ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАНИЯ СОЧУВСТВИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал

Заботясь о социальной адаптации современного ребенка, родители и воспитатели должны уделять должное внимание такому психологическому феномену, как воспитанию в детях сочувствия. Сочувствовать – значит  понимать чувства и мысли другого человека, переживать  то,  что  переживает  он.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАНИЯ СОЧУВСТВИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время в педагогике все чаще звучат мнения о феномене «засушенного сердца». То, что писал Л. Выготский об этом феномене (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников, не потеряло актуальности и сейчас, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Так, наши малыши много времени проводят у телевизора, за компьютером, с мобильным телефоном. Это ограничивает их общение со взрослыми и сверстниками, блокирует чувственные каналы, существенно ограничивает возможности по обогащению эмоциональной сферы, приобретения социального морально-этического опыта. Весьма заметен тот факт, что у современных детей недостаточно развиты эмпатийные чувства: они стали менее чувствительными к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, не умеют сочувствовать, сопереживать.

Заботясь о социальной адаптации современного ребенка, родители и воспитатели должны уделять должное внимание такому психологическому феномену, как воспитанию в детях сочувствия. Сочувствовать – значит  понимать чувства и мысли другого человека, переживать  то,  что  переживает  он.  

При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Начинать можно с небольших вопросов: «Посмотри, мальчик упал! Наверно, ему больно, вспомни, как тебе было больно, когда ты падал?», «Посмотри, у девочки отняли куклу! Как ей обидно!», «Как ты думаешь, папа будет рад нашему подарку на день рождения?». Цель таких вопросов – запустить механизм переноса собственных, знакомых эмоций на других людей. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости.  

Взрослые должны обращать особое внимание именно на первые, порой незаметные попытки ребенка проявить сочувствие к окружающим людям. Любой даже самый незначительный, но правильный поступок ребенка должен быть оценен. Одобрение взрослых вызывает стремление сделать еще лучше.  

Однако дети не всегда выбирают правильный путь для того, чтобы быть хорошим. Сформировать чувство сочувствия, желание совершить хороший поступок, вызвать стыд, раскаяние, когда поступил плохо, поможет чтение художественных произведений. После прочтения сказки, стихотворения поговорите о чувствах героев, о причинах их поступков, обсудите, какие герои хорошие и добрые, какие плохие и злые и почему. И дети постепенно начнут понимать, что такое совесть, стыд, в чём выражается зло.

Воспитание сочувствия также тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Сначала можно использовать прямые указания: «Дай Мише лопатку, ему нечем копать песок», «Достань братику игрушку, он еще маленький и не дотягивается до полки». Затем нужно создать условия для самостоятельных действий: попросить поиграть с младшим братом или сестрой, завести домашнее животное, построить кормушку для птиц, помогать престарелому человеку, живущему по соседству. Постепенно дети и на словах, и на практике узнают о том, что добрый человек не обижает друзей, сестер и братьев, родителей и взрослых. Добрый человек не мучает животных. Добрый человек не смеется над неудачами других людей и приходит на помощь всем, кто попал в нелегкую ситуацию.

Не стоит забывать, что учить детей сочувствию следует также на собственных примерах. Наша любовь и правильное отношение к детям, отношения друг к другу внутри семьи, пример отношения родителей к близким и посторонним людям – это то, с чего начинается воспитание отзывчивости. Без начала не может быть и продолжения.

Сильнейшим средством воздействия на детей является и юмор. Действие доброжелательного смеха детей и взрослых на ребенка сильнее, чем грубые замечания или наказания.

Воспитание сочувствия невозможно без рассказывания детям обо всем происходящем вокруг нас. Но не стоит перегружать ребенка негативной информацией. О том что происходит в мире, нужно говорить с детьми, учитывая их возраст и особенности психики.

Не отмахивайтесь от воспитания сочувствия! Думайте о том, как ребенок будет относиться к вам в старости.

 

Литература

1. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1989. – 95с. 2. Чернобровкина, Н. В., Машковцева, Л. М. Возможности воспитания сочувствия у современных дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1911 – 1915.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музыкально-дидактических игр в воспитании музыкальной культуры современных дошкольников"

Важное значение игрового обучения;музыкальные способности в классификации Б. Теплова и Н. Ветлугиной;характеристика музыкальных способностей;структура музыкально-дидактической игры;классификации музык...

Воспитание патриотизма у современных дошкольников.

Воспитание патриотизма у современных дошкольников....

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения....

Роль социально-коммуникативного развития, в воспитании гармоничной личности современного дошкольника.

Не возможно переоценить роль социально-коммуникативного компонента в развитии современного человека.От того какой фундамет удасться заложить в дошкольном детстве, во многом зависит  мировоззрение...

Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании и образовании современных дошкольников

Презентация на тему:"Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании и образовании современных       дошкольников"...

Родительское собрание "Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании и образовании современных дошкольников"

Только вместе с родителями, общими усилиями педагоги могут дать большое человеческое счастье.                             ...