Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности
консультация
Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности.
Важным качеством детской речи является выразительность.
«Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», — писал Н.С. Рождественский.
Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передаче мысли.
Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания.
Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
Говоря о воспитании выразительности речи, имеется две стороны этого понятия:
1) естественная выразительность повседневной детской речи;
2) произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения или рассказа, составленного самим ребенком по заданию воспитателя, пересказа, стихотворения).
Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему.
Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения.
Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится.
Эмоциональность, проявляется, прежде всего, в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса.
У детей старшего возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т. е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение — весело или грустно, шутливо или серьезно и т. д.). Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения.
Выразительность речи можно рассматривать как интегративное явление, включающее интонационную выразительность (тор речи, громкость, темп, паузы). Лексическую выразительность (использование изобразительно-выразительных средств речи – сравнений, эпитетов, метафоры и др.).
Грамматическую выразительность (построение простых и сложных предложений различных конструкций, разнообразие синтаксических конструкций).
Работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
Выразительность речи чрезвычайно важна для ребенка. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, вместе с тем, обеспечивает передачу о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи, но, как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая интонационная речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
Театральные игры – это игры, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.
Театрализованные игры позволяют ребёнку приобщаться к достижениям истории культуры и, осваивая их, становиться культурным человеком.
Самодеятельность ребёнка служит развитию его творческих способностей в процессе освоения культуры.
Театрализованная игра, имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении.
Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоциональная насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий.
Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонации, модуляция голоса).
Театрализованная деятельность включает в себя драматизацию, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность формировать выразительную речь.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Огромную помощь в этом оказывает театрализованная игра.
И пожить, и порадоваться в ней может каждый ребёнок.
Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности.
В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка. Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста способствует развитию выразительности речи, а именно: интонации, мимики, пантомимики, лексического разнообразия.
Формирование выразительности речи как задача методики развития речи предполагает овладение детьми средствами речевой выразительности, умением пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
Театрализованная деятельность, имея как основу художественное произведение, но внешне схожая с ведущим видом деятельности дошкольника игрой будет эффективным средством развития выразительности речи старших дошкольников.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка.
Вначале детям читают маленькие тексты, разбирают содержание, объясняют непонятные слова, обсуждают поступки персонажей, затем делят тексты на эпизоды и пересказывают текст (стихи, песенки, потешки, мини – сценки, сказки).
Следующий этап работы – пересказывание по ролям. Дети становятся участниками маленького спектакля. Детям предлагаются разные виды театра по одному и тому же произведению.
В процессе работы педагоги постоянно следят за речью детей – звукопроизношением, постановкой слов в предложении, произношением падежных окончаний, последовательностью пересказа.
Для развития выразительности речи очень важны этюды, способствующие творческому развитию детей.
Например, этюд «Любящие родители»:
Звучит колыбельная. Мама – медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама – медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа – медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже покачивается. Потом мама передает папе сына.
Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачивая под музыку вправо – влево, на лице улыбка.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Например, читая с ребёнком сказки о животных: побеседуйте с ними о прочитанном, о героях сказки.
Задайте ребёнку наводящие вопросы, это поможет ему представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса.
Это подведёт ребёнка к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
Поиграйте с детьми в игры на угадывание эмоциональных состояний героев сказки, в таких играх дети по выразительному исполнению движений учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.
В них они описывают отображаемые образы сказки с помощью
глаголов (убежал, горюет, браниться),
прилагательных (маленький, большой, капризная, весёлая, грустная),
наречий (громко, тяжело, легко, весело, шумно, тихо).
Подобные игры активизируют разнообразную лексику, сосредотачивают внимание дошкольников на значение слова, развитию самоконтроля.
Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирована выразительной речи ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему " Использование разных видов детской деятельности в ДОУ"
Определение детской деятельности. Виды детской деятельности. Игра- как основной вид деятельности....
Проект на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности"
Данный проект поможет ответить на вопрос:" Каким образом можно способствовать развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". Поможет развить познавательно- психические процессы ...
Доклад использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей
Формирование здорового образа жизни...
Доклад "Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшей группы "
Формировать культурно- гигиенические навыки надо с раннего возраста.О том, как заинтересовать детей с помощью потешек, стихов, дидактических игр соблюдать культурно- гигиенически навыки, рассказываетс...
Презентация "Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков воспитанников"
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является самым актуа...
Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.Воспитание культурно - гигиенических навыков и привычек является одной из основных, з...
Выступоение на педагогическом совете №2 Тема:«Организация работы с детьми по овладению подвижными играми с использованием разных видов образовательной деятельности"
laquo;Организация работы с детьми по овладению подвижными играми с использованием разных видов образовательной деятельности...