Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста посредством изучения истории, природы, культуры родного края и страны»
проект (старшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»
Проект
«Нравственно-патриотическое
воспитание детей старшего возраста
посредством изучения истории, природы, культуры родного края и страны»
Выполнили:
Джанболатова Н.Г.
Магомедова П.Н.
воспитатели группы №19
Когалым-2020 г.
Проект
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста посредством изучения истории, природы и культуры родного края и страны»
Авторы проекта: Джанболатова Н.Г., Магомедова П.Н.
Общие сведения о проекте:
Тип проекта | творческо-познавательный |
По виду деятельности | познавательный |
По продолжительности | долгосрочный |
По форме реализации | групповой |
Место реализации | МАДОУ «Золушка» |
Участники проекта | дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, работники детской библиотеки. |
Возраст детей | 6-7 лет |
Образовательная область | Познавательное развитие |
Области интеграции | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
Проект основан на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и детей и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте
6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Проблема:
В последние десятилетия весьма насущной является проблема организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества воспитанников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в нашей практике.
Актуальность:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения -одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. В ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для воздействия на ребенка, так как образы детства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В разные времена многие известные люди нашей страны пытались дать ответ на вопрос: что же такое патриотизм? Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
Д.С. Лихачев отмечает, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, придавая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на перекати-поле. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи, по мнению ученого, начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. «Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины». – писал В.А. Сухомлинский. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств.
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. А что может быть естественнее чувств? Поэтому именно нравственно-патриотическое воспитание может естественным образом способствовать развитию природных качеств ребенка.
Целью нравственно-патриотического воспитания является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Цель проекта:
-формирование нравственно – патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Задачи проекта.
Образовательные:
- формировать представления о России как о многонациональной стране,
о символах России, ХМАО, г. Когалыма (герб, флаг, гимн),
о государственных праздниках нашей страны;
- последовательно знакомить детей с достижениями замечательных людей, прославивших город, край, страну;
- обогатить представления детей о Великой Отечественной войне, ее основных событиях, о героях войны и их подвигах;
- совершенствовать представления о семье и ее истории, о детском саде как о ближайшей окружающей среде;
- обогатить и расширить знания детей о многообразии родной природы, используя в процессе ознакомлении произведения художественной литературы и музыки;
- знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством народа ханты, их традициями и обычаями.
Развивающие:
- развивать представления о малой Родине, о достопримечательностях, культуре и традициях родного города, края;
- расширить представления о Российской армии, о родах войск, об особенностях военной службы;
- развивать устойчивый интерес к народному декоративно-прикладному искусству (Дымково, Гжель, Городец, Полхов-Майдан), к народным игрушкам (матрешка, богородская деревянная игрушка);
- развивать познавательный интерес и творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу, родной стране;
- формировать толерантность, чувство уважения к представителям других национальностей, их традициям;
- воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за предков, героически сражавшихся за Родину в годы ВОВ;
- воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь и приумножить ее;
- воспитывать интерес к различным видам творческой деятельности;
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня компетентности педагога в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей;
- обогащение игрового, коммуникативного, эмоционального опыта детей, расширение их кругозора, повышение познавательного интереса;
- возникновение стойкого интереса к прошлому и настоящему родного края и страны, чувства гордости, любви к родному городу;
- расширение предметно-развивающей среды по теме проекта;
- вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс, укрепление связей с социальными партнерами.
Ресурсное обеспечение проекта:
- интернет-ресурсы;
- библиотека детской художественной литературы;
- инновационная методическая литература;
- дидактический материал по познавательному развитию детей;
- презентации;
- книжный уголок;
- альбомы, папки с иллюстрациями;
- картотеки игр по патриотическому воспитанию;
- картотеки подвижных народных игр;
- подборка стихов, рассказов для чтения;
- ТСО (мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозаписи классической музыки, гимна России, песен военных лет).
- подборка мультфильмов на военную тему;
Этапы и сроки проведения проекта:
1. Подготовительный - (сентябрь)
2. Основной - (октябрь-ноябрь)
3. Заключительный - (декабрь)
Подготовительный этап.
Цель:
- разработать перспективный план работы по проекту с участием родителей; пополнить предметно-развивающую среду новыми играми, атрибутами.
Сроки | Содержание деятельности | Взаимодействие с родителями, социальными партнерами |
Сентябрь | - изучение научно- методической литературы по теме проекта, знакомство с опытом коллег с помощью интернет-ресурсов; -пополнение предметно-развивающей среды в целях эффективного использования для нравственно-патриотического воспитания детей; -разработка перспективного плана работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста; -выявление уровня освоения детьми образовательной программы по познавательному развитию; -приобщение родителей к участию в проектной деятельности, к обсуждению и составлению плана работы.
|
Консультация «Как воспитать маленького патриота»
Информирование родителей о содержании плана работы. |
Вывод:
- составлен перспективный план основного этапа проекта по патриотическому воспитанию, проведена работа по оснащению патриотического уголка.
Проблема:
- был выявлен невысокий уровень заинтересованности родителей вопросами нравственно-патриотического воспитания детей;
- требовала пополнения в соответствии с возрастом детей развивающая предметно-пространственная среда.
2. Основной этап.
Цель:
- формирование основ нравственности и патриотизма путем изучения истории, культуры, природы родного края и страны в целом.
Сроки | Содержание деятельности | Работа с родителями и социальными партнерами |
Октябрь-ноябрь | Социально-коммуникативное развитие: -Игра-ситуация «Хотим быть смелыми» -Сюжетно-ролевые игры: «Мы-моряки» «Пограничники» «Семья» «Экскурсия по городу» -Народные игры: «Колечко» «Ручеек» «Золотые ворота»
Познавательное развитие: Д/игры: «Зеленая аптека» «Найди пару» «Праздники» «Иностранец» «Кто в какой стране живет?» «Кто такой?» «Русские богатыри» «Птицы нашего края» «С какого дерева листок?» «Сложи картинку» «Служу России» «Узнай наш флаг» «Что за ягода такая?» -Игра «Собери матрешку» -Пазлы «Народная роспись» -НОД «Мой родной город» -НОД «Защитники Отечества»
Речевое развитие: -Беседы: «Защитники отечества», «Богатства нашего края», «Наша Армия самая сильная», «Великая Победа», -Чтение и заучивание авторских произведений, произведений устного народного творчества: С. Алексеев «Первый ночной таран»; Н. Телешов «Уха»; Е. Воробьёв «Обрывок провода»; М.Лисянский «Моя Родина»; - С. Баруздин «Страна где мы живём» - Н. Виноградова «Моя страна Россия» - В.Степанов «Что мы Родиной зовем» -Н.Забила «Наш край», «Север». - Селихов К., Дерюгин Ю «На Красной площади парад» -Соболев Л. «Батальон четверых» -Алексеев С. «Орлович-воронович», -Благинина Е. «Шинель» -Алексеев С. «Брестская крепость». -Длуголенский Я. «Что могут солдаты» -Высотская О. «Мой брат уехал на границу» - Гайдар А. «Война и дети» - Баруздин С. «Шел по улице солдат» - Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной войне» Чтение и заучивание пословиц и поговорок на военную тему.
Художественно-эстетическое развитие: - Рисование «Достопримечательности Когалыма. Капля» «Знакомство с искусством гжельской росписи» «Моя семья» «Коренные народы Югры» «Флаг Когалыма» «Роспись кувшинчиков» «Городецкие мотивы» «Украшение хантыйского платья» -Аппликация: «Мой город» «Жилище хантов-чум» «Хантыйские узоры» -Лепка «Флаг России»
-Слушание музыкальных произведений: Д. Шостакович Ленинградская симфония (тема нашествия); В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»; Ц. Солодарь, Д. Покрасс «Казаки в Берлине»; М. Исаковский, М. Блантер «Катюша»; Н. Соловьёва, г. Струве «Моя Россия»; Е. Евтушенко, Э. Колмановский «Хотят ли русские войны»; В. Харитонов, Д. Тухманов «День Победы» Гимн России; Народные песни.
Физическое развитие: -Спортивное мероприятие, посвященное 23 февраля Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Горелки с платочком», «Гори, гори ясно!»
-Подвижные игры: «Мы – веселые ребята» «Найди свой домик» «Коршун и наседка» «Смелый оленевод» «Лягушки и цапля»
|
Онлайн-экскурсия в городской краеведческий музей и краеведческий музей в п. Русскинская
Оформление картотеки по патриотическим играм
Пополнение среды дидактическими играми
Оформление альбома «Былинные богатыри»
Разучивание стихов о родном крае.
Мини-музей «Куклы в народных костюмах»
Изготовление макетов доспехов и оружия русских богатырей из подручного материала.
Выставка «Мой край Югра»
Альбом «Герб моей семьи»
Дефиле «Национальный костюм»
Выставка «Народные промыслы»
Семейные экскурсии в Парк Победы. |
Вывод:
- благодаря проделанной работе повысился уровень знаний по истории и культуре города и края, увеличился интерес к народному прикладному искусству, сформировались представления о защитниках Отечества в древности и на современном этапе.
Проблема:
- уровень представлений о предметном окружении не соответствует возрасту.
3.Заключительный этап.
Цель:
- подведение итогов проекта, проведение мониторинга эффективности работы по познавательному развитию.
Сроки | Содержание деятельности | Работа с родителями |
Декабрь | -Мониторинг эффективности работы по проекту. -Выставка рисунков «Коренные народы Югры» | Выставка «Моя родословная» Знакомство родителей с результатами мониторинга. |
Вывод:
- мониторинг показал положительную динамику в познавательном развитии детей по сравнению с началом учебного года.
В заключение данного проекта была проведена диагностика. По полученным данным заметна положительная динамика познавательного развития детей по сравнению с началом проекта.
Сравнительная диаграмма познавательного развития дошкольников
на начало и конец проекта.
Результаты проекта.
для детей:
- наблюдается положительная динамика в познавательном развитии, в формировании социально-коммуникативных навыков, духовной сферы детей;
- повысился интерес к художественной литературе, декоративно-прикладному искусству;
- обогатились представления детей об историческом прошлом и настоящем России;
для педагогов:
- повысился уровень компетентности педагога в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей;
- пополнилась развивающая предметно-пространственная среды по познавательному развитию;
для родителей:
- повысилась активность родителей воспитанников, проявляющаяся
в участии в жизни группы (пополнение среды дидактическими играми, альбомами; помощь в оформлении картотек по патриотическим играм, участие в конкурсах и выставках).
Вывод:
В ходе проекта была проведена работа по решению поставленных задач. Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно интересоваться героическим прошлым России, изучать культуру и традиции родного края. Кроме того, дети стали с большим удовольствием участвовать в спортивных мероприятиях, народных играх, выполнять творческие задания. Результаты работы по проекту находят свое закрепление в викторинах, досугах, развлечениях.
Опыт работы показал, что участие детей в данном проекте позволило им получить разносторонние знания, повлияло на обогащение словаря и социально-коммуникативных навыков.
Перспектива:
- поделиться опытом своей работы по патриотическому воспитанию детей
с коллегами на педагогическом совете;
- принять участие в конкурсах по проектной деятельности различного уровня;
- презентовать свою проектную деятельность на личном сайте;
- продолжать работу по вовлечению родителей в проектную деятельность в группе.
Литература:
-Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2007.
-Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2012.
-Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
-Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2013.
-Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М.: Сфера, 2010.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
-Ребенок в детском саду №3-2004г. «О государственной символике России»
-Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [– Москва: 2013 г.
-Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
-Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным окружением» в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез М. 2011г.
-Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
-Комратова Н .Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Метод. пособие .М., 2007.
-Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-_patrioticheskoe_vos-e.doc | 580.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»
Проект
«Нравственно-патриотическое
воспитание детей старшего возраста
посредством изучения истории, природы, культуры родного края и страны»
Выполнили:
Джанболатова Н.Г.
Магомедова П.Н.
воспитатели группы №19
Когалым-2020 г.
Проект
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста посредством изучения истории, природы и культуры родного края и страны»
Авторы проекта: Джанболатова Н.Г., Магомедова П.Н.
Общие сведения о проекте:
Тип проекта | творческо-познавательный |
По виду деятельности | познавательный |
По продолжительности | долгосрочный |
По форме реализации | групповой |
Место реализации | МАДОУ «Золушка» |
Участники проекта | дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, работники детской библиотеки. |
Возраст детей | 6-7 лет |
Образовательная область | Познавательное развитие |
Области интеграции | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
Проект основан на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и детей и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте
6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Проблема:
В последние десятилетия весьма насущной является проблема организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества воспитанников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в нашей практике.
Актуальность:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения -одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. В ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для воздействия на ребенка, так как образы детства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В разные времена многие известные люди нашей страны пытались дать ответ на вопрос: что же такое патриотизм? Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
Д.С. Лихачев отмечает, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, придавая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на перекати-поле. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи, по мнению ученого, начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. «Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины». – писал В.А. Сухомлинский. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств.
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. А что может быть естественнее чувств? Поэтому именно нравственно-патриотическое воспитание может естественным образом способствовать развитию природных качеств ребенка.
Целью нравственно-патриотического воспитания является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Цель проекта:
-формирование нравственно – патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Задачи проекта.
Образовательные:
- формировать представления о России как о многонациональной стране,
о символах России, ХМАО, г. Когалыма (герб, флаг, гимн),
о государственных праздниках нашей страны;
- последовательно знакомить детей с достижениями замечательных людей, прославивших город, край, страну;
- обогатить представления детей о Великой Отечественной войне, ее основных событиях, о героях войны и их подвигах;
- совершенствовать представления о семье и ее истории, о детском саде как о ближайшей окружающей среде;
- обогатить и расширить знания детей о многообразии родной природы, используя в процессе ознакомлении произведения художественной литературы и музыки;
- знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством народа ханты, их традициями и обычаями.
Развивающие:
- развивать представления о малой Родине, о достопримечательностях, культуре и традициях родного города, края;
- расширить представления о Российской армии, о родах войск, об особенностях военной службы;
- развивать устойчивый интерес к народному декоративно-прикладному искусству (Дымково, Гжель, Городец, Полхов-Майдан), к народным игрушкам (матрешка, богородская деревянная игрушка);
- развивать познавательный интерес и творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу, родной стране;
- формировать толерантность, чувство уважения к представителям других национальностей, их традициям;
- воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за предков, героически сражавшихся за Родину в годы ВОВ;
- воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь и приумножить ее;
- воспитывать интерес к различным видам творческой деятельности;
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня компетентности педагога в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей;
- обогащение игрового, коммуникативного, эмоционального опыта детей, расширение их кругозора, повышение познавательного интереса;
- возникновение стойкого интереса к прошлому и настоящему родного края и страны, чувства гордости, любви к родному городу;
- расширение предметно-развивающей среды по теме проекта;
- вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс, укрепление связей с социальными партнерами.
Ресурсное обеспечение проекта:
- интернет-ресурсы;
- библиотека детской художественной литературы;
- инновационная методическая литература;
- дидактический материал по познавательному развитию детей;
- презентации;
- книжный уголок;
- альбомы, папки с иллюстрациями;
- картотеки игр по патриотическому воспитанию;
- картотеки подвижных народных игр;
- подборка стихов, рассказов для чтения;
- ТСО (мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозаписи классической музыки, гимна России, песен военных лет).
- подборка мультфильмов на военную тему;
Этапы и сроки проведения проекта:
1. Подготовительный - (сентябрь)
2. Основной - (октябрь-ноябрь)
3. Заключительный - (декабрь)
Подготовительный этап.
Цель:
- разработать перспективный план работы по проекту с участием родителей; пополнить предметно-развивающую среду новыми играми, атрибутами.
Сроки | Содержание деятельности | Взаимодействие с родителями, социальными партнерами |
Сентябрь | - изучение научно- методической литературы по теме проекта, знакомство с опытом коллег с помощью интернет-ресурсов; -пополнение предметно-развивающей среды в целях эффективного использования для нравственно-патриотического воспитания детей; -разработка перспективного плана работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста; -выявление уровня освоения детьми образовательной программы по познавательному развитию; -приобщение родителей к участию в проектной деятельности, к обсуждению и составлению плана работы. | Консультация «Как воспитать маленького патриота»
Информирование родителей о содержании плана работы. |
Вывод:
- составлен перспективный план основного этапа проекта по патриотическому воспитанию, проведена работа по оснащению патриотического уголка.
Проблема:
- был выявлен невысокий уровень заинтересованности родителей вопросами нравственно-патриотического воспитания детей;
- требовала пополнения в соответствии с возрастом детей развивающая предметно-пространственная среда.
2. Основной этап.
Цель:
- формирование основ нравственности и патриотизма путем изучения истории, культуры, природы родного края и страны в целом.
Сроки | Содержание деятельности | Работа с родителями и социальными партнерами |
Октябрь-ноябрь | Социально-коммуникативное развитие: -Игра-ситуация «Хотим быть смелыми» -Сюжетно-ролевые игры: «Мы-моряки» «Пограничники» «Семья» «Экскурсия по городу» -Народные игры: «Колечко» «Ручеек» «Золотые ворота» Познавательное развитие: Д/игры: «Зеленая аптека» «Найди пару» «Праздники» «Иностранец» «Кто в какой стране живет?» «Кто такой?» «Русские богатыри» «Птицы нашего края» «С какого дерева листок?» «Сложи картинку» «Служу России» «Узнай наш флаг» «Что за ягода такая?» -Игра «Собери матрешку» -Пазлы «Народная роспись» -НОД «Мой родной город» -НОД «Защитники Отечества»
Речевое развитие: -Беседы: «Защитники отечества», «Богатства нашего края», «Наша Армия самая сильная», «Великая Победа», -Чтение и заучивание авторских произведений, произведений устного народного творчества: С. Алексеев «Первый ночной таран»; Н. Телешов «Уха»; Е. Воробьёв «Обрывок провода»; М.Лисянский «Моя Родина»; - С. Баруздин «Страна где мы живём» - Н. Виноградова «Моя страна Россия» - В.Степанов «Что мы Родиной зовем» -Н.Забила «Наш край», «Север». - Селихов К., Дерюгин Ю «На Красной площади парад» -Соболев Л. «Батальон четверых» -Алексеев С. «Орлович-воронович», -Благинина Е. «Шинель» -Алексеев С. «Брестская крепость». -Длуголенский Я. «Что могут солдаты» -Высотская О. «Мой брат уехал на границу» - Гайдар А. «Война и дети» - Баруздин С. «Шел по улице солдат» - Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной войне» Чтение и заучивание пословиц и поговорок на военную тему. Художественно-эстетическое развитие: - Рисование «Достопримечательности Когалыма. Капля» «Знакомство с искусством гжельской росписи» «Моя семья» «Коренные народы Югры» «Флаг Когалыма» «Роспись кувшинчиков» «Городецкие мотивы» «Украшение хантыйского платья» -Аппликация: «Мой город» «Жилище хантов-чум» «Хантыйские узоры» -Лепка «Флаг России» -Слушание музыкальных произведений: Д. Шостакович Ленинградская симфония (тема нашествия); В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»; Ц. Солодарь, Д. Покрасс «Казаки в Берлине»; М. Исаковский, М. Блантер «Катюша»; Н. Соловьёва, г. Струве «Моя Россия»; Е. Евтушенко, Э. Колмановский «Хотят ли русские войны»; В. Харитонов, Д. Тухманов «День Победы» Гимн России; Народные песни. Физическое развитие: -Спортивное мероприятие, посвященное 23 февраля Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Горелки с платочком», «Гори, гори ясно!» -Подвижные игры: «Мы – веселые ребята» «Найди свой домик» «Коршун и наседка» «Смелый оленевод» «Лягушки и цапля» | Онлайн-экскурсия в городской краеведческий музей и краеведческий музей в п. Русскинская Оформление картотеки по патриотическим играм Пополнение среды дидактическими играми Оформление альбома «Былинные богатыри» Разучивание стихов о родном крае. Мини-музей «Куклы в народных костюмах» Изготовление макетов доспехов и оружия русских богатырей из подручного материала. Выставка «Мой край Югра» Альбом «Герб моей семьи» Дефиле «Национальный костюм» Выставка «Народные промыслы» Семейные экскурсии в Парк Победы. |
Вывод:
- благодаря проделанной работе повысился уровень знаний по истории и культуре города и края, увеличился интерес к народному прикладному искусству, сформировались представления о защитниках Отечества в древности и на современном этапе.
Проблема:
- уровень представлений о предметном окружении не соответствует возрасту.
3.Заключительный этап.
Цель:
- подведение итогов проекта, проведение мониторинга эффективности работы по познавательному развитию.
Сроки | Содержание деятельности | Работа с родителями |
Декабрь | -Мониторинг эффективности работы по проекту. -Выставка рисунков «Коренные народы Югры» | Выставка «Моя родословная» Знакомство родителей с результатами мониторинга. |
Вывод:
- мониторинг показал положительную динамику в познавательном развитии детей по сравнению с началом учебного года.
В заключение данного проекта была проведена диагностика. По полученным данным заметна положительная динамика познавательного развития детей по сравнению с началом проекта.
Сравнительная диаграмма познавательного развития дошкольников
на начало и конец проекта.
Результаты проекта.
для детей:
- наблюдается положительная динамика в познавательном развитии, в формировании социально-коммуникативных навыков, духовной сферы детей;
- повысился интерес к художественной литературе, декоративно-прикладному искусству;
- обогатились представления детей об историческом прошлом и настоящем России;
для педагогов:
- повысился уровень компетентности педагога в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей;
- пополнилась развивающая предметно-пространственная среды по познавательному развитию;
для родителей:
- повысилась активность родителей воспитанников, проявляющаяся
в участии в жизни группы (пополнение среды дидактическими играми, альбомами; помощь в оформлении картотек по патриотическим играм, участие в конкурсах и выставках).
Вывод:
В ходе проекта была проведена работа по решению поставленных задач. Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно интересоваться героическим прошлым России, изучать культуру и традиции родного края. Кроме того, дети стали с большим удовольствием участвовать в спортивных мероприятиях, народных играх, выполнять творческие задания. Результаты работы по проекту находят свое закрепление в викторинах, досугах, развлечениях.
Опыт работы показал, что участие детей в данном проекте позволило им получить разносторонние знания, повлияло на обогащение словаря и социально-коммуникативных навыков.
Перспектива:
- поделиться опытом своей работы по патриотическому воспитанию детей
с коллегами на педагогическом совете;
- принять участие в конкурсах по проектной деятельности различного уровня;
- презентовать свою проектную деятельность на личном сайте;
- продолжать работу по вовлечению родителей в проектную деятельность в группе.
Литература:
-Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2007.
-Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2012.
-Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
-Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2013.
-Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М.: Сфера, 2010.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
-Ребенок в детском саду №3-2004г. «О государственной символике России»
-Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [– Москва: 2013 г.
-Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
-Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным окружением» в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез М. 2011г.
-Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
-Комратова Н .Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Метод. пособие .М., 2007.
-Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".
Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края....
Педагогический брифинг «Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края»
использование в работе с педагогическим коллективом технологии "коучинга", ИКТ....
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре»
laquo;Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре» ...
Самообразование "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края" средняя группа
Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходи...
Конспект занятия по нравственно—патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста 6—7 лет «Лучше нет родного края».
Конспект занятия по нравственно—патриотическому воспитанию детей «Лучше нет родного края» способствует развитию у детей чувства патриотизма и любви к своей Роди...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....
Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»
Экологические проблемы в настоящее время несут глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Г...