняются, позиции фундаментальные: учет индивидуальных и возрастных особенностей детей – не меняются.

Все, что сделал педагог в обновлении педагогического процесса, в условиях реализации ФГОС ДО только должно утвердиться и продолжать совершенствоваться. Самое трудное в Стандарте – это переосмыслить два его основных положения. Рассмотрим их.

1. Организация работы с детьми в ДОУ: эмоциональность ребенка.

Воспитатель должен помнить, что ребенок очень эмоционален. Педагог должен научиться управлять эмоциями воспитанников, поэтому программы нового поколения ставят во главу содержание: праздники, общественные события, событийность того или иного процесса, происходящего в группе детского сада.

Это переживание подготовки к какому-то событию, затем проведение этого праздника или события в группе или в целом детском саду. Затем – последующий анализ: как это было, что запомнилось, что тебе понравилось, что мы еще можем сделать и т.д. «Проживание ребенком» праздника или еще какого-то интересного календарного события будет влиять на эмоциональное развитие дошкольника, и в то же время выстраивать ненавязчивое обучение.

Когда предлагается такая структура в организации работы с детьми в ДОУ, мы этим возвращаемся к идеалу, к тем замыслам, которые были провозглашены еще Ф. Фребелем. Более 150-ти лет назад им был создан первый детский сад в системе дошкольного образования. Он разработал «Дары» для ребенка, которые очень близки взрослому в виде эмоционального взаимодействия с детьми через специально созданный материал. Девизом для педагогов должны стать такие слова: «Воспитатель! Не надо обучать ребенка, а надо жить с детьми интересной, общей жизнью» [6, с. 39].

2. Организация работы с детьми в ДОУ: индивидуальность ребенка.

Второе важное положение ФГОС ДО – это учет индивидуальности каждого ребенка. Воспитатели должны четко для себя как установку дать, что ребенок – это целостный организм с индивидуальными особенностями в развитии и его нельзя разделить ни на какие образовательные области, на приоритетные направления в организации педагогического процесса. Его развитие следует выстраивать так, чтобы при организации работы с детьми в ДОУ включать то или иное направление в развитии ребёнка.

Основной акцент делается не столько на содержание программы, сколько на гибкость способов действий каждого педагога: как воспитатель, ориентируясь на Программу, на Стандарт, подбирает методы, приемы работы, какими способами добивается результата развития каждого воспитанника с учетом его возрастных, индивидуальных особенностей и большой наполняемости группы.

Учитывая эмоциональность дошкольников, с точки зрения Н.В. Микляевой, педагог должен не столько обучать, сколько создавать условия, чтобы ребенок захотел участвовать в той или иной деятельности. В основе любой деятельности лежат мотивы. Мотивация к детской деятельности формируется при помощи подбора средств, методов, форм, опыта работы воспитателя в ДОУ в организации работы с детьми [9, с. 61].

При организации НОД необходимо ориентироваться на желания, интересы, склонности, способности детей. Мотивированная таким образом деятельность более результативна, т.к. способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.

«Чем ты хочешь заняться?», «Если ты хочешь узнать … – ты должен сделать…», «У тебя получится, и ты сможешь…», «Давай вместе попробуем, и ты увидишь…» – такого вида вопросы, убеждения, беседы педагога с воспитанником способствуют активной мотивации его к деятельности, формированию личности.

Встречаются такие воспитатели, которые настолько активно включаются в детскую деятельность и ведут дошкольников за собой, что сами все решают за них. В течение каждого учебного дня в каждой возрастной группе ДОУ в организации работы нужно уметь условно выделить совместную партнерскую деятельность взрослого и ребенка и свободную самостоятельную деятельность детей.

ФГОС ДО основывается на новых научных исследованиях. Воспитатель должен их учить и знать, потому что не учитывать те новые научные исследования в развитии ребенка (от рождения до поступления в школу), которые проводятся во всем мире, просто нельзя. При организации работы с детьми в ДОУ очень важно учитывать психологическое сопровождение образовательной деятельности.

Это не просто введение в штатное расписание детского сада должности психолога, причем практического психолога, но и:

  • знание педагогом основных положений психологии;
  • четкая организация взаимодействия воспитателей со специалистами всего педагогического коллектива;
  • создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников, ориентация на семью и ценности семейных отношений [19, с. 83].

Таким образом, педагог-воспитатель самостоятельно выбирает формы воспитательной работы, исходя из возраста, а также физиологического и психологического состояния воспитанников.

Учитывая эмоциональность дошкольников, педагог должен создавать условия, чтобы ребенок захотел участвовать в той или иной деятельности. Мотивация к детской деятельности должна формироваться при помощи подбора средств, методов, форм, опыта работы воспитателя в ДОО в организации работы с детьми.

Вывод

«Формой воспитания» варианты организации конкретного воспитательного процесса, объединяющего цель, задачи, принципы, закономерности и методы воспитания.

Классификация форм работы с детьми: индивидуальная, групповая, фронтальная. Индивидуальные формы характеризуются общением воспитателей и детей в виде беседы, выполнения совместного поручения и др. К групповым формам работы, в которых воспитатель проявляет себя как организатор, можно отнести советы дел, творческие группы, микрокружки. Коллективными формами работы могут быть конкурсы, спектакли, концерты, спортивные соревнования и др.

Педагог-воспитатель выбирает формы воспитательной работы, исходя из возраста, учитывая эмоциональность дошкольников. Он должен создавать условия, чтобы ребенок захотел участвовать в той или иной деятельности.

 

 

Заключение

В дошкольной образовательной организации одной из приоритетных функций является обучение и воспитание детей. Для обеспечения этой функции необходимо учитывать основные потребности, эмоциональное состояние воспитанников и эффективно строить образовательный процесс.

Основными задачами ДОО является:

  • создание предметно-развивающей среды;
  • обеспечение квалифицированными педагогами;
  • грамотное взаимодействие с родителями;
  • формирование эффективного образовательного процесса и воспитательной работы;
  • дополнительное образование детей;
  • развитие творческих способностей детей;
  • координация различных подходов для создания комфортных условий для детей с ОВЗ.

Период от 4 до 5 лет является не самым «трудным», но, тем не менее, очень важным в жизни дошкольника. Знание особенностей психологии и физиологии детей этого возраста поможет воспитателю спланировать и организовать образовательный процесс так, чтобы максимально способствовать всестороннему развитию и становлению личности ребенка.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы.

Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.

 

Список литературы

  1. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c.
  2. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста / Е.Б. Волосова. – М.: Линка – Пресс, 2012. – 283 с.
  3. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
  4. Дошкольная педагогика / ред. А.М. Леушина. – СПб.: Питер, 2012. - 286 c.
  5. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену. - М.: Форум, 2012. - 256 c.
  6. Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева. - М.: Academia, 2016. - 320 c.
  7. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: Проблемы и пути оптимизации: Материалы Всероссийского совещания `Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях` Москва, 17-19. – М.: Наука2016. - 344 c.
  8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 416 c.
  9. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
  10. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. - М.: Академия, 2014. - 240 c.
  11. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2015. - 399 c.
  12. Сазонова, Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций / Н.П. Сазонова. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 272 c.
  13. Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – 2010 - №3. – С. 29-32.
  14. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. - 2014 - №1. – С. 41-46.
  15. Теплицкая, И.Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста / И.Б. Теплицкая // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста . - 2011. - С. 111-116.
  16. Титов, В.А. ВПС: Дошкольная педагогика. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор, 2002. - 192 c.
  17. Титова, Е.В. Если знать, как действовать / Е.В. Титова. - М.: Просвещение, 1999. – 192 с.
  18. Теплюк, С.Н. Ребенок третьего года жизни Пособие для родителей и педагогов / С.Н. Теплюк; под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 256 с.
  19. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2015. - 240 c.
  20. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формы воспитания детей среднего

дошкольного возраста и их использование в

воспитательной работе ДОУ»

Введение

Современное дошкольное образование, несмотря на трудности, которые оно испытывает, сохраняет лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса.

Появляются новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно ориентированного взаимодействия.

Процесс воспитательной работы детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Различные формы воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Цель: изучение возможностей использования различных формы воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Задачи:

  1. Понятие «форма воспитательной работы» в педагогической литературе.
  2. Классификация форм воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.
  3. Содержание воспитательной работы с детьми среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

1. Понятие «форма воспитания» в педагогической литературе.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

С точки зрения Е.В. Титовой существуют три основных типа форм воспитательной работы:

  • мероприятия;
  • дела;
  • игры [17, с. 34].

Они различаются по следующим признакам:

  • по целевой направленности;
  • по позиции участников воспитательного процесса;
  • по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в группе, организуемые воспитателем или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В.С. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер [20, с. 58].

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

1. По времени подготовки и проведения:

  • экспромт;
  • относительно длительная предварительная подготовка.

2. По способу организации:

  • организуемые одним человеком;
  • организуемые группой участников;
  • организуемые коллективно.

3. По характеру включения в деятельность:

  • обязательное участие;
  • добровольное участие.

4. По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

  • «открытые» (для других, совместно с другими);
  • «закрытые» (для своей группы).

5. По методам воспитания:

  • словесные (беседы);
  • практические (походы куда-либо);
  • наглядные (выставки).

6. По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

  • организация познавательно-развивающей деятельности;
  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание.

Мы поддерживаем точку зрения Е.В. Титовой [17, c. 22] относительно того, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия; дела; игры.

Реорганизация воспитательного процесса, связанная с переходом на новые образовательные стандарты, обусловила необходимость пересмотра традиционной методологии и педагогических практик. С целью использования максимального числа образовательных ресурсов и обеспечения условий, в полной мере соответствующих психофизическим особенностям дошкольного развития, педагоги применяют различные формы работы с детьми в ДОУ по ФГОС. Эти популярные и новаторские педагогические приемы объединяет, по мнению Е.Б. Волосовой, ряд характеристик:

  • стимулирование познавательной активности детей посредством создания содержательной предметно-развивающей среды, вовлечение детей в индивидуальную и коллективную поисковую, экспериментаторскую деятельность;
  • передача инициативы от воспитателя детям (воспитатель помогает и направляет);
  • сохранение превалирования игровой активности над другими видами деятельности [2, с. 53]. 

Достижение воспитательно-образовательных целей, предусмотренных программным минимумом дошкольного образования, основывается на правильной организации активности дошкольников.

Таким образом, понятие «форма воспитания» трактуется, как варианты организации конкретного воспитательного процесса. В этом воспитательном процессе должны быть объединены и сочетаться цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Классификация форм воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

Эффективность воспитательной работы во многом определяют выбранные воспитателем формы работы с детьми в ДОУ по ФГОС - организаторские приемы, направленные на достижение целевых задач в режимных моментах и процессе взаимодействия с дошкольниками в целом. В условиях стремительно меняющейся действительности, когда задачей воспитателя становится не передача знаний об окружающем мире, а привитие навыков познания и исследования, именно способы индивидуальной и коллективной организации полезного досуга с детьми становятся основным инструментом создания среды, способствующей гармоничному формированию личности.

В отечественной педагогике, по мнению Л.А. Парамоновой и Е.Ю. Протасовой, за годы совершенствования методологических разработок спроектированы и опробованы десятки форм организации образовательной и досуговой активности дошкольников, нуждающиеся в пересмотре и дополнении в связи с изменением стратегических задач российской образовательной системы. Вместе с тем согласно Стратегии развития воспитания в РФ нет оснований для изменения базовой классификации форм организации детской активности: для повышения показателей эффективности педагогического труда целесообразно перестраивать проверенные организационные способы с учетом особенностей направлений деятельности и принципами ФГОС. Формы работы с детьми (классификация по типу организации группы) (таблица 1) [10, с. 29].

Таблица 1

Формы работы с детьми (классификация по типу организации группы)

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Способствует решению точечных педагогических задач, но часто становится причиной психологического дискомфорта ребенка. Ограничивает возможности активного взаимодействия с другими детьми в группе

Предусматривает разделение дошколят на группы по интересам, а не уровням развития. Позволяет повысить уровень учебной мотивации воспитанников при условии, что воспитателю удастся обеспечить слаженное взаимодействие детей

Воспитательный модуль организуется в соответствии с расписанием со всей группой, что гарантирует возможность широкого охвата и экономичность обучения. Проблемой данной формы работы является невозможность создать оптимальные условия развития для каждого дошкольника

Ввиду несовершенства всех форм воспитательной работы целесообразно применять различные организационные решения, основываясь на актуальных задачах, особенностях образовательной ситуации в конкретный момент времени, желаниях дошкольников. При этом в условиях воспитательного процесса, базирующегося на интеграции различных образовательных областей (что обусловлено последовательной реализацией системно-деятельностного подхода), очень важно выбирать педагогические приемы, позволяющей наиболее эффективно организовать содержательную и полезную активность детского коллектива по различным видам деятельности в ходе НОД и во время режимных моментов для успешной реализации выбранной примерной основной образовательной программы (таблица 2). 

Таблица 2

Примерная основная образовательная программа

Виды деятельности (НОД + режимные моменты)

Формы педагогической работы с дошкольниками

Игровая - основной вид детской активности, обусловленный психофизическими особенностями и самой природой

Различные виды игр (с правилами, дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, подвижные), игровые упражнения, игры-драматизации, игры-путешествия, игры-экскурсии, игровые учебные тренировки, пальчиковые игры

Коммуникативная - реализуется во время всего периода пребывания воспитанников в детском саду (общение с педагогом и сверстниками, в режимных и образовательных моментах)

Коллективные и индивидуальные беседы, моделирование ситуативных разговором и дидактических речевых ситуаций, разучивание пословиц, считалок, поговорок, стихов, песенных куплетов, викторины, интеллектуальные игры, составление рассказов по картинкам или из личного опыта

Познавательно-исследовательская, призванная повысить уровень мотивации малышей к познанию окружающего мира, формированию системы представлений

Наблюдение за природными процессами, проведение экспериментов и опытов, проектирование проблемных ситуаций и поиск путей их разрешения, моделирование, просмотр учебных материалов различного типа (печатных пособий, видеоряда, обучающих программ), проведение встреч с интересными людьми, участие в экскурсионной деятельности, коллекционирование, создание выставок, мини-музеев

Двигательная, способствующая реализации естественных физиологических потребностей ребенка в движении

Утренняя гимнастика, физкультминутки согласно режиму дня, занятия по физической культуре, подвижные и малоподвижные игры (на прогулке и в группе), пальчиковая и иные виды гимнастики, выполнение игровых упражнений

Самообслуживание, элементарный бытовой труд - форма организации содержательного досуга, направленная на формирование самостоятельности детей, формирование положительной установки к выполнению базовых трудовых задач

Тренировка культурно-гигиенических навыков в режимных моментах, в ходе игр и импровизаций, дежурства, выполнение поручений, реализация проектов, труд на групповом участке

Изодеятельность и конструирование - формы активности, обеспечивающие возможность восприятия дошкольниками эстетичной формы действительности и развитие предметно-пространственного мышления

Занятия, посвященные рисованию, лепке, аппликации, созданию масштабных творческих проектов, организация мини-мастерских, игра с конструкторами, изготовление поделок, участие в подготовке оформительских материалов для мероприятий, знакомство с произведениями известных художников, скульпторов

Музыкальная деятельность: на формирование способностей эмоционального восприятия музыкальных произведений

Слушание музыкальных произведение, исполнительство, импровизации, музыкальные игры и викторины, подготовка театральных постановок, знакомство с различными музыкальными инструментами

Восприятие произведений художественной литературы

Чтение, проведение бесед, сказочные викторины, разучивание отрывков произведений, импровизации, драматизации

Важно отметить, что в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода каждая практикуемая форма воспитательной работы должна обеспечить «прохождение» дошкольниками стандартного пути познания, позволяющего закрепить базовый навык и обеспечить возможность его произведения. Именно этот метапредметный показатель оценивается в ходе контроля качества образовательной деятельности в ДОУ. Развитие любого вида активности, с точки зрения Н.А. Виноградовой, строиться по следующей схеме:

1. Пробное действие - проявление инициативы, самостоятельная активность.

2. Выявление затруднения - причины или ряда причин, препятствующих достижению желаемой цели.

3. Совместная деятельность (с воспитателем), направленная на преодоление затруднения и закрепление базовых навыков.

4. Взаимодействие с другими детьми, в ходе которого осуществляется закрепление успеха.

5. Самодеятельность [1, с. 64].

Включение дошкольного воспитания в общий модуль российского образования обусловило необходимость пересмотра расширения отдельных педагогических форм воздействия. Наряду с распространенными методами и приемами работы с детьми в ДОУ по ФГОС, отраженными в таблице 3, в соответствии с образовательными областями, возникла необходимость обеспечения интеграции воспитательного процесса в широком смысле - не через отдельные занятия, а объединение понятийной базы, разработку форм активности, способствующих всестороннему развитию. Именно это усложняет процесс четкой классификации форм, методов и приемов воспитательной работы, который продолжает расширяться, усовершенствоваться и видоизменяться благодаря ведению воспитателями неустанной методической и поисковой деятельности.

Таблица 3

Методы и приемы работы с детьми в ДОУ по ФГОС

Образовательные области по ФГОС

Интегрированные приемы работы с дошкольниками

Социально-коммуникативное развитие - образовательная область, реализация которой направлена на усвоение социальных норм, осознание детьми моральных и нравственных ценностей, формирование навыков саморегуляции, необходимых для уверенного вхождения в социум.

Данное направление развития не классифицируется как элемент непосредственной образовательной деятельности, но формирование эмоционального интеллекта - способности к сопереживанию, восприимчивости, готовности прийти на выручку - осуществляется во время обсуждения различных дисциплинарных ситуаций, познания мира, знакомства с произведениями художественной литературы.

В рамках социально-коммуникативного развития традиционно используют различные способы передачи информации дошкольникам - текстовый, визуальный, аудиальный. Это обуславливает выделение таких форм педагогической работы по направлению:

.1. Моделирование ситуаций выбора с последующим обсуждением действий персонажей. В ходе беседы дошкольники дают оценку поступкам героев, рассуждают, как стоило бы вести себя в таких условиях.

2. Игры с правилами, сюжетно-ролевые игры: дошкольникам дается право по очереди руководить действиям воспитателями или других малышей из группы

3. Наблюдение, исследование, экспериментирование

Познавательное развитие - сфера педагогического воздействия, направленного на повышение уровня любознательности детей дошкольного возраста, удовлетворение их познавательных потребностей и расширение системы детских: представлений о мире:

1) предметах и объектах окружающей действительности (размере, цвете, объеме, количестве, связях - понятиях целого и части;

2) пространственных и временных рамках, особенностях причинно-следственной связи);

3) о культуре родной нации, традициях, праздниках;

4) о других народах, планете Земля и космосе

При реализации познавательного комплекса дошкольников превалирует познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность.

Рекомендуемые приемы работы:

1. Все виды активности, основанные на принципе «вижу-действую»: наблюдение, экспериментирование, исследования, экскурсии.

2.Прием «Знаете ли вы?»: развивающие беседы, чтение познавательной литературы, проектная деятельность.

3. Коллекционирование, создание альбомов и выставок, проведение встреч с интересными людьми

Речевое развитие - консолидация форм работы, способствующих скорейшему овладению дошкольниками средствами общения (формирование связной речи, обогащение словаря, совершенствование интонации и произношения, построение моно- и диалогических высказываний)

Способы педагогического воздействия, способствующие речевому развитию дошколят, выполняются параллельно по трем направлениям:

1. Подготовка к письму: создание ритмических рисунков, штриховка, написание элементов букв в сетке, тренировка мелкой моторики.

2. Овладение речью как средством коммуникации: проведение артикуляционной гимнастики, расширение активного словаря в ходе знакомства с книжкой культурой, экскурсионной активности, подготовки выставок, проведения бесед на различные темы.

3. Подготовка к обучению чтению: дифференциация звуков, выявление последовательности звуков в словах, проведение звуко-буквенного анализа простых слов в игровой форме

Художественно-эстетическое развитие - формирование ценностно-смыслового восприятия, базовых знаний дошколят о различных видах искусства, способности к восприятию действительности через призму эстетического оценивания, художественного вкуса. В контексте данного образовательного направления осуществляется всестороннее творческое развитие воспитанников

Ввиду наличия значительных различий между направлениями художественно-эстетического развития целесообразно классифицировать продуктивное взаимодействие по трем группам:

1. Изобразительная деятельность (создание коллективных творческих поделок - панно, альбомов, выставок; освоение точечных в ходе групповой и индивидуальной работы, знакомство с полотнами знаменитых художников).

2. Музыка (слушание лучших произведений детских композиторов, исполнительство - разучивание песен, знакомство с простыми музыкальными инструментами, театрализация, организация музыкальных праздников и развлекательных мероприятий).

3. Художественная литература (слушание высокохудожественных прозаических и поэтических произведений, неродных сказов, проведение книжных выставок)

Физическое развитие — образовательное направление, в рамках реализации которого осуществляется удовлетворение физиологической потребности дошкольников в движении, формирование опорно-двигательной системы, укрепление мышечного корсета, совершенствование общей координации движений, гибкости, мелкой моторики, становление ценностных установок касательно ведения здорового образа жизни

Педагогическое воздействие предусматривает организацию безопасной и содержательной физической активности дошкольников, соответствующей возрастным психофизическим особенностям, что достигается посредством создания условий для систематического выполнения воспитанниками простых движений (ходьба, прыжки, бег, повороты и другие комплексы, которые постепенно усложняются) с последовательным переходом от демонстрации к озвучиванию словесных команд. 

Реализация физкультурного комплекса осуществляется во время целевых занятий, во время выполнения физкульминуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, а также при организации подвижных игр, поисковых квестов, игр с элементами соревнований, развлекательных мероприятий, театрализаций

Изменение традиционных образовательных форм в дошкольных организациях страны обусловило необходимость пересмотреть методы и приемы, применяемые согласно ФГОС на занятиях в ДОУ. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) с недавних пор реализуется как комплекс различных видов активности, основанный на повышении уровня вовлеченности детей. Проектирование проблемных ситуаций, моделирование познавательных сюжетов, реализация поисковых и продуктивных проектов, дидактическое игровое воздействие - все эти направления совместной деятельности воспитателей и дошкольников, с точки зрения Л.Н. Галигузовой и С.Ю. Мещеряковой-Замогильной, могут быть осуществляться с обязательной интеграцией различных образовательных областей при условии применения обновленных методов педагогической работы, из числа которых следует выделить [3, с. 47]:

1. Словесные. Организация групповых бесед, консультаций, в ходе которых осуществляется быстрая передача информации от воспитателя детям, долгое время оставалась приоритетным методом воспитания. Ввиду перехода к внедрению принципов системно-деятельностного подхода, основанного на самостоятельном «открытии» малышами знаний об окружающем мире, информационно-рецептивные способы передачи данных утратили актуальность. И все же словесные методы педагогического воздействия должны составлять значительную часть общего модуля воспитательной деятельности ввиду возрастных особенностей дошколят, нуждающихся в постоянном руководстве со стороны педагога-наставника, без которого нельзя говорить о значимых результатов познания.

2. Наглядные. Визуализация - один из приоритетных способов донесения информации, но педагогическую работу с применением наглядного метода важно устраивать с учетом требований времени. Большинство дошкольников используют смартфоны, планшеты, компьютеры в домашних условиях, поэтому традиционная работа с карточками и символьными знаками, характеризовавшаяся высокой результативностью в прошлом, должна быть заменена практикой демонстрации презентаций, обучающих видеороликов, мультфильмов (без нарушения санитарно-гигиенических норм). В качестве инновационных наглядных методов также могут быть использованы импровизации, наблюдения, опыты, поисковые проекты, позволяющие закрепить понятийный уровень дошколят и добиться высокого уровня вовлеченности воспитанников в образовательный процесс.

3. Практические. Многочисленные исследования доказывают, что уверенное овладение навыками и умениями возможно только в процессе продуктивной деятельности; это подтверждают и результаты педагогических исследований. Поэтому воспитателям детского сада в условиях реализации ФГОС важно использовать все доступные практические методы, а именно:

  • репродуктивный, основанный на многократном повторении действия согласно заданному алгоритму;
  • проблемное изложение - проектирование ситуаций с затруднением, самостоятельное разрешение которого позволяет обеспечить успешный опыт «открытия» знания и расширение системы детских представлений об окружающем мире;
  • частично-поисковый, осуществляемый в ходе поэтапного решения отдельных задач с целью поиска ответа на обширные вопросы;
  • исследовательский, в основе которого лежит экспериментаторство.

Крайне важно, чтобы при проектировании образовательного процесса главенствующая роль отводилась активным практическим методам воспитания, позволяющим повысить уровень мотивации дошкольников, способствовать становлению их жизненной позиции, открытости всему новому и готовности перехода на новую образовательную ступень в будущем.

Таким образом, существует следующая классификация форм работы с детьми по типу организации группы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Для индивидуальных форм характерно общение воспитателей и детей. Это может быть: беседа; выполнение совместного поручения; совместный поиск решения проблемы, задачи. Групповые формы работы включают советы дел, творческие группы, микрокружки. Воспитатель в этих формах проявляет себя как организатор. Коллективными формами работы могут быть различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные соревнования и др. Воспитатели здесь могут выполнять различную роль: ведущего участника; организатора; помощника детей в организации деятельности.

Содержание воспитательной работы с детьми среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Воспитательная работа представляет собой целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации [3, c. 47].

Воспитательная работа является обязательной составляющей образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Этот особый вид педагогической деятельности используется с целью создания среды, необходимой для всестороннего развития дошкольников.

Воспитательно-образовательная работа в ДОО, по мнению С.А. Козловой, ведется на всех этапах реализации основных и дополнительных образовательных программ: во время проведения учебных занятий в группе, экскурсий, прогулок, утренников, походов; при организации коллективного или индивидуального игрового процесса, творческой или любой другой деятельности, осуществляемой с целью активизации исследовательской, речевой, двигательной активности детей [8, с. 54].

Педагог-воспитатель имеет право самостоятельно выбирать методологию и формы воспитательной работы, исходя из возраста, физиологического и психологического состояния воспитанников, педагогических целей и технического оснащения группы.

ФГОС ДО ставит цель: повысить ответственность образовательных организаций перед обществом и родителями, ответственность педагогов за реализацию и за проведение образовательной деятельности. Профессионал высокой квалификации, воспитатель, имеющий педагогический опыт – сможет перестроиться и организовать работу с детьми в ДОУ в любых условиях, потому что основы педагогики не меняются, позиции фундаментальные: учет индивидуальных и возрастных особенностей детей – не меняются.

Все, что сделал педагог в обновлении педагогического процесса, в условиях реализации ФГОС ДО только должно утвердиться и продолжать совершенствоваться. Самое трудное в Стандарте – это переосмыслить два его основных положения. Рассмотрим их.

1. Организация работы с детьми в ДОУ: эмоциональность ребенка.

Воспитатель должен помнить, что ребенок очень эмоционален. Педагог должен научиться управлять эмоциями воспитанников, поэтому программы нового поколения ставят во главу содержание: праздники, общественные события, событийность того или иного процесса, происходящего в группе детского сада.

Это переживание подготовки к какому-то событию, затем проведение этого праздника или события в группе или в целом детском саду. Затем – последующий анализ: как это было, что запомнилось, что тебе понравилось, что мы еще можем сделать и т.д. «Проживание ребенком» праздника или еще какого-то интересного календарного события будет влиять на эмоциональное развитие дошкольника, и в то же время выстраивать ненавязчивое обучение.

Когда предлагается такая структура в организации работы с детьми в ДОУ, мы этим возвращаемся к идеалу, к тем замыслам, которые были провозглашены еще Ф. Фребелем. Более 150-ти лет назад им был создан первый детский сад в системе дошкольного образования. Он разработал «Дары» для ребенка, которые очень близки взрослому в виде эмоционального взаимодействия с детьми через специально созданный материал. Девизом для педагогов должны стать такие слова: «Воспитатель! Не надо обучать ребенка, а надо жить с детьми интересной, общей жизнью» [6, с. 39].

2. Организация работы с детьми в ДОУ: индивидуальность ребенка.

Второе важное положение ФГОС ДО – это учет индивидуальности каждого ребенка. Воспитатели должны четко для себя как установку дать, что ребенок – это целостный организм с индивидуальными особенностями в развитии и его нельзя разделить ни на какие образовательные области, на приоритетные направления в организации педагогического процесса. Его развитие следует выстраивать так, чтобы при организации работы с детьми в ДОУ включать то или иное направление в развитии ребёнка.

Основной акцент делается не столько на содержание программы, сколько на гибкость способов действий каждого педагога: как воспитатель, ориентируясь на Программу, на Стандарт, подбирает методы, приемы работы, какими способами добивается результата развития каждого воспитанника с учетом его возрастных, индивидуальных особенностей и большой наполняемости группы.

Учитывая эмоциональность дошкольников, с точки зрения Н.В. Микляевой, педагог должен не столько обучать, сколько создавать условия, чтобы ребенок захотел участвовать в той или иной деятельности. В основе любой деятельности лежат мотивы. Мотивация к детской деятельности формируется при помощи подбора средств, методов, форм, опыта работы воспитателя в ДОУ в организации работы с детьми [9, с. 61].

При организации НОД необходимо ориентироваться на желания, интересы, склонности, способности детей. Мотивированная таким образом деятельность более результативна, т.к. способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.

«Чем ты хочешь заняться?», «Если ты хочешь узнать … – ты должен сделать…», «У тебя получится, и ты сможешь…», «Давай вместе попробуем, и ты увидишь…» – такого вида вопросы, убеждения, беседы педагога с воспитанником способствуют активной мотивации его к деятельности, формированию личности.

Встречаются такие воспитатели, которые настолько активно включаются в детскую деятельность и ведут дошкольников за собой, что сами все решают за них. В течение каждого учебного дня в каждой возрастной группе ДОУ в организации работы нужно уметь условно выделить совместную партнерскую деятельность взрослого и ребенка и свободную самостоятельную деятельность детей.

ФГОС ДО основывается на новых научных исследованиях. Воспитатель должен их учить и знать, потому что не учитывать те новые научные исследования в развитии ребенка (от рождения до поступления в школу), которые проводятся во всем мире, просто нельзя. При организации работы с детьми в ДОУ очень важно учитывать психологическое сопровождение образовательной деятельности.

Это не просто введение в штатное расписание детского сада должности психолога, причем практического психолога, но и:

  • знание педагогом основных положений психологии;
  • четкая организация взаимодействия воспитателей со специалистами всего педагогического коллектива;
  • создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников, ориентация на семью и ценности семейных отношений [19, с. 83].

Таким образом, педагог-воспитатель самостоятельно выбирает формы воспитательной работы, исходя из возраста, а также физиологического и психологического состояния воспитанников.

Учитывая эмоциональность дошкольников, педагог должен создавать условия, чтобы ребенок захотел участвовать в той или иной деятельности. Мотивация к детской деятельности должна формироваться при помощи подбора средств, методов, форм, опыта работы воспитателя в ДОО в организации работы с детьми.

Вывод

«Формой воспитания» варианты организации конкретного воспитательного процесса, объединяющего цель, задачи, принципы, закономерности и методы воспитания.

Классификация форм работы с детьми: индивидуальная, групповая, фронтальная. Индивидуальные формы характеризуются общением воспитателей и детей в виде беседы, выполнения совместного поручения и др. К групповым формам работы, в которых воспитатель проявляет себя как организатор, можно отнести советы дел, творческие группы, микрокружки. Коллективными формами работы могут быть конкурсы, спектакли, концерты, спортивные соревнования и др.

Педагог-воспитатель выбирает формы воспитательной работы, исходя из возраста, учитывая эмоциональность дошкольников. Он должен создавать условия, чтобы ребенок захотел участвовать в той или иной деятельности.

Заключение

В дошкольной образовательной организации одной из приоритетных функций является обучение и воспитание детей. Для обеспечения этой функции необходимо учитывать основные потребности, эмоциональное состояние воспитанников и эффективно строить образовательный процесс.

Основными задачами ДОО является:

  • создание предметно-развивающей среды;
  • обеспечение квалифицированными педагогами;
  • грамотное взаимодействие с родителями;
  • формирование эффективного образовательного процесса и воспитательной работы;
  • дополнительное образование детей;
  • развитие творческих способностей детей;
  • координация различных подходов для создания комфортных условий для детей с ОВЗ.

Период от 4 до 5 лет является не самым «трудным», но, тем не менее, очень важным в жизни дошкольника. Знание особенностей психологии и физиологии детей этого возраста поможет воспитателю спланировать и организовать образовательный процесс так, чтобы максимально способствовать всестороннему развитию и становлению личности ребенка.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы.

Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.

Список литературы

  1. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c.
  2. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста / Е.Б. Волосова. – М.: Линка – Пресс, 2012. – 283 с.
  3. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
  4. Дошкольная педагогика / ред. А.М. Леушина. – СПб.: Питер, 2012. - 286 c.
  5. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену. - М.: Форум, 2012. - 256 c.
  6. Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева. - М.: Academia, 2016. - 320 c.
  7. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: Проблемы и пути оптимизации: Материалы Всероссийского совещания `Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях` Москва, 17-19. – М.: Наука2016. - 344 c.
  8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 416 c.
  9. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
  10. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. - М.: Академия, 2014. - 240 c.
  11. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2015. - 399 c.
  12. Сазонова, Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций / Н.П. Сазонова. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 272 c.
  13. Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – 2010 - №3. – С. 29-32.
  14. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. - 2014 - №1. – С. 41-46.
  15. Теплицкая, И.Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста / И.Б. Теплицкая // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста . - 2011. - С. 111-116.
  16. Титов, В.А. ВПС: Дошкольная педагогика. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор, 2002. - 192 c.
  17. Титова, Е.В. Если знать, как действовать / Е.В. Титова. - М.: Просвещение, 1999. – 192 с.
  18. Теплюк, С.Н. Ребенок третьего года жизни Пособие для родителей и педагогов / С.Н. Теплюк; под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 256 с.
  19. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2015. - 240 c.
  20. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском садуЗадачи:-Овладение методами экологического воспитания, совершенствован...

Перспективный план работы воспитателя по самообразованию. Тема "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"работы

Материал раскрывает систему работы по формированию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тему: "Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В"

Сенсорное воспитание детей составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка  в...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Творческая работа ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и...

Обобщение работы по теме: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"(2014-2015гг.)

Обобщение работы по теме: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"...