Конспекты по истокам.
план-конспект занятия (младшая группа)
Конспект занятия по истокам "Дымковская игрушка".
Конспект занятия по истокам "Народные промыслы"
Конспект занятия по истокам "Нарядные матрёшки".
Конспект по ознакомлению с русским фольклором «Хороший гость — дому радость»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»
Конспект «Дымковская игрушка»
Подготовила воспитатель:
Джамбулатова А.Д.
Цель: приобщать детей к декоративному искусству.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представление о народном промысле на примере дымковской игрушки; рассказать о процессе изготовления.
-способствовать формированию умения замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: материал, цвет, элементы узора.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие и вкус;
-развивать интерес к творчеству народных умельцев.
Воспитательные:
-воспитывать отзывчивость на красоту росписи;
-воспитывать любовь к народной игрушке, уважительное отношение к народному наследию.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, картинок с дымковскими игрушками; рассматривание элементов дымковского узора; чтение русских народных потешек, стихов; пальчиковые игры,
Материал и оборудование: дымковская лошадка и козлик, образец педагогического рисунка, краски, кисти, тычки, салфетки, стаканы с водой, мольберт, листы бумаги с контуром лошадки.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю в галерею дымковской игрушки. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные, какие они красивые.
Рассматриваем дымковские игрушки и иллюстрации с изображением дымковских игрушек.
Воспитатель: А сейчас послушайте небольшое стихотворение:
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Ребята, все эти игрушки называются дымковские.
Воспитатель: Потрогайте игрушки, погладьте. Как вы думаете, из чего их делают? (Ответы детей)
Воспитатель: сначала игрушки вылепили из глины, потом высушили, окрасили в белый цвет и украсили узорами.
Воспитатель: Какого цвета, представленные дымковские игрушки? (Ответы детей)
Воспитатель: А чем украшены игрушки, какие узоры? (Ответы детей)
Воспитатель: правильно, круг, точка, линии.
Воспитатель: Какие цвета использованы?
Дети: Красный, желтый, зеленый, оранжевый.
Воспитатель: Я тоже как мастер, разрисовала лошадку яркими, оранжевыми, кружками.
Лошадке так понравился наряд, она стала веселой. А давайте, каждый украсит лошадку или козлика. Подумайте, что вы будете раскрашивать.
Но сначала немного поиграем.
Физкультминутка "Лошадка"
Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками - то одной, то другой)
Я лошадка - серый бок! (Повороты, ручки на талии)
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)
Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону - показывают какая красивая лошадка)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - серый бок! (Детки кружатся на месте).
Воспитатель: Молодцы ребята, садитесь, начинаем работу.
Рисование «Украсим дымковскую лошадку».
Воспитатель: Давайте мы нарисуем наряд лошадкам и козликам.
Посмотрите, как я украшаю свою лошадку.
Будем рисовать специальным инструментом – тычком.
Такой палочкой рисовать точки и кружочки гораздо быстрее. (Показ приема рисования).
Дети выполняют рисунок, воспитатель помогает тем, кто затрудняется сделать это самостоятельно.
Рефлексия
Воспитатель: посмотрите, ребята, какие красивые и нарядные получились у вас лошадки, козлики.
Молодцы! Все старались, были внимательные и дружные.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»
Конспект «Народные промыслы»
Подготовила воспитатель:
Джамбулатова А.Д.
Цель: создание условий для формирования познавательного интереса по теме «Народное творчество»
Программные задачи:
Образовательные: закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов, продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
Развивающие: развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству, художественный вкус, чувства цвета, ритма.
Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства прекрасного.
Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда - хохлома), готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка.
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам.
Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор.
Методы и приёмы:
• Организационный момент: «Круг добра»
• Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации
• Рассказ воспитателя о народных промыслах
• Физминутка «Скоморохи»
• Художественное творчество детей: д/и «Закончи узор»
• Итог
В группе организована выставка «Народные промыслы России».
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).
«Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем нам -
Добрым, хорошим друзьям».
(дети проходят, садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».
Ребята, а что такое народные промыслы? (это то, что мастерили русские люди)
Воспитатель: Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
Воспитатель: ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.
(Показывает предмет городецкой росписи)
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовут.
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно).
Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор?
Дети: цветов, листочков.
Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку)
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
И село большое Дымково назвали.
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Воспитатель: как называются эти игрушки?
Дети: Дымковские игрушки.
Воспитатель: из какого материала они изготовлены?
Дети: из глины.
Воспитатель: верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?
Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.
Воспитатель: (Показывает хохломскую игрушку)
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И негде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
- Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда?
Дети: из дерева.
– Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор?
Дети: из травки, листочков, ягод.
Воспитатель: всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».
Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка?
Дети: это место где продают разные товары.
Воспитатель: Ярмарка - это праздник, веселье, торговля, гуляние.
Физминутка
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. (Показывает предмет из гжели)
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
- Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды?
Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.
Воспитатель: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.
Воспитатель: посмотрите, ребята, существуют и другие народные промыслы. Например, каргопольская игрушка. (Показ). О них мы поговорим позже.
Д/игра «Закончи узор»
А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).
Итог
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»
Конспект «Нарядные матрешки»
Подготовила воспитатель:
Джамбулатова А.Д.
Цель: Знакомство с национальной культурой России.
Задачи: познакомить с народной игрушкой – матрёшкой; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке;
- Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;
- Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.
- Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
- Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно– исследовательская, изобразительная, музыкальная
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Русская матрёшка»; игры с матрёшками; заучивание потешки; отгадывание загадок.
Материалы и оборудования: Расписная матрёшка, картинки с изображением расписных матрёшек – семёновские, загорские.
Содержание организованной деятельности детей
- Организационный момент.
В руках у воспитателя матрешка:
-Я, матрешка-сувенир,
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!
-Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?
(матрешка)
- Восприятие и усвоение нового материала.
- А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
- Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку?
- Правильно, чтобы дети могли играть с ней.
- Как вы думаете, из чего сделана эта матрёшка?
- Конечно из дерева.
- Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось?
- Верно, её украшали красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.
- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья). Посмотрите вот ещё одна матрёшка- она поменьше. Она так же украшена, как и её сестрица.
- Рефлексия
- Дети, скажите, почему вам понравились матрёшки (Ответ детей).
- Для чего люди сделали матрёшку?
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»
Конспект по ознакомлению с русским фольклором «Хороший гость — дому радость»
Подготовила воспитатель:
Джамбулатова А.Д.
Цель: продолжать знакомить детей с русским народным фольклором. Формировать познавательную активность, внимание, память, разговорную речь. Воспитывать доброе отношение к животным.
Активизация словаря: кисонька, котик-коток, пушистый, ласковый, прянички.
Материал: игрушка-кот, клубки ниток большие и маленькие, две корзины большая и маленькая, пряники.
Содержание организованной деятельности детей
В деревенской избе сидит бабушка (воспитатель). Входят дети.
Бабушка:
- Здравствуйте гости дорогие. Гостям я всегда рада. Хороший гость- дому радость. (дети здороваются). Проходите в избу, усаживайтесь поудобнее. Сядем рядком. Да поговорим ладком.
Дети проходят и садятся.
Бабушка:
- Какие вы молодцы, что вы ко мне пришли. Знаете, я ведь дома живу ни одна, со мной живет мой кот Васька. Да куда же он пропал? (ходит, ищет). А давайте его позовем!
Дети: - Кис-кис-кис!
За дверью раздается мяуканье. Бабушка идет к двери, берет кота (игрушку).
Бабушка:
-Вот мой кот-Васька, он у меня хороший (гладит кота, сажает на стол).
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
Дети повторяю потешку вместе с воспитателем.
Бабушка:
- А вы знаете, что умеет делать кот? (ответы детей). Правильно, коты ловкие, умеют высоко прыгать, быстро бегать. Они пушистые, ласковые. Живут вместе с детьми, ребята их кормят, ухаживают за ними.
- А еще мой кот проказник.
Украл котик клубочек,
Спрятался в уголочек, что бы бабушка ни узнала,
Серые ушки не помяла.
Бабушка:
- Ах, он, проказник! Посмотрите, все мои клубочки раскидал. Ребята, помогите мне их собрать. Маленькие клубочки собираем в маленькую корзину, а большие - в большую.
Дети собирают раскиданные клубочки.
Бабушка:
-Вот спасибо! Васька, что это ты такой грустный?
Идет кисонька из кухни
У ней глазоньки припухли.
-О чем, кисонька, ревешь,
О чем, серенька, ревешь?
- Как мне, кисоньке, не плакать,
Как больной не горевать.
Кто-то пеночку слизал,
Да на кисоньку сказал.
Бабушка успокаивает котика.
- Не плач, не плачь,
Куплю калач.
Не хнычь, не ной.
Куплю другой.
Слезы утри
Дам тебе три.
- Ребята, а кто еще хочет пожалеть котика? (выходят дети. Проговаривают потешку)
Бабушка:
- Не расстраивайся, Васька! Давай лучше с ребятами играть.
Кот:
- Что-то мне не хочется играть. На небе солнышка- нет, оно не светит и мне скучно.
Бабушка:
- А мы сейчас вместе с ребятами позовем солнышко! (Дети говорят потешку)
Солнышко-ведрышко
Взойди поскорей
Освети, обогрей
Телят, да ягнят
Еще малых ребят (выставляется солнышко)
Бабушка: -Вот и солнышко к нам в гостипришло и всем улыбнулось: и детям, и котику. Давайте и мы ему улыбнемся. Посмотрите и котик мой повеселел, и хочет с вами поиграть.
Подвижная игра: Тень-тень-потетень
Села кошка на плетень
Налетели воробьи
Хлопни им в ладоши.
Улетайте воробьи,
Берегитесь кошки.
Дети садятся на стульчики, котик шепчет что-то бабушке на ушко.
Бабушка:
- Дети мои милые, котик что-то мне говорит… А, вот оно что!
Оказывается, он побывал сегодня на мельнице, где муку делаю для хлеба (выставляется картинка мельницы).
Давайте спросим, что он там делал?
Котик-коток, где ты был?
-На мельнице
-Котик-коток, ты что там делал?
-Муку молол.
-Котик-коток, что из муки пек?
-Прянички.
-Котик-коток, с кем прянички ел?
-Один.
Дети грозят пальчиком – не ешь один, не ешь один!
Бабушка:
-Поделись лучше с детьми.
Кот:
-Конечно, у меня пряничков столько, что на всех хватит.
Бабушка:
-Проголодались, мои гости дорогие? Усаживайтесь за столы, да отведайте угощение.
Дети кушают пряники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Истоки диалога"
Программное содержание: Развитие коммуникативных навыков детей: умение ориентироваться в различных ситуациях при общении, самостояте...
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»
Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и худо...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе
Проект расчитан с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....
Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.
Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...
Конспект "Социокультурные истоки"
Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с...
Конспект по истокам во второй младшей группе 2020г
Конспект по истокам во второй младшей группе...